Экологическая акция "Берегите первоцветы!" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.

Задачи:

  • познакомить детей с растениями-первоцветами;
  • вызывать желание узнать историю цветов, их легенды;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • развивать творчество, мышление, фантазию;
  • воспитывать бережное отношение к первоцветам.

В акции принимают участие воспитанники старшей группы детского сада, подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель

Время проведения акции: апрель–май 2016 учебного года

Материалы и оборудование:

  • шапочки цветов;
  • весенние картины;
  • аудиозаписи произведений: “Подснежник” П.Чайковского, “Шествие весны” Вивальди;
  • цветок “Цветик-семицветик”;
  • Красная книга;
  • выставка поделок “Первоцветы”;

Предварительная работа:

  • отгадывание загадок;
  • рассматривание альбома “Первоцветы”;
  • чтение стихотворений, рассказов, легенд;
  • изготовление поделок;
  • проведение физкультминуток и подвижных игр;
  • консультации для родителей “Это надо знать”.

Актуальность

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо знать, беречь и охранять!

Ход экологической акции

Вводная часть

Дети заходят под музыку и становятся полукругом

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! - солнцу и птицам
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
Каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель: Что за волшебница приходит к нам?

Ответы детей: (весна)

Воспитатель: Весна – красивое, волшебное время года. Весной происходит много чудес. Что бывает весной?

Ответы детей: (оживает природа, тает снег, становится теплее, прилетают птицы...)

Воспитатель: Давайте подарим весне весёлую песню.

Дети поют песню “Весна – красна”

Воспитатель:

Весной все живое радуется солнцу, звонко щебечут птицы, журчат ручьи, снеговые сугробы в лесу оседают, и показываются первые проталины. На проталинах прямо из-под снега пробиваются самые ранние цветущие растения, которые называются первоцветами.

Сегодня можно увидеть первоцветы и послушать, о чем они говорят. На волшебном паровозике едем на весеннюю лесную полянку.

Дети становятся друг за другом паровозиком, едут под музыку, потом садятся на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, сколько первоцветов появилось на полянке!

Основная часть. Парад первоцветов

Дети выходят в масках с родителями и представляют свой цветок

1 ребёнок “Подснежник”:

Я - подснежник
Первым вылез из землицы на проталинке.
Я мороза не боюсь,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветаю, 
Раньше всех весну встречаю!
Я - цветок нежный, хрупкий,
Но в то же время гордый и смелый.
Расту рядом со снегом.
Меня обдувают холодные ветра,
Но я не боюсь и прямо стою на своей тонкой ножке.

Родитель рассказывает легенду о подснежнике:

Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

2 ребёнок “Мать-и-мачеха”:

Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Я цвету в апреле – мае.
Я - самая первая зацветаю по весне.

Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья.

С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно!

Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком

А другая – гладкая и холодная.

Теплая – это мать, холодная – мачеха

3 ребёнок “Медуница”:

Я – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!
Приподняв сухой листочек,
В первых числах мая
Появляется цветочек
Солнышку кивая.
То сиреневым, то синим
Подмигнет он огоньком –
Это пчелок приглашает
Медуница за медком.

Родитель:

Меня называют сладким букетиком, потому что в моих цветках много сладкого сока-нектара. Медуница - очаровательный весенний цветок, который появляется через 8-10 дней после мать-и-мачехи. Узнаешь меня сразу: только у медуницы бывают разноцветные цветки-колокольчики

4 ребёнок “Примула”:

Я – примула!
Я – первая, я – смелая!
Земля ещё сыра,
А я уж расцвела!
Мои цветочки малые –
Синеющие, алые –
Как искорки горят.

Родитель:

В народе у примулы молодые, волнистые листочки называют - "баранчиками". "Ключиками" – называют цветки, они собраны в соцветие и похожи на связку ключей, которые открывают весной дорогу всему зеленому царству.

5 ребёнок “Сон – трава”:

Я - сон - трава
Дальний лес стоит стеной,
В лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни - трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.

Родитель:

Какое удивительное изобретение природы!

Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан.

Я цвету даже если на улице мороз. Почему? Внутри цветка очень тепло. Оказывается, чашечка цветка - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло. Полюбуйтесь!

6 ребёнок “Одуванчик”:

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У меня чудесный
Золотистый цвет.
Я большого солнца
Маленький портрет!

Игра-превращение “Одуванчики”

Воспитатель предлагает детям превратиться в одуванчики и показать, как они растут

Воспитатель:

Сейчас превратимся в одуванчики. Мы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.

Воспитатель:

Ребята, вы знаете, что утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

7 ребёнок “Тюльпан”:

Я из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха.
Меж цветов я знатный пан,
А зовут меня – тюльпан.

Родитель:

Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался. Но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон. Тюльпан — цветок счастья.

Пальчиковая гимнастика “Цветок”

Цветочек вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая “бутон”)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – “корешками”)
Вечер. Цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени)

Игра “Цветик-Семицветик”

Воспитатель:

На лесной полянке вырос волшебный цветок - Цветик – Семицветик . Чтобы взять лепесток, надо правильно ответить на вопрос (ребёнок берёт любой лепесток, вопрос написан на другой стороне лепестка, воспитатель читает вопрос, ребёнок отвечает, вопросы на закрепление знаний о первоцветах)

1. в какое время года появляются первоцветы;

2. назови весенние месяцы;

3. первоцвет, который дружит со снегом;

4. первоцвет, у которого листочки с одной стороны теплые, а с другой стороны холодные;

5.

первоцвет похож на солнце;
в названии первоцвета есть слово – мед;
первоцвет, цветок счастья.

Физкультминутка

Солнышко, солнышко! Золотое донышко! (делают из ладошек солнышко)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Побежал в лесу ручей, (бегут)
Прилетело много грачей. (летят)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки вырастают, вырастают! (медленно поднимаются и тянутся вверх)

Дидактическое упражнение “Подбери слово”

Воспитатель:

Подберите слова, которые похожи на первоцветы:

  1. Желтый, как ....
  2. Круглый, как ...
  3. Мягкий, как ...
  4. Белый, как ...
  5. Пушистый, как ...
  6. Хрупкий, как ...

Воспитатель: Вот какие удивительные цветы!

Подвижная игра “Весенний венок”

Дети делают круг и выполняют движения в соответствие с текстом

На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, я - вьюнок.
Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре -
Раздвигайте круг по шире.
Солнышко весной взошло высоко,
Лучи раскинув широко,

Гладит ласково листочки и цветы,
Золотит нам щечки и носы.
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку!

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, почему нельзя рвать первоцветы?

Ответы детей: (в природе осталось очень мало, когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут)

Воспитатель: Если нельзя рвать первоцветы, что можно делать?

Ответы детей: (можно: смотреть, нюхать и любоваться!

Воспитатель:

Что мы можем сделать, чтобы сохранить первоцветы?

Ответы детей.

Выступление родителей:

Цветы – первоцветы занесены в Красную книгу

В России подснежниками называют любые ранние весенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска... Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого. Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту!

Стихи читают дети подготовительной группы:

1 стихотворение:

Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял,
А сколько бы он
На лугу простоял.

2 стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок
Если все: И я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы
И не будет красоты.

3 стихотворение:

Я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшенье родимой земли.

Итог

Воспитатель:

Ребята, глядя на ваши добрые лица, мы уверены, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями. Первоцветы – самые замечательные, самые красивые цветы. Поэты пишут о них стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку. Будем всегда для них добрыми друзьями!

Стихи читают дети:

1 ребенок:

Но мы с вами - Друзья Природы и никогда
Мы не будем рвать цветы -
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!

2 ребенок:

Я сорвал цветок, и он завял,
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Берегите первоцветы, весны первые приметы!
Не рвите цветы! Не рвите! Пусть будет нарядной Земля!

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

2. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

3. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, 1987.

5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

6. Н.Ф. Губанова “Театрализованная деятельность дошкольников”. М.: “Вако” 2007.

7. В.А.Шишкина “Прогулки в природу”. М.: “Просвещение” 2002.

8. В.Н.Макарова, Е.А.Ставцева, М.Н.Мирошкина Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие Часть 2 - Центр педагогического образования Москва 2009.

9. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Коспекты занятий в старшей группе детского сада Экология Практическое пособие для воспитателей ДОУ - ТЦ “Учитель” Воронеж 2004.