Индивидуальная логопедическая образовательная деятельность с использованием ИКТ на тему "Дифференциация звуков [Ш]–[Ж]"

Разделы: Логопедия


Цель: Умение дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях, в стихотворном тексте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать умение дифференцировать звуки [Ш] — [Ж] изолированно, на уровне слога, слова, предложения, в стихотворном тексте;
  • закреплять знания о механизме образования дифференцируемых звуков;
  • закреплять кинестетические ощущения на данные артикуляционные уклады;
  • учить дифференцировать звуки по “глухости” - “звонкости”;
  • учить дифференцировать буквы Ш–Ж при чтении.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа;
  • развивать пространственную ориентацию;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки самоконтроля;
  • формировать навыки самостоятельности, инициативности,
  • формировать интерес к занятиям.

Оборудование: картинки “шапка”, “жук”; картинка “Художник Карандаш”; картинки, в названии которых содержатся звуки [Ш]—[Ж]; картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; карточка “звуковые кнопочки”; разрезная азбука, схема для звукового анализа; текст стихотворения Смирновой М.В.; ноутбук, диск с играми “Мерсибо”.

Ход образовательной деятельности

1. Орг. момент.

Приветствие.

Логопед: Сегодня в гости к нам пришел Художник Карандаш. Он принес картинки со своими любимыми звуками. Посмотри, что на них нарисовано? (шапка, жук)

Какой звук первый в каждом из этих слов?

Шапка – звук ш, жук – звук ж.

Логопед: Сегодня мы будем сравнивать звуки ш и ж.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы правильно выговаривать звуки, надо подготовить язык.

Посмотри на картинки и выполни вместе со мной упражнения.

Упражнения “чашечка”, “вкусное варенье”, “блинчик”, “улыбка-дудочка”, “улыбка”.

2. Основная часть.

Закрепление знаний о звуках Ш и Ж.

Логопед: Что ты знаешь о звуках ш и ж?

Эти звуки согласные. Они всегда твердые, и никогда не бывают мягкими. Мы обозначаем их синим цветом.

Логопед: Что делают наши губы, когда мы произносим эти звуки? Что делает язык?

Логопед: В чем же их отличие?

Звук ш – глухой, звук ж – звонкий.

Предлагаю тебе проверить, так ли это. Положи ладошку на горлышко и произнес песенку змейки: шшш...

А теперь, песенку жука: жжж.....

Мы убедились, что Ш – согласный глухой, а Ж – согласный звонкий, мы произносим его “включая” голос.

Звуковые кнопочки.

Логопед: Художник Карандаш нарисовал звуковые кнопочки. Нажимай на них пальчиками поочередно, и произнеси звуки Ш или Ж, “включая” и “выключая” голос. Сначала правой рукой, затем левой.

Звукобуквенный анализ.

Логопед: Найди в разрезной азбуке буквы Ш и Ж. Выложи слова “шапка” и “жук” из букв и сделай звуковые схемы этих слов.

  • Сколько слогов в каждом слове? Назови каждый слог.
  • В какой части слова находится звук ш? Звук ж?

Найди звук.

Логопед: Художник нарисовал очень много картин и недавно участвовал в выставке. Рассмотри его картины. Угадай, какой звук ш ли ж, есть в названиях этих картин.

Положи в левой части стола картины со звуком ш, а в правой части стола со звуком ж.

Чтение по таблице слогов с буквами Ш и Ж.

Логопед: Художник Карандаш очень любит читать, но еще больше он любит слушать, как читают другие. Прочти слоги по таблице, следи за правильностью звучания.

ЭШ - ЭЖ

ЖУ – ШУ

ИШ – ИЖ

АША – АЖА

ШАЖ – ЖАШ

МША - МЖА

Автоматизация звуков в стихотворном тексте

Логопед: Художник Карандаш любит забавные стихи и загадки, одну из таких загадок он приготовил для тебя. Повтори ее, четко и красиво проговаривая звуки, а затем ответь на вопрос в этой загадке.

На базаре ёжик
Накупил сапожек.
Сапожки по ножке — себе,
Поменьше немножко — жене,
С пряжками — сыну,
С застёжками — дочке,
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семействе у ёжика ножек?
И сколько купил на них ёжик сапожек?
(Смирнова М.В.)

Логопед: Посчитай, сколько пар сапожек купил ежик? Сколько ножек в ежовой семье?

Интерактивная игра с диска Мерсибо “Сыщик идет по следу-2”

Логопед: Как быстро ты справился с загадкой. А вот Художник Карандаш однажды оказался в необычной ситуации. Ему пришлось побыть...сыщиком!

Предлагаю тебе тоже поиграть в сыщиков, разыскать слоги и разобраться в запутанной истории. Итак, мы идем по следу!

3. Итог

Логопед: Карандаш отправляется домой и благодарит тебя за замечательную игру.

  • Что больше всего тебе понравилось?
  • Какие звуки мы сегодня сравнивали?

Ты молодец! До свидания!