Методическая разработка релаксационного занятия

Разделы: Школьная психологическая служба


Принято считать, что для успешности в профессиональной и личной жизни, основой является высокий уровень интеллекта. Но не стоит забывать, что для возможности ставить перед собой реалистичные цели и задачи, находить средства их достижения и решения, управлять своими мотивами и поведением необходимо иметь достаточно развитый самоконтроль. Данный недостаток эмоционально-волевой сферы в детском и подростковом возрасте может приводить к проблемам межличностного общения, учебной деятельности. Ребёнку трудно отказаться от того занятия, которое интересно и доставляет удовольствие, например, компьютерной игры в пользу необходимого дела (уроки, помощь по дому). Такие дети, как правило, имеют низкую учебную мотивацию, работоспособность и продуктивность. Невнимательны и неусидчивы.

Чем раньше ребёнок научится управлять собой, своими желаниями, расставлять правильно приоритеты, тем успешнее он будет в любом виде деятельности и личной жизни.

Ещё одна причина ухудшения качества жизни современного взрослого человека и ребёнка это стрессы. Переживания во время контрольных работ, межличностные проблемы приводят не только к психологическим проблемам, но и к физическим страданиям (расстройства желудочно-кишечного тракта, головные боли и головокружения, нарушение сна вследствие повышенной тревожности).

Сталкиваясь в своей практике с подобными проблемами, посещая семинары и изучая специальную литературу, я пришла к выводу, что и сами родители и дети не умеют “переключаться” со своих проблем, не владеют расслабляющими методиками. Следовательно, необходимо научить их этому.

Я хочу предложить Вашему вниманию разработку одного релаксационного занятия.

Не буду останавливаться на подробном описании релаксационных техник и их влиянии на организм. Эта информация в достаточном объёме содержится в специальной литературе, например, О.В. Баженова “Детская и подростковая релаксационная терапия”. Только перечислю наиболее подходящие, на мой взгляд, методики для детей и подростков. Это аутотренинг (аутотренинговые истории, сказки), йога, прогрессивное мышечное расслабление. Вам понадобятся и вспомогательные средства. Идеально наличие комнаты психологической разгрузки. Но будет и достаточно музыкального сопровождения (звуки природы, произведения Ф.Листа и Ф.Шопена), материалов для творчества (рисования, в том числе и песком, лепка), сказочные истории и тексты для релаксации. Хочу обратить ваше внимание на то, что подобные методики имеют и противопоказания. Поэтому, прежде чем включить ребёнка в группу, родителям необходимо проконсультироваться с врачом.

Лучше, если упражнения каждого занятия будут объединены одной темой, например “Морское путешествие”, “Лесная прогулка”.

Опишу первое занятие с детьми младшего школьного возраста “Морская прогулка”.

Тема: “Морская прогулка”.

Цель: знакомство с основными методиками; развитие умения ориентироваться в пространстве; “чувствовать” свои мышцы; обучиться навыкам расслабления.

Ход занятия

Беседа о море и морских обитателях цель, которой настроить детей на активную плодотворную работу, создать настроение для раскрытия творческого потенциала.

Дети проходят в комнату психологической разгрузки. Рассаживаются на ковре. Психолог берёт из набора инструментов из экологических материалов (оборудование комнаты) эмитирующий звук прибоя. Дети высказывают свои предположения о том, на что это похоже.

При помощи проектора выводятся изображения морских обитателей. Дети узнают их и делятся своими знаниями. Последним появляется морской конёк. О нем говорим более подробно и о характере движения этого морского обитателя: он то резко взмывает вверх, задерживаясь на какое-то время, то резко опускается в морские глубины. Детям предлагается “прокатиться” на морском коньке.

Упражнение “Морской конёк”.

Цель: овладение навыком напряжения и расслабления ягодичных мышц.

Оборудование: стул со спинкой для каждого ребёнка.

Дети садятся на стул верхом, лицом к спинке. По команде привстают, держась за спинку. Задерживаются на 20-30 секунд и опускаются вниз. Расслабление 20-30 секунд. Повторяем упражнение не менее трёх раз.

Упражнение “Морская раковина”.

Цель: снятие напряжения; обучение глубокому дыханию; обучение концентрации и координации движений.

Оборудование: гимнастический коврик на каждого, крупная деревянная бусина по количеству детей.

Дети лежат на спине, ступни на полу, ноги согнуты в коленях. На животе лежит бусина “жемчужина”.

Дети поднимают перед собой руки и соединяют ладони. Получилась закрытая морская раковина.

На вдохе – раковина открывается. Дети медленно разводят руки и согнутые ноги в стороны и кладут их на пол. Ступни прижимаются одна к другой, колени приближаются к полу как можно ближе.

На выдохе – раковина закрывается. Исходное положение.

Движение повторяется 7 раз.

Подвижная игра “Море волнуется раз”.

Цель: тренировка концентрации внимания; увеличение двигательной активности; развитие произвольности.

Дети хаотично перемещаются по комнате. Ведущий говорит слова: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура на месте замри”. Дети замирают, а ведущий старается заметить, какая фигура шевелится. Тот кто не смог простоять неподвижно становится ведущим.

Релаксационное упражнение. Аутотренинг “Морская лагуна”.

Цель: обучение навыкам расслабления; снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Оборудование: гимнастические коврики для каждого; релаксационная музыка или звуки природы.

Введение в аутотренинг.

Лягте удобно на своих ковриках. Сделайте глубокий вдох. Все посторонние звуки, которые вы слышите сейчас и услышите потом, помогут вам ещё больше расслабиться. Сделайте глубокий вдох, закройте глаза.

Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Вы стоите на тёплом нежном песочке, любуетесь гладью моря. Светит ласковое солнышко. Вам хорошо и спокойно.

Трудно удержаться и не шагнуть в прозрачную голубую гладь моря. И вы делаете это. Вода очень приятная. Вы заходите всё дальше и дальше и отталкиваетесь ногами от дна. Скользите по морской глади. Вам хорошо и спокойно. Вода держит вас. Она настолько прозрачна, что видно все камешки и маленьких разноцветных рыбок.

Вы долго плавали и устали. Выходите на берег и ложитесь на нежный тёплый песок. Ваши руки тяжёлые (3 раза), ваши ноги тяжёлые (3 раза), ваши руки тёплые (3 раза), ваши ноги тёплые (3 раза), дыхание ровное и спокойное (3 раза), солнечное сплетение излучает тепло (3 раза).

Но вот дунул лёгкий ветерок. Капелька морской воды упала прямо в центр лба. Ваш лоб прохладный (3 раза).

Вы чувствуете, как хорошо отдохнули, наполнились энергией солнца и моря.

Тот, кто закрывал глаза, открывает их. Согните руки в локтях и разогните несколько раз, сделайте несколько велосипедных движений.

Создание творческих работ на тему “Море”.

Цель: отработка эмоционального опыта.

Оборудование: цветные карандаши, мелки, краски, бумага для рисования, оборудование для рисования песком.

Дети выбирают любые материалы и рисуют любые образы, которые возникли у них в процессе занятия.

По окончанию работы, желающие, могут прокомментировать свои рисунки.

Прощание.

Сообщение краткого содержания следующего занятия;

Домашнее задание (повторять дома упражнения которые запомнили).