Создание единого эколого-развивающего пространства ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Перемены в организации образовательной работы современного детского сада предусматривают самостоятельную деятельность учреждения по разработке основной общеобразовательной программы. В методической литературе достаточно подробно представлены особенности разработки обязательной части программы дошкольного образования, тогда как проблема разработки части, формируемой участниками образовательного процесса, почти не рассматривается. Из этого следует, что данный процесс – это творческая работа педагогов, и воспитатели могут самостоятельно выбирать структуру и содержательное наполнение своей части программы.

Особенности местоположения нашего детского сада и результаты анкетирования родителей, считающих познавательное развитие главным в дошкольный период, определили приоритетное направление работы нашего учреждения – экологическое воспитание детей. Кроме этого, очевидным является тот факт, что началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые навсегда остаются в памяти человека.

Перед нами возникла проблема выбора программы по экологическому воспитанию. Изучив предлагаемые программы, мы остановились на программе Н.А. Рыжовой “Наш дом – природа”. Данная программа была составлена еще в начале 90-х годов прошлого столетия и до сих пор не теряет своей актуальности. Отличительными особенностями данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. Предполагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, выделенного для непосредственно образовательной деятельности, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Кроме того, отдельные блоки могут служить дополнением к основным и дополнительным программам. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание во всех регионах России, а часть методических рекомендаций известна также за рубежом. Это единственная программа по экологическому воспитанию, которая обеспечивает непрерывность в образовании между дошкольным и школьным звеном.

Цель программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

В ходе реализации программы решаются задачи направленные на:

  • формированию у ребенка определенной системы ценностей, представлений о человеке, как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния;
  • формирование у детей понимания необходимости сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним.

Программа состоит из 10 блоков, каждый из которых включает комплекс тем.

В первом блоке “Я и природа” дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте (“Воздух”, “Вода” и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.

Завершающий блок “Человек и природа” — обобщающий по отношению к предыдущим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение). Программа имеет эмблему в виде дома-природы, что отчасти объясняет ее название.

Разработанная Рыжовой система состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования.

Реализация этих компонентов возможна как при наличии ставки специалиста эколога через кружковую деятельность, так и силами воспитателей в сотрудничестве с другими специалистами. Именно эта модель организации экологического образования является рациональной для тех ДОУ, которые реализуют экологическое воспитание по программе “Наш дом – природа”

Мы начали свою деятельность по внедрению программы с изучения особенностей экологического образования дошкольников. Для педагогов были проведены мероприятия, направленные на повышение компетентностей в этой области. На первой встрече педагоги знакомились с понятием “технология экологического воспитания. Вторая встреча была посвящена расширению представления педагогов об экологическом воспитании дошкольников; воспитатели учились выделять компоненты технологии в каждой возрастной группе. Последующие были направлены на развитие творческого потенциала педагогов, повышение профессионального мастерства и эффективность их процессуальной деятельности,

Результатом совместной предварительной работы стало создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с методическими рекомендациями автора парциальной программы.

Согласно ей каждый детский сад должен иметь схему экологической тропы, которая включает разнообразные экологические объекты, созданные с учетом природных особенностей местности. В связи с определенными ограничениями, введенными СаНПиН, возможности детских садов по организации такой среды в здании детского сада сократились, однако дети проводят достаточно много времени на территории. Поэтому особое значение приобретает оформление участков.

За несколько лет функционирования детского сада были реализованы проекты по созданию среды, способствующей всестороннему развитию детей.

На данный момент в результате совместного проекта “Территория добра, красоты и творчества” на участках детского сада имеется метеостанция для формирования у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека, альпийская горка, малые архитектурные формы “Деревенский дворик и пасека”.

В ходе реализации проекта “От семечки до семечки” был создан опытно-экспериментальный участок, где дети наблюдают за ростом плодово-ягодных и овощных культур, принимают посильное участие в посадке и уходу за растениями, учатся сравнивать и анализировать зависимость роста растений от света, температуры воздуха и влажности почвы. В холодное время года такие виды деятельности организуются с помощью так называемых огородов на окне. Кроме этого усилиями педагогов, родителей и детей в детском саду создан небольшой зимний сад, который является объектом экологической тропинки, имеет познавательное и эстетическое значение, экологические мини-лаборатории, где ребята проводят опыты, наблюдения и исследования разнообразных свойств природных объектов и явлений.

Ежегодно в теплый период стартует проект “Украсим планету цветами”, в ходе которого участки заполняют многочисленные цветники. И с каждым годом количество зеленых насаждений увеличивается.

В групповых помещениях в уголках природы собраны коллекции семян, образцов почвы, составлены разнообразные картотеки и изготовлены дидактические пособия экологического содержания.

Также в детском саду стала выпускаться экологическая газета “Наш мир” для родителей, детей и педагогов. Газета выходит в конце каждого сезона и включает в себя описание особенностей погодных условий, особенности жизнедеятельности животных и птиц, отчет об экологических мероприятиях, проводимых в ДОУ и многое другое.

При составлении циклограммы образовательной деятельности мы постарались отобрать такие темы, которые являются в соответствии с ФГОС социально значимыми для общества, семьи, государства, а также, должны вызывать личностный интерес детей, способствовать их общему развитию и вызывать положительное эмоциональное отношение.

В циклограмму для детей раннего возраста, мы включили простейшие понятия из содержания блоков парциальной программы. При организации разных видов деятельности в рамках данных недель дети получают элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы. Тем самым у них формируется база для изучения более серьезного материала. Это означает, что самые простые наблюдения, опыты, игры по любому блоку организуются в каждый сезон с учетом особенностей происходящих в природе изменений и независимо от тематической недели.

Циклограмма для детей 4-8 лет немного отличается от предыдущей. В средней группе используются все десять блоков парциальной программы. Однако материал педагог отбирает с учетом возраста и возможностей детей. Работу по программе в средней группе можно назвать подготовкой к работе по программе в старшем дошкольном возрасте.

В циклограмме помимо традиционных праздников учтены некоторые экологические, как например тематическая неделя “Волшебница вода” приурочена к празднованию Всемирного дня водных ресурсов.

Экологическое воспитание осуществляется с помощью разнообразных форм и методов работы. Представления о необходимости природоохранных действий и экологически грамотном поведении дети получают не только в ходе организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, но и во время

  • прогулок, где с детьми организуются опыты, дидактические и подвижные игры;
  • конкурсов экологической направленности, экскурсий, чтения книг и рассматривания иллюстраций, изобразительной, театрализованной и музыкальной деятельности, обсуждения и обыгрывания ситуаций, развивающих игр и упражнений в рамках тематических недель,
  • экологических акций и проектов.

В летний период времени для детей обязательно организуют тематические недели экологической направленности, как например “Неделя голубой капельки”, “Неделя познания” и другие, в ходе которых ребята с пользой и интересом проводят время. При этом они не только активизируют знания в различных видах деятельности, но и получают навыки безопасного поведения в природе и осознают необходимость охраны и сбережения природных ресурсов.

Большую пользу в организации деятельности детей оказывают наши мини-музеи, на базе которых создаются различные проблемные ситуации, разыгрываются сценарии экологических сказок и организуются дидактические игры.

Ежегодно дошкольники принимают участие в экологических конкурсах и олимпиадах различного уровня, а также под руководством взрослых ведут пропаганду экологических знаний среди населения микрорайона, вручая листовки разнообразного содержания о необходимости соблюдения природоохранных правил.

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постоянный и непрерывный процесс. Родители привлекаются к озеленению территории детского сада, участвуют в спортивных и музыкальных праздниках и развлечениях экологической направленности, в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, в конкурсах в рамках экологических дней в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, в экологических акциях и проектах.

А пять лет функционирования детского сада мы достигли пусть небольших, но очень значимых для нас показателей, демонстрирующих немалую работоспособность и творчество всего коллектива.

Таким образом, достижение целевых ориентиров, представленных в парциальной программе возможно благодаря работе по созданию предметно-пространственной среды, реализации совместных экологических проектов, организации различных видов деятельности детей. Такая целенаправленная работа предполагает постепенное совершенствованию форм и методов экологического образования детей, что в свою очередь ведет к созданию единого экологического пространства как неотъемлемого компонента в общей системе воспитания и развития дошкольников.