Правописание безударных окончаний имён существительных

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель: закрепление алгоритма работы по написанию безударного окончания имени существительного.

Задачи:

  • Совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
  • Обогащать словарь учащихся.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Карточки с заданиями;
  • Листы с заданиями для каждого ряда;
  • Презентация
  • Магниты.

 Планируемы результаты:

Метапредметные:

  • Познавательные УУД (анализ, синтез);
  • Регулятивные УУД (оценивание и контроль);
  • Коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).

 Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

 - Прочитайте слова, записанные на доске.

Т..шина, те..итория, тру…, ло…кость, окрес..ность, шля…ка, в..сёлый.

- Сформулируйте задание к этим словам.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму.

(Выполняем устно, пропущенные буквы открываются).

- Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных звуков. Какие это буквы?

(Гласные буквы: е, и).

- Выполняем минутку чистописания: е и е и е е е и и е е е и и и

- Посмотрите на слова, какое слово лишнее? Почему?

(Слово «весёлый», так как это имя прилагательное).

(Убираем карточку)

- На второй строчке чистописания напишите оставшиеся выделенные буквы, заменяя их заглавными по одному разу. (И Р Д В Т П)

- Подумайте, что могут обозначать эти буквы?

(Это первые буквы названия падежей).

- Установите связь падежей с буквами первой строки минутки чистописания.

(Буквы первой строки являются окончаниями существительных в различных падежах).

- Кто может назвать тему нашего урока?

(Окончания имён существительных) (появляется значок «окончание).

III. Постановка цели, проблема.

 - Какие окончания существительных вызывают у нас затруднения? (Безударные окончания имён существительных).

- Почему? (Это «опасные» места, орфограммы, нужно их проверять).

- Предлагаю вам высказать своё мнение о том, как часто это вызывает у вас трудности. Вспомните, кто из вас испытывал трудности при определении того, какую букву, «е» или «и», писать в окончании. Если вам «всегда трудно», то поднимите обе руки, если «иногда трудно, иногда легко», то поднимите одну руку. Если «легко», то руки не поднимайте.

- Мы видим результаты нашего быстрого опроса. А кто хотел бы преодолеть эти трудности? Поднимите руки. В таком случае, вы без труда сформулируете цель нашего урока.

- Вставьте пропущенные слова и назовите цель урока.

Научиться определять верное …………………… имени существительного по ………………

(Научиться определять верное окончание имени существительного по алгоритму).

- Как мы поймём, что достигли цели?
- Но для достижения нашей цели нужно тренироваться. Желаю всем хорошей тренировки и отличных результатов,

 IV. Планирование.

- Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по плану. Нам нужно:

ПЛАН

  • Вспомнить алгоритм определения безударного окончания существительного.
  • Закрепить его на тренировочных упражнениях.
  • Проверить, что получилось после тренировки.
  • Подвести итоги.
  • Определить, над чем работать дальше.

Работа по плану.

 - Приступим к работе по нашему плану. Ребята, давайте вспомним алгоритм определения безударного окончания имён существительных.
(Чтобы определить безударное окончание имён существительных, нужно:

  • Определить склонение (выделяем исключения).
  • Определить падеж.
  • Вспомнить вспомогательное (опорное) слово для каждого склонения.
  • Записать окончание.)

 - Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили алгоритм. Посмотрите на слайд. (Работа в паре)

  • мечтаю о друг…
  • словно в сказк…
  • с ветк… на ветку
  • рад встреч…
  • норка мыш…

- Вам нужно обсудить в паре пропущенные окончания. Каждая пара проговаривает алгоритм друг другу и определяет, какие окончания нужно записать вместо пропусков. Выполните это задание сначала устно, через три минуты мы проверим работу.

- Проверяем. На доске три листа с проверочной работой, у каждого ряда свой лист. С каждого ряда выходят одновременно по одному человеку и записывают букву вместо пропуска. Кого-то я попрошу объяснить, почему записано именно это окончание.

- Выберите и запишите в тетрадь два- три самых трудных для вас словосочетания из этого списка.

- Можно ли считать, что мы выполнили первый пункт плана?

- Что мы будем делать, чтобы научиться грамотно писать окончания существительных? (Нужно тренироваться).

V. Физкультминутка.

 - Небольшая разминка перед тренировкой. Прошу вас встать, потянуться. А теперь посмотрите на слайд. Выберите одну птицу и помашите руками так, чтобы мы поняли, кого вы изображаете. Посмотрите назад, кто «летит» позади вас. Посмотрите вперёд, кто «летит» впереди вас. Поверните голову вправо, влево. Назовите, кто «летел» рядом с вами.

Применение полученных знаний.

 - Предлагаю вам тренировочные упражнения.

1. Задание 1. Составьте предложение, в котором вы расскажете, от кого и к кому вы «летели». Нужно использовать название насекомых и птиц, которые есть на слайде. Например:

Я летела (от кого?) от цапли к (кому?) вороне.

- Запишите предложение в тетради. После записи в тетради проведите взаимопроверку.

2. Задание 2. Приступаем ко второму заданию. У каждого из вас на партах карточки со словосочетаниями. Ваша задача - заполнить пропуски.

Работа самостоятельная.

Задание 2.

  • у рыженькой малышк_
  • на пушисто сосенк_
  • о лесной красавиц_
  • от забавной белочк_
  • к запасливой хозяйк_
  • об огромной радост_
  • с ветк… на ветку
  • в волшебной осен_

- Давайте проверим. Посмотрите на слайд. Кто выполнил работу без ошибок?

- Переходим к следующему пункту нашего плана. Мы с вами хорошо потренировались, пришло время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Переверните, пожалуйста, карточку с заданием №2. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу- это будет третье задание. В работе будут встречаться словосочетания их второго задания.

- Пропустите одну строчку.

- Записывайте под диктовку.

VI. Текст проверочной работы.

Однажды в лесу на пушистой сосенке я увидел белку. Среди ветвей было видно дупло запасливой хозяйки. Я подошёл ближе к рыженькой малышке. Она прыгала с ветки на ветку. Я часто думаю о лесной красавице.

- Озаглавьте текст. Запишите заголовок на пропущенной строке.

- Посмотрите на слайд. Самостоятельно проверьте написание выделенных слов. Сравните с тем, какие окончания записали вы.

- У кого повторились ошибки?

- Кто смог исправиться и верно написать безударные окончания существительных?

- В правописании каких слов не было необходимости применять алгоритм?

(Со словами «белку», «встречу», окончания этих слов не вызывают сомнений).

VII. Рефлексия.

 - Давайте подведём итог. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке? (Научиться определять верное окончание имён существительных по алгоритму).

- Когда нужно применять алгоритм? (Когда окончание находится в безударной позиции).

- Как это делать? (Проговаривается весь алгоритм).

- Давайте определим причины наших ошибок. Перед вами таблица, в ней перечислены некоторые причины.


Ошибаюсь в определении падежей

Путаюсь в определении склонения

Забываю слова помощники

Не запомнил алгоритм

Все понимаю, но не уверен в себе, выполняю все медленно

Другое

 

 

 

 

 

 

- Возьмите магнитик и отметьте ту причину, которая имеет отношение к вам.

VIII. Определение перспективы.

- Давайте посмотрим, какая причина чаще всего мешала нам всего определять безударное окончание. Предложите, что можно сделать, чтобы этого избежать?

- Важно понять, где сделали ошибку, на каком этапе и найти пути, как это исправить.

IX. Домашнее задание.

- Выполнить разноуровневое задание на карточке.

- Спасибо за работу.