Обобщающий урок по теме «Отрасли народного хозяйства». 9-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель моей презентации: представить информацию об истории прошлого и настоящего милому моему сердцу города Олекминска, которому исполнилось в 2015 году 380 лет. Город Олекминск - один из старейших городов Якутии и Сибири, расположен на левом берегу великой реки Лены, которая была торной дорогой, по которой двигались с древних времен люди, чтобы освоить огромную территорию Якутского края.

В 1635 году отряд казаков сотника Бекетова построил против устья реки Олекмы небольшой острог, который впоследствии сыграл большую роль в освоении Забайкалья и Приамурья.

2 марта 1783 года указом императрицы Екатерины II был присвоен статус города Олекминску и в 1790 году утвержден герб Олекминска с описанием: “В серебряном поле протекающая река. Сей герб старой”. В 1822 году стал окружным центром.

Олекминск приобрел значение торгового и административного пункта по пути в Якутск.

В связи с возникновением золотой промышленности жители Олекминска участвовали в обустройстве путей сообщения. Олекминск связывал огромный соседний Вилюйский регион с Бодайбинскими золотыми промыслами.

Через Олекминск проходил оживленный почтовый Иркутско–Якутский тракт, по которому, кроме казенных грузов, двигался разный род пассажиров, покорителей Якутии.

История Олекминска связана с революционным движением России. Политические ссыльные старались приобщить местное население к знаниям и культуре. Скопцы сыграли большую роль в развитии земледелия и овощеводства.

Летом Олекминск превращался в ярмарочный торг.

Одной из героических страниц моего города является строительство военного аэродрома во время Великой Отечественной войны для перевозки американских самолетов по маршруту “Аляска – Сибирь”.

Мой город “из старины седых веков” за эти годы неузнаваемо изменился. Восстановлены Собор Спасский, построенный в 1870 году и часовня Александра Невского, построенная в 1891 году. Построены памятники центросибирцам, аллее героев, знаменитому снайперу И.Н. Кульбертинову, реке Лене.

В данное время в городе имеется техникум механизации сельского хозяйства, 4 школы, гимназия “Эврика”, школа искусств, 5 детских садов, 2 библиотеки, Центр культуры и отдыха, музей истории земледелия, типография. Издаются 2 газеты: “Олекма”, “Вести Олекмы”.

Город имеет аэропорт, речной порт, электростанцию, автотранспортное предприятие, пищевой комбинат “Алмазы Анабара”.

Главной гордостью Олекминска сегодня являются простые и добрые люди, которые своим ежедневным трудом создают красоту и пользу, преумножая славу родного города.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.

Развивающие:

  • Развивать устную речь, познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.
  • Стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательные:

  • Формировать убежденность в необходимости получения экономических знаний, умение работать индивидуально, в коллективе, включаться в диалог, отстаивать свою точку зрения.
  • Повысить интерес к изучению предмета.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в игровой форме.

Оборудование: Учебник А.И.Алексеев, В.А.Низовцев и др. География России. Дрофа 2011 г., атласы 9 класса, раздаточный материал.

Рекомендации к уроку:

  • Разделить класс на 3 группы.
  • Подготовить раздаточный материал (распечатать задания к конкурсам, подготовить жетоны за правильные ответы)
  • Провести рефлексию в конце урока о положительных и отрицательных моментах игры с эмоциональной и знаниевой точек зрения.

1 КОНКУРС: “Угадай-ка”

Дается характеристика отрасли. Ребята должны сказать, о какой отрасли идет речь.

1 отрасль:

  1. Ни одна отрасль не может сравниться с этой отраслью в создании абсолютно новых материалов с заранее заданными свойствами.
  2. Благодаря этой отрасли мы экономим натуральное сырье.
  3. Именно эта отрасль может утилизировать свои собственные и чужие отходы.

2 отрасль:

  1. Важнейшей особенностью этой отрасли является его зависимость от природных условий.
  2. Для этой отрасли в нашей стране характерно сезонное производство.
  3. Эта отрасль состоит из 2 взаимосвязанных отраслей.

3 отрасль:

Эта отрасль имеет в нашей стране гораздо большее значение, чем в других странах, из-за особенностей географического положения России, суровости ее климата, необходимости преодолевать огромные расстояния.

2 КОНКУРС: “Вставь пропущенное слово”

Командам даются тексты с пропущенными словами, которые они должны вставить.

Транспортный комплекс.

Транспортный комплекс входит в коммуникативную систему. Ее задача – обеспечить...(обеспечить перемещение людей, информации, энергию, грузы).

Транспорт состоит из...(сухопутного,...водного,...воздушного,...электронного, ...трубопроводного)

Металлургический комплекс.

Отрасли этого комплекса производят...(разнообразные металлы).

Комплекс состоит из ...(черной) и ...(цветной) металлургии.

Агропромышленный комплекс.

Задача АПК...(обеспечение населения России продовольствием).

Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются.... (сельскохозяйственные угодья). Большую часть продукции дает.... (растениеводство (55% от стоимости всей производимой в стране сельхозпродукции)), а остальное дает....(животноводство). Ведущие культуры .. (зерновые).

3 КОНКУРС: Разгадать кроссворд.

1. Сахарная свекла – культура-сырье для производства...........

2. Главная отрасль животноводства в России, основной продукцией которого является молоко и мясо.

3. Металл – труженик.

4. Перспективный район газодобычи полуостров..............

5. Эти удобрения в нашей стране производятся только в одном районе – Березники-Соликамск (Пермский край).

6. Универсальное природное сырье.

7. Сплав железа с углеродом до 2%.

8. Бывает тонкорунное, дающее шерсть прекрасного качества.

9. Транспорт, который перевозит “от двери к двери”.

4 КОНКУРС: “Светик-семицветик”.

На лепестках ромашки записаны различные факторы размещения. Ребята вытягивают и дают характеристику фактора размещения

  • Потребительский (Мебельная фабрика)
  • Топливный
  • Энергетический (Предприятия хим. пром.)
  • Водный (ЦБК)
  • Сырьевой (завод по производству сахара)
  • Трудовой (текстильные заводы)
  • Транспортный
  • Научный (производство компьютеров)
  • Экологический

5 КОНКУРС: конкурс капитанов.

Установите закономерность и прочитайте без чего в машиностроении нельзя.

9 20 13 2 17  
5 16 22 10 8 27
12 1 3 25 18 28
19 7 15 6 21 26
4 23 11 24 14  

 

з р я п о  
и о р а И И
и с е а П Е
е л к а И Н
ц о ц в И  

6 КОНКУРС: “Установите соответствие”.

1. Совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в ее различных видах и формах. А) Химизация
2. Совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Б) Машиностроение
3. Широкое применение химических технологий и материалов во всех хозяйственных отраслях и в быту. В) Топливно-эенргетический комплекс
4. Совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Г) Конверсия
5. Перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции. Д) Металлургический комплекс

1-В

2-Д

3-А

4-Б

5-Г

7 КОНКУРС: “Шифровальщик”.

Вам даются различные аббревиатуры – расшифруйте их.

  • НПЗ -
  • ЛЭП -
  • КМА -
  • ТЭС -
  • ГЭС -
  • АЭС -
  • ТЭЦ -
  • ЦБК -
  • ЕЭС -

Рефлексия о положительных и отрицательных моментах игры с эмоциональной и знаниевой точек зрения:

Закончите предложение:

Сегодня на уроке

  • было интересно...
  • было трудно...
  • я поняла, что...
  • я научился...
  • у меня получилось...