Родительский практикум «Успешный ребенок» для 1–2-х классов

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель: способствовать пополнению знаний родителей об ответственности за успешное обучение ребенка

Подготовка: классный руководитель вместе с детьми снимают видео, в котором дети разыгрывают различные сценки о выполнении домашних заданий. Дети играют роли и детей, и взрослых.

Данный практикум проводится в рамках родительского собрания на тему “Успешный ребенок”.

Примерный план родительского собрания выглядит так

  • Выступление классного руководителя - теория
  • Выступление социального педагога (или психолога) – практика
  • Просмотр видео с участием детей
  • Подведение итогов

Родительский практикум помогает уйти от “громких” фраз, идеальной картинки семейного воспитания, когда речь классного руководителя носит назидательный характер общих рекомендаций. Напротив практикум помогает рассмотреть конкретные ситуации из жизни семьи, выслушать родителей и помочь им в решении насущных проблем.

Выступление социального педагога

- Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарю вас, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Вы уже сделали первый шаг на пути нашего сотрудничества. Ведь все мы вместе (педагоги и родители) работаем над тем, чтобы наши дети были счастливыми и гармоничными личностями.

Сейчас вы услышали выступление вашего классного руководителя по теме “Успешный ребенок”. Я думаю, что-то из сказанного вы уже знали, возможно и услышали что-то новое для себя и эти рекомендации помогут вам. Мне хотелось бы перейти от теории к практике. И как сказал великий физик Альберт Эйнштейн: “Теория – это когда все известно, но ничего не работает. Практика – это когда все работает, но никто не знает почему...”. Сегодня еще прозвучат его гениальные фразы. А мы переходим к практике...

Вам даны карточки с заданиями. Прошу вас разыграть ситуацию, записанную в задании.

Родители разделены на 3 группы (сидят вокруг трех столов). Им раздаются карточки с заданиями.

От каждой группы 2-3 родителя выходят и разыгрывают сценку, в которой слова и действия они придумывают самостоятельно (возможно они разыграют сцену, где присутствуют оба родителя и ребенок, возможно только один родитель, или в сцене появится бабушка – все это допустимо).

1. Мама-отличница

Разыграйте ситуацию: Мама с ребенком выполняют домашнее задание. Ребенок допускает много ошибок, помарок. Мама уже 2 раза просила переписать задания. В результате садится сама за тетрадки и аккуратно все выполняет за ребенка.

2. Занятая мама

Разыграйте ситуацию: Ребенок выполняет домашнее задание самостоятельно. Ему нужна помощь. Он зовет маму (она на кухне), или звонит маме (она на работе). Мама отчитывает его, что он ей мешает и просит не звонить ей, а разбираться самому.

3. Тревожная мама

Мама с ребенком выполняют домашнее задание. Ребенок уже 2 часа не может понять, как решить задачу. Мама “закипает”, она объяснила условие задачи уже много раз и разными способами. Мама срывается на крик, обвиняет ребенка и обзывает.

После показа каждой сценки социальный педагог задает вопросы:

- Что вы сейчас чувствовали, играя роль ребенка (или родителя)?

- Как можно по-другому (позитивно) разыграть эту ситуацию?

Родители предлагают решение данных ситуаций, делятся своим опытом, были ли у них такие же случаи при выполнении домашних заданий.

Социальный педагог предлагает каждой группе выбрать выражение А.Эйнштейна, которое подходит к их ситуации (крылатые фразы записаны на доске):

Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой.

Образование – это то, что останется после того, как забывается все выученное в школе.

Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.

Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя.

Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребенку, вы сами этого не понимаете.

Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир...

Родителям предлагается просмотр видео, в котором их детям так же было предложено разыграть сценки выполнения домашнего задания.

Обсуждение увиденного.

Подведение итогов

Рекомендации социального педагога:

- скажите ребенку, что вы понимаете его эмоции и чувства

- перед началом выполнения домашнего задания оговорите все требования к качеству и объему работы

- не допускайте критику действий и слов учителя. Ребенок решит, что и ему можно так же себя вести

- не делайте задание вместо него – он должен думать сам, иначе вы просто завуалируете проблему

- не скупитесь на похвалу. Хвалите ребенка за что-то конкретное (“Смотри, как аккуратно написал номер упражнения! Я так рада, что ты уже сам смог решить задачу и верно решил все примеры...)

- поощряйте ребенка не бояться попросить помощи у вас, у учителя

- задавайте наводящие вопросы, так информация запомнится лучше

- предложите в выходные делать часть уроков на неделю, а не только на понедельник

- глядя в глаза, скажите ребенку, что вы понимаете его трудности и что верите, что вместе вы со всем справитесь

Игра “Собери волшебный портфель”

Социальный педагог показывает родителям маленький игрушечный портфель и предлагает: “Давайте соберем ребенка в школу и положим в этот портфель те качества личности, которые помогут ему быть успешным. Я положу в этот портфель хорошее настроение. А вы?”. Педагог передает по кругу портфель каждому родителю, они в свою очередь называют по одному качеству школьника.

Заключительное слово

Спасибо всем родителям, которые присутствовали и приняли активное участие в нашей встрече.