Рейтинг@Mail.ru

Актуализация и развитие творческого потенциала детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации в обществе

Разделы: Социальная педагогика


Одной из главных задач организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья является их социализация. Если для ребёнка из семьи социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс и результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с ограниченными возможностями здоровья в большой социум; а с другой - стимулировать желание детей-сирот с ОВЗ находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Культурологический подход к включению детей с ОВЗ в дополнительное образование ставит задачу создания условий для их творческой самореализации в адекватной для них форме. Данный подход развивает базовые культурные потребности у ребенка и тем самым инициирует проявление его культурных способностей. Для культурологического подхода одним из ключевых моментов является не опора на установившиеся культурные формы и социальные институты, а вовлечение ребенка в их совместное творчество. Для этого необходимо использование таких культурных форм, участием в которых социальность творится, создается, а не предполагается как застывшая.
Известно, что культурологический взгляд на проблему инклюзии позволяет открывать развивающий и способствующий реальному включению ребенка потенциал культурных форм, которые могут быть найдены как в арсенале традиционных культур, так и в способах культурной выразительности современного искусства. Кроме того, культурологический подход позволяет поставить вопрос о формировании культурного фундамента, делающего возможным для ребенка включение в образовательные программы, не предполагая этот фундамент уже готовым, что существенно расширяет контингент детей, которые могут реализовать с помощью этого подхода свое право на образование, открывая им тем самым реальные жизненные перспективы.

Культурологический подход дает возможность в непрямой форме применить принцип партнерства. В этом подходе используются такие практики культуры, которые как раз и обращены к человеку с неразвитыми основами культурной и коммуникативной компетенции. В ходе реабилитации при взаимодействии с человеком, имеющим ОВЗ, отбираются те культурные практики и формы, которые реально могут стать его жизненными формами. В данном случае партнером становится как бы сама жизнь данного человека, когда в ее практику входят те культурные формы, которые соответствуют потребностям его развития.

Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую социализацию. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность, получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования, а также опыт взаимодействия с педагогом как значимым взрослым становятся для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья не только реабилитационным досугом, но и нередко профилизацией жизненного статуса.

Что мы понимаем под термином «путь социализации»? По нашему мнению, «путь социализации» – это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Возникает вопрос о том, как же это можно совершить? Каким образом? Опыт подсказывает, что этого можно добиться именно через развитие творческих, а значит индивидуальных способностей. Творчество имеет особое значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к деятельности вообще и процессу творчества в частности. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания, помогает справиться с травматическим опытом. Таким образом, в момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

В процессе творческой деятельности у ребенка-сироты с ограниченными возможностями здоровья с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активнее строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья, имеющему опыт депривации, свои чувства и эмоции, а также знания и отношения легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у нормально развивающегося ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративно-прикладного и технического творчества, средствами конструктивной и художественно-изобразительной деятельности понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Такая способность для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья выступает существенным фактором их социализации, способствующим коррекции познавательных способностей и становлению произвольной саморегуляции, развитию коммуникативных навыков, формированию самосознания и позитивного образа будущего.

Воспитанники Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» имеют возможность проявлять и реализовывать свой творческий потенциал посредством занятий в кружках и студиях дополнительного образования «Русские узоры», «Мастер на все руки», «Чудеса своими руками».

Учитывая, что дети-сироты долгое время воспитываются в условиях ограниченного жизненного и социального пространства, испытывают трудности в самостоятельном усвоении сложных видов деятельности и проявлении целенаправленной фантазии, целью занятий в кружках и студиях дополнительного образования стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах, помочь проявить свои индивидуальные способности и научить фантазировать.
Ведущая идея программ дополнительного образования - создание комфортной и безопасной среды общения, коррекция и развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация. Они предусматривают развитие у детей-сирот с ОВЗ изобразительных, технических, художественно-конструкторских способностей, творческой инициативы и индивидуальности.
В процессе таких занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память, воображение. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, актуализируются и развиваются коммуникативные навыки. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе работы педагоги дополнительного образования нередко в сотрудничестве с воспитателями групп ЦССВ «Наш дом» находятся в поиске различных способов и приемов мотивации и включения детей в творческую деятельность, а также способов трансляции результатов работы и детских достижений. В этой связи используются различные методы – это рассказ, беседа, объяснение, демонстрация умения педагогом, рассматривание репродукций, совместный анализ видеоматериалов, самостоятельная практическая работа детей под руководством педагога, тренировочные упражнения в группе с воспитателем, организация выставок и т.д. Занятия построены с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, их личностных качеств и опыта депривации, а также индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники: рисование пластилином, свечой; коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; айрис фолдинг, декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи; квиллинг, тестопластика, ремонт, изготовление и обработка деревянных изделий. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Работа и с новыми материалами, и с хорошо знакомыми очень актуальна, так как она позволяет детям-сиротам снять страх неудачи, создает положительные эмоции, формирует необходимые для творчества качества: мотивацию к работе и уверенность в себе, стремление достигнуть положительного результата, тренирует практические навыки и умения.

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки художественно-творческой деятельности, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Занимаясь в студиях и кружках дополнительного образования в условиях ЦССВ «Наш дом», дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными средствами, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые будут им необходимы в дальнейшей жизни. Воспитанники активно включаются в творческую деятельность, уверенно используют различные инструменты для обработки материалов, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Так, воспитанники ЦССВ «Наш дом» регулярно принимают участие в городских и всероссийских творческих фестивалях, конкурсах, благотворительных выставках, где становятся лауреатами. Опираясь на свой успешный опыт, ребята с удовольствием участвуют в оформлении помещений ЦССВ «Наш дом» (холлы, группы, актовый зал), а также в изготовлении и оформлении праздничных декораций к мероприятиям Центра.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же педагоги дополнительного образования в сотрудничестве с воспитателями дают каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого приходится подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. При выполнении заданий детям оказываются разные виды помощи и поддержки: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагают широкий простор для свободы творчества. При этом педагоги постоянно корректирует деятельность ребенка, помогают ему вовремя исправить допущенные ошибки.

Воспитатели совместно с педагогами дополнительного образования стараются увеличивать социальную активность воспитанников Центра, создают ситуации успеха и достижений, требующих от ребёнка проявления самостоятельности, развивают доверие к значимому взрослому. Через такое познание окружающего мира и взаимодействие с взрослыми и происходит получение ребёнком позитивного опыта социализации, который очень нужен детям-сиротам, имеющим опыт депривации и опыт травматических переживаний. Развивающие и реабилитационные занятия по программам дополнительного образования для детей с ОВЗ, создают условия для успешной адаптации в современном социуме.
Мы, педагоги ЦССВ «Наш дом», не имеем возможность помочь детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья решить их проблемы со здоровьем, но в наших силах повысить качество их жизни – расширить круг их общения, показать им возможности самореализации, не дать им замкнуться в себе, научить их справляться с трудностями и достигать результата, показать им широту и гармонию внешнего мира и быть в этом рядом в роли значимого ответственного взрослого.

Список используемой литературы

  1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.
  2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990
  3. Голубева Н. Аппликации из природных материалов. - М., 2002.
  4. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/.- М.: Просвещение,1991.
  5. Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010.
  6. Конышева Н.М. / Секреты мастеров/.- Смоленск, 2004.
  7. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  8. Ниппель Ф. Мастер на все руки. - М., 1993.
  9. Петрушкина С.В./Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа.- 2004.- №5.
  10. Цирулик Н.А., Уроки творчества/Н.А. Цирулик.- С.: Федоров,1999.
  11. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э., Ручное творчество/.- С.Федоров, 2004.
  12. Шевчук Н.Л. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества. // Эл. ресурс, 2015.