Методическая помощь учителю в рамках реализации ФГОС (материалы к проведению семинара для учителей начальных классов)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Материалы к проведению семинара для учителей начальных классов

1. Психологический настрой “Все в твоих руках”

Притча.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью.

2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Тема нашего семинара “Методическая помощь уроку в рамках реализации ФГОС”. Основные направления, которые мы для себя выделили по запросам учителей :

  1. Современный урок в рамках ФГОС (выступление Егоровой Л.К.);
  2. Подготовка к современному уроку (выступление Мотовиловой И.И.);
  3. Технологическая карта урока (выступление Тропиной Л.Л.)

3. Современный урок в рамках ФГОС

Современный, – это новый, но не теряющий связи с прошлым, актуальный урок. Актуальный [от лат. actualis – деятельный]– действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего сегодня человека. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Каким именно будет его урок - это решать каждому учителю лично. В данной возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования, основными задачами которого является не просто вооружение выпускника фиксированным набором знаний, а сформированность у него умения и желания учиться в течение жизни; умения работать в команде; способность к самоизменению и самореализации. Основной формой обучения является урок. Прошу вас, из нижеперечисленных типов уроков выбрать только те, которые соответствуют ФГОС

ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС

  • Урок-исследования (урок творчества)
  • Урок закрепления знаний.
  • Урок отработки умений и рефлексии;
  • Урок изучения нового материала.
  • Урок повторения.
  • Урок “открытия нового знания”
  • Урок обобщения.
  • Урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности)
  • Уроки развивающего контроля

Современный урок должен отображать следующие образовательные идеи:

1. Субъектность.

На уроке происходит общение равноправных партнеров, субъектов, личностей. Партнерство предполагает наличие диалога. Поэтому главным компонентом современного урока становится диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса, позволяющее организовать работу на уроке как сотрудничество. Главное, что должен обеспечить современный урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Это возможно при: создании положительного эмоционального настроя на совместную деятельность; опоре на личный опыт педагога и учащихся; разрешительном принципе, когда работают все и каждый, интересно мнение каждого, радуют успехи каждого, все доверяют учителю; через единую систему отношений; на единой учебно-познавательной задаче, которая объединяет всех; на постоянном взаимопонимании; на планировании совместной работы; на позиции учителя - консультанта.

2. Мотивации обучения.

Избыточность учебного материала, информационная перегрузка, недостаточная сформированность общеучебных умений и навыков, проявление определенной инфантильности детей: хроническая рассеянность, гиперактивность приводят к нежеланию детей учиться. Поэтому учитель практически вынужден значительное время на уроке и вне его уделять формированию мотивации учения.

Что помогает учителю формировать мотивацию учения у обучащихся? На помощь приходит: значимый, интересный для детей материал; задания, предполагающие использование разнообразных умений для их выполнения; положительная обратная связь; возможность действовать самостоятельно).

3. Активизация обучения.

В процессе обучения школьник зачастую выступает только объектом.Знания, полученные легкими способами, без приложения собственного напряженного труда, не развивают процесс мышления. Дети хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации. Вот почему учитель должен способствовать тому, чтобы ученик становился субъектом деятельности. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться, находить верные решения. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.

Что помогает педагогу активизировать учащихся в процессе обучения? Варианты активизации: соревнование, игра, проблемные ситуации, смена видов деятельности, неординарность заданий, юмор, физминутки, поощрение, обращение к личному жизненному опыту.

4. Индивидуально-личностный подход.

Индивидуально-личностный подход осуществляется через: дифференциацию обучения, когда учебный материал дифференцируется по степени сложности и в соответствии с диагностическими данными об учениках; выстраивание педагогом образовательного маршрута для каждого ученика применительно к каждой предметной области (карты достижений, карты пробелов, портфолио ученика)

5. Рефлексивное осмысление обучающимися результатов урока.

Чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

Важное требование - формировать умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. В зависимости от способов её проведения это может быть анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, схема, рисунок и т.д. Может проводиться в разных формах (индивидуально, фронтально, по группам,коллективно)

Понятие “современный урок” неразрывно связано с понятием “современный учитель”. По словам руководителя проекта по разработке ФГОС Александра Михайловича Кондакова “Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения”. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю.

Предлагаю выбрать из предложенных те профессиональные и личностные качества и умения, которыми, по вашему мнению, должен обладать современный учитель

Современный учитель – это профессионал,который...

создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта. не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам
консультирует и корректирует действия обучающихся обладает информационной компетентностью, применяющий элементы развивающих технологий
не даёт новые знания ученикам в готовом виде, выступает в роли организатора, а не информатора находит способы включения в работу каждого ученика
соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза
подбирает комплексные задания, которые предполагают необходимость применения знаний из нескольких разделов предмета. педагог, чертами которого являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
способный выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учить не только наукам, но и жизни.

4. Подготовка к современному уроку

1. Определение темы и места урока в системе уроков, отбор содержания.

Тема урока ставится в соответствии с рабочей программой, составленной учителем. Тема урока формируется полно и точно. Например, формулировка темы “Закрепление ранее изученного материала” является неточной, поскольку не отражает основное содержание урока. Правильная формулировка темы “Закрепление изученного материала по теме “Сложение и вычитание чисел в пределах 100”

При отборе содержания нужно учитывать уровень развития и обученности детей. Необходимо учитывать, что в разноуровневом классе и содержание урока должно быть разноуровневым, задания подобраны по уровням сложности (легкий – средний – повышенный).

2. Определение целей и задач урока

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков саморегуляции), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Задачи урока должны соответствовать цели, быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока.

3. Определение типа и структуры урока

При определении типа и структуры урока нужно учитывать, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к типологии уроков. ШПАРГАЛКИ Классические структурные схемы уроков преобразуются с учётом новых требований, связанных с реализацией системно-деятельностного подхода.

4. Выбор методов и форм обучения, разнообразных видов деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. В зависимости от этапов урока педагог подбирает оптимальные формы и методы обучения. Например, на одном этапе урока целесообразнее провести работу в парах, нежели фронтальный опрос.

5. Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что - то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. НАПРИМЕР

- интересный факт

- неожиданное открытие

- красивый опыт

- нестандартный подход к уже известному

6. Составление плана урока или технологической карты или конспекта урока продумывая оптимальный темп урока, то есть рассчитывая время на каждый его этап. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

7. Продумать форму подведения итогов урока.

Определить способ оценки результатов урока, рефлексии учащимися результатов собственной деятельности. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: “Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат?

8. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

К домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

9. Подготовить оборудование для урока

5. Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Это вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного материала.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность и деятельность детей на уроке;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности. Она отличается от традиционного конспекта только формой.

Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся, рефлексия.

Существует достаточное количество вариантов технологических карт, но обязательными в них являются некоторые пункты:

- “шапка”, которая включает в себя:тему урока, цель урока, планируемый результат, основные понятия, межпредметные связи, ресурсы – основные, дополнительные, организацию пространства, например, работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

- далее - в виде таблицы — основные элементы содержания с учётом этапов урока.

При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Некоторые из них должны быть на каждом уроке:

а) этап организации учебного занятия;

б) этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;

в) основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);

г) этап подведения итогов учебного занятия;

д) рефлексия.

В карте обязательно отражаются: этап; деятельность учителя; деятельность обучающихся; формируемые УУД.

Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т.д.

Стандарты второго поколения отвечают на вопрос: “Чему учить?”, технологическая карта – “Как учить”, как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

Вывод: если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать уверенные шаги в условиях реализации ФГОС. Ведь именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение стандартов школьного образования.

Приложение.