Применение средств батутной подготовки на занятиях фитнесом

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Дополнительное образование


В современном мире фитнес рассматривают как инновацию в области оздоровительной физической культуры, как фактор формирования в социуме культурных ценностей третьего тысячелетия, свободы выбора, толерантности, как целенаправленный процесс занятий с оздоровительной направленностью, целью которого – является оздоровление человека самыми современными методиками и технологиями [1].

Фитнес - в точном переводе с английского означает “соответствие” - одна из самых совершенных на данный момент систем тренировок, соединившая в себе все самые эффективные приемы “воспитания тела”.

Фитнес – это сложное полифункциональное социокультурное явление, относящееся к предметной области физической культуры. Его основой является принцип гуманизма и холистический подход в процессе оздоровления человека, повышения и сохранения его физической дееспособности инновационными средствами на основе физических упражнений [1].

В соответствии с перечнем Общероссийского классификатора продукции и услуг (ОКДП), фитнес - технологии и программы дифференцированы по следующим направлениям:

аэробные программы (аэробика, степ-аэробика, фит-степ, босу, и др.): кардиотренировки с танцевальными движениями, которые могут освоить люди любого возраста и уровня подготовки; с помощью этой методики можно сбросить лишние килограммы и поддерживать мышцы в тонусе;

– силовые программы (сайклин, супер-стронг, памп, слайд и др.): тренировки с чередующимися силовыми и кардионагрузками, с помощью которых прорабатываются мышцы спины, рук, груди и живота; методика позволяет укрепить сердечнососудистую систему и сформировать красивый рельеф тела;

– танцевальные программы (хип-хоп, латина, сити-джем, зумба, стрип-пластика, восточные танцы, поул-дэнс и др.): движения под музыку, позволяющие развить гибкость, координацию, выработать красивую осанку, а также сбросить лишний вес; в зависимости от направления методика в разной степени развивает определенные группы мышц и формирует красивые контуры тела;

Программы с использованием восточных единоборств (ки-бо, фит-бо, а-бокс, тай-бо и др.): сочетание аэробных и силовых нагрузок, которые прорабатывают несколько групп мышц одновременно, развивают гибкость и силу, баланс и реакцию, уменьшают жировую прослойку;

- оздоровительные программы (каланетика, гимнастика для суставов, пилатес и др.): сочетание дыхательных упражнений с силовыми – последние предполагают работу с весом собственного тела; проработка мышц проходит при максимально щадящей нагрузке на позвоночник и суставы;

– программы "Body & Mind" - разумное тело (ци-гун, стретчинг, хатха-йога, аштанга-йога, йога-стретч, йога для позвоночника и др.): занятия направлены на гармонизацию отношений тела и разума, чтобы научить организм функционировать как единое целое;

- водная-аэробика (Aqua Jogging Aqua Relaxation, Aqua Box, Aqua Cycle): занятия данной аэробикой имеют очень много положительных сторон - это своеобразный гидромассаж, вследствие которого кожа становится упругой и подтянутой; отличное средство в борьбе с целлюлитом.

В последнее время все большую популярность набирает фитнес на батуте.

Прыжки на батуте довольно молодой вид спорта, помогающий обучению спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Прыжки на батуте развивают координацию движений, улучшают пространственную ориентацию, а также специальные качества как устойчивость к укачиванию и гравитационным перегрузкам. В настоящее время прыжки на батуте включены в программу многих соревнований, в которых участвую как мужчины, так и женщины.

Прыжки на батуте к тому же эмоциональный и зрелищный вид спорта, так на спортивных мероприятиях нередко спортсмены выполняют прыжки сразу на нескольких батутах. На различных показательных выступлениях на батутах часто демонстрируются не только индивидуальные, но и групповые выступления.

Прыжки на батуте являются разновидностью акробатических прыжков, которые с глубокой древности использовались в праздничных гуляниях всех народов мира и включались в программы странствующих артистов, а с появлением стационарных цирков в Европе в 1800 году, стремительно развивались и эволюционировали. В первой половине 20 века акробатические упражнения постепенно проникли с арены цирка в спортивные школы и клубы и стали средством физического воспитания молодежи. Идею использовать для акробатических прыжков батут первым воплотил в жизнь американец Д. Ниссен. В 1926 году он создал конструкцию батута и год за годом ее совершенствовал. Так прыжки на батуте стали самостоятельным любительским видом спорта в США. В 1939 году батут уже отвечал требованиям, предъявляемым в то время к гимнастическим и спортивным снарядам. Во время Второй мировой войны армия и флот США использовали этот гимнастический снаряд в качестве средства физической подготовки. В 1940-х годах прыжки на батуте стали составной частью программ физического воспитания США, с 1948 года там стали проводиться национальные и студенческие чемпионаты. В 1955 году эта дисциплина пришла в Европу. В России и СССР в довоенное и послевоенное время (1930-1964 гг.) батут применялся как средство профессиональной подготовки летчиков, космонавтов и парашютистов, а также для тренировки спортсменов других специальностей. И только 1964 году упражнения на батуте были включены в классификационную программу по акробатике, в этом же году в Ленинграде были проведены первые соревнования по этой дисциплине. Чуть позже, с появлением Всесоюзной федерации прыжков на батуте в июне 1971 года батут стал самостоятельным видом спорта [2].

Нашумевшие в то время полеты в космос Юрия Гагарина и Германа Титова привлекли внимание молодежи к космической теме, тем самым поспособствовали созданию в Ленинграде во Дворце пионеров “Клуба юных космонавтов”. В нем занимались 100-150 ребят космической тематикой, выполняли специальную физическую подготовку, изучали авиационные предметы, ходили в туристические походы. Осенью 1961 года были привлечены ведущие специалисты по гимнастике и физической подготовке к работе с подростками.

Спортивная секция прыжков на батуте впервые открылась в Ленинграде во Дворце пионеров и школьников в 1965 года. Ее основу составили члены клуба юных космонавтов им. Германа Титова. Тренерской работой в батутных группах занялись два известных мастера спорта по акробатике Вадим Раевский и Владимир Смирнов. На школьных соревнованиях в Москве, Киеве и Минске, которые развивали батут как вид спорта, появились первые результаты и успехи.

Первые официальные соревнования по прыжкам на батуте, в рамках спартакиады Ленинграда, состоялись 3 июля в 1965 году в зале Военного факультета физической культуры и спорта при ГДОИФК им. П.Ф. Первыми победителями городского первенства стали Александр Амбуркин и Лариса Галеева.

В дальнейшем, на протяжении многих лет в России доминировали спортсмены Краснодара, а ленинградцы оказались на второй позиции.

Прыжки на батуте впервые были включены в программу Олимпийских игр в 2000 году. Главный специалист по прыжкам на батуте Виталий Дубко (Краснодар), воспитал Ирину Караваеву и Александра Москаленко, ставшими первыми чемпионами по прыжкам на батуте, которые проводились в Сиднее на 27-х Олимпийский играх [3].

В настоящее время прыжки на батуте очень популярны не только как самостоятельный вид спорта, но и как необходимый атрибут подготовки спортсменов других спортивных направлений. Из-за высокой эффективности упражнений на батуте число видов спорта, использующих этот снаряд в своих тренировках, растет. В наши дни наряду с акробатикой, гимнастикой, прыжками в воду и парашютным спортом, батутами пользуются в волейболе, баскетболе, лыжном спорте, сноуборде, черлидинге, танцах, фигурном катании и других схожих видах спортивной деятельности. В некоторых из них батут является средством постановки силы толчка (волейбол, баскетбол), в других – отработки элементов вращения (сноуборд, горные лыжи, фигурное катание, прыжки в воду, черлидинг), в-третьих – формирования правильной осанки и координации (танцы), а в-четвертых – способом расслабления мышц и отвлечения от основной спортивной деятельности.

Прыжки на батуте показаны людям разных возрастов. Дети могут заниматься прыжками на батуте с раннего возраста. Женщинам, которые хотят уменьшить свой вес поможет батут. Батут дает равномерную нагрузку и способствует правильному наращиванию мышечной массы, развитию вестибулярного аппарата, опорно-двигательного аппарата, моторики рук и ног. В результате улучшается координация движений – способность, которую можно развивать у женщин зрелого возраста.

Кроме того, тренировки на батуте несут массу положительных эффектов для организма человека: при прыжках нагрузка приходится на каждую клеточку организма, благодаря чему улучшается кровоснабжение; за счет увеличения потребления кислорода ускоряется обмен веществ, и выводятся шлаки из организма; укрепляется и развивается сердечно-сосудистая система, и, соответственно, иммунитет; формируется правильная осанка и гармонично развивается мускулатура; врачи советуют прибегать к тренировкам на батуте в качестве реабилитации после некоторых видов травм, а также при заболеваниях суставов и опорно-двигательного аппарата [4].

Благодаря всем вышеперечисленным свойствам батут обретает все большую популярность и среди широких слоев населения, не имеющих отношения к спорту. Люди различных возрастов и с различными уровнями физической подготовки с огромным энтузиазмом и завидной стабильностью приходят на тренировки дважды, трижды в неделю и не теряют интереса к данному виду физической активности. По их мнению, это “самый веселый фитнесс из всех возможных его вариантов”, после тренировки чувствуется легкость, прилив энергии, полное удовлетворение, а иногда даже счастье. Не удивительно, почему люди приходят заниматься прыжками на батуте снова и снова.

Не требует доказательств тот факт, что современный ритм жизни накладывает ощутимые отпечатки на психофизическое здоровье активного человека. Вне зависимости от физической подготовки и здоровья в целом, организм каждого человека подвержен одним и тем же рискам, реально способным досрочно значительно ограничить наиважнейшие функции организма.

Упредить подобные проблемы, снизить вероятность нарушения ключевых и второстепенных функций человеческого организма помогает активная работа над своим телом, проводимая не в ущерб психологическому состоянию. Следуя принципу совмещения приятного с полезным, наиболее эффективным инструментом подобной профилактики сегодня становятся прыжки на батуте.

При должном подходе и на любом этапе заинтересованности занимающегося, прыжки на батуте способствуют личностному психологическому росту, общему физическому укреплению организма, развитию и поддержанию мускулатуры в тонусе, восстановлению кровообращения, тканей и связок после операций или длительного времени спорт- изолированной жизни без особой подготовки, в отличие от более популяризованных сегодня видов спорта. Опасность травмирования в прыжках на батуте минимальна ввиду цикличности упражнений и отсутствия силовых нагрузок, способных к концентрации местных напряжений на отдельно взятом мышечном секторе или системе связок, что нередко становится основной причиной перелома или вывиха.

Таким образом, при анализе допустимого комплекса упражнений необходимо придерживаться четко проработанных методик, регулярно получать обратную связь от спортсмена, проводить прецизионную контролирующую работу над основными и второстепенными показателями жизненной активности прыгуна.

Подводя итог, необходимо сказать: физическая подготовка необходима всем без исключения – взрослым в целях укрепления и поддержания здоровья, детям – для более гармоничного и полноценного развития организма, спортсменам или маленьким будущим спортсменам – для достижения максимально возможных результатов. Одним из универсальных средств такой подготовки являются прыжки на батуте, которые способствуют развитию таких основных спортивных способностей, как координация, сила и выносливость.

Используемая литература

  1. Развитие фитнеса в России - взгляд в будущее /Фитнес в модернизации физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: Сборник материалов V Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 65 – летию факультета физической культуры, 215 - летию РГПУ им. А.И. Герцена / Под общ. Ред. Г.Н. Пономарева, Е.Г. Сайкиной. – СПб.: Изд - во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
  2. Гаранин С.А. Прыжки на батуте: Учебное пособие для студентов факультетов физической культуры. – Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007, с. 16-39.
  3. Прыжки на батуте: возникновение и развитие. Брыков К.И., военный институт физической культуры, Бакина Л. А. СПБСДЮСШ олимпийского резерва стр. 68-73.
  4. Валова Н.Л., Осипов А.С., Чарова В.П., Мамина Г.П. Дополнительная образовательная программа подготовки резервного состава в спортивно-оздоровительных группах по прыжкам в воду и на батуте. – Екатеринбург: ГБОУ СО “Дворец молодежи”, 2011.