Рейтинг@Mail.ru

Действия водителя в опасных и критических дорожно-транспортных ситуациях

Разделы: ОБЖ, Технология, Дополнительное образование


Цели урока:

Обучающие:

  • обучить действиям  водителя в критических дорожно-транспортных ситуациях.

Развивающие:

  • развивать у подростков сознательное и ответственное отношение к вопросу личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения;
  • развивать самостоятельность в принятии решений в дорожно-транспортных ситуациях;
  • способствовать развитию таких качеств личности как: наблюдательность, внимание, ответственность;
  • способствовать развитию точности исполнения действий,  координации, быстрой реакции, глазомера.

Воспитательные:                                                                                    

  • воспитать культуру безопасного поведения на дороге;
  • воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей, участников дорожно-транспортного движения;
  • способствовать осознанию необходимость умелых и решительных действий водителя в экстремальных условиях.

Задачи урока:

  • научить  действовать в критических типичных дорожно-транспортных ситуациях (таких как, ослепление автомобиля светом фар встречных авто, экстренном торможении, длительных подъёмах, технических неисправностях автомобиля и др.)

Оборудование: рабочая тетрадь, проектор, экран.

Межпредметные связи: ОБЖ.

Время проведения: 90 минут.

Тип урока: Уроки изучения нового учебного материала.

Этапы урока:

  • Организационный момент – 3 мин.
  • Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний – 7 мин.
  • Постановка цели урока и актуализация изучения нового материала – 8 мин.
  • Изучение нового материала – 45 мин.
  • Закрепление изученного материала – 10 мин.
  • Целевой обход учителя – 9 мин.
  • Заключение, анализ и оценка урока – 5 мин.
  • Выдача домашнего задания – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Отметка присутствующих и проверка готовности учащихся к занятию.

2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

Фронтальный опрос по понятиям:

  • тормозной путь, остановочный путь;
  • изменение тормозного и остановочного пути в зависимости от погодных  и дорожных условий, а так же от психо-эмоционального состояния водителя транспортного средства.
3. Постановка цели урока и актуализация изучения нового материала

Сообщение темы урока.

При управлении автомобилем могут возникнуть критические ситуации способные привести к дорожно-транспортным происшествиям. Такие ситуации могут возникнуть при угрозе столкновения автомобиля с другими транспортными средствами или препятствиями, вследствие отказа органов управления или других элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - среда», влияющих на безопасность движения и работоспособность автомобиля. Поэтому водитель должен учитывать эти обстоятельства и соизмерять свои действия со сложившейся обстановкой. Если избежать происшествия невозможно, водитель обязан сохранить самообладание и принять все меры для того, чтобы снизить тяжесть последствий.

Мастерство водителя – это не только умение не допускать критических ситуаций, но и выходить из них с наименьшими потерями в случае их возникновения. Управлять автомобилем в критической ситуации намного сложнее, чем в обычной. Здесь счет времени идет в десятых долях секунды, нет времени на раздумья, необходимо действовать очень быстро, но в тоже время правильно, поэтому умение быстро и точно действовать в экстремальных ситуациях — залог успеха.  Чтобы достичь необходимой быстроты и точности действий, надо знать наиболее часто возникающие критические ситуации и наилучшие варианты выхода из них. И, конечно, нужно помнить, что добиться быстродействия, мгновенной реакции, правильного выбора спасительного маневра можно только постоянными тренировками. Рассмотрим типичные дорожно-транспортные ситуации и действия водителя в этих ситуациях.

Изучение  нового материала

Ситуация: технический отказ автомобиля. Доля транспортных происшествий из-за технических отказов (или поломок) в автомобиле сравнительно невелика и составляет 3—5% от общего числа ДТП, однако тяжесть этих аварий высока: 4—5% от общего числа погибших и 8—10%  раненых.

Наиболее типичными техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП, являются внезапный разрыв шины, отрыв колеса, поломка узлов рулевого привода, подвески, отказы тормозной системы. Рассмотрим подробнее эти неисправности.

Внезапный разрыв шины. Двигаясь по дороге автомобиль, может наехать на какой-либо острый предмет, который может проткнуть шину. Лопнувшая шина становится как бы центром поворота автомобиля, и рулевое колесо самопроизвольно начнет поворачиваться в сторону лопнувшей шины. Так, если лопнет левая передняя шина, то автомобиль просто выбросит на встречную полосу.

Рекомендации: Надо покрепче держать рулевое колесо, не давая ему самопроизвольно поворачиваться в сторону лопнувшей шины, и стараться удержать автомобиль на своей полосе движения. Для этого придется приложить значительные физические усилия. Вот почему так важно приучить себя всегда держать рулевое колесо двумя руками, иначе в экстремальной ситуации его может просто выбить из рук.

При взрывном выходе воздуха из шин нельзя резко тормозить, это может усугубить потерю управляемости. При резком торможении или повороте рулевого колеса покрышка может сорваться с обода.

Рекомендации: в этом случае, удерживая с помощью рулевого колеса автомобиль на своей полосе, необходимо уменьшить подачу топлива и, если автомобиль подчиняется поворотам рулевого колеса, начать плавно и осторожно тормозить. Если автомобиль начинает бросать из стороны в сторону, следует немедленно отпустить педаль тормоза и гасить скорость двигателем, затем снова нажать педаль тормоза.

Отрыв колеса. Ситуация, когда колесо отвалилось от автомобиля. Признаками плохо закрепленного колеса при скорости менее 50 км/ч в передней подвеске автомобиля появляется беспорядочный стук, а при скорости более 80 км/ч и при малейшем ее изменении раздается цокающий звук и на рулевом колесе ощущаются толчки (как при дисбалансе колеса). При отрыве переднего колеса водитель с помощью оставшегося колеса должен удержать автомобиль от опрокидывания и остаться на своей полосе движения.

Рекомендации: Тормозить нужно аккуратно: если автомобиль начнет резко поворачивать, следует отпустить педаль тормоза, затем снова начать плавно притормаживать. При этом самое главное — не попасть тормозным барабаном (диском) или рычагом подвески в выемку, не упереться в выступ на дороге, так как это может привести к мгновенному опрокидыванию автомобиля.

3) Заклинило педаль газа. Педаль не возвращается в нормальное положение, и машина набирает скорость.

Рекомендации: Если дорога впереди свободна, попробуйте подтянуть педаль носком ботинка, не теряя контроль над дорогой. Попросите пассажира нагнуться и резко вытянуть педаль. Если требуется остановиться быстро, то, следя за дорогой, поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение, нажмите на тормоз и постарайтесь как можно быстрее съехать на обочину, где выясните причину неисправности. Если вам не удалось найти или устранить неисправность, не заводите автомобиль, отбуксируйте его в сторону, а за тем на место ремонта.

4) Отказ рулевого управления. Эта неисправность встречается редко, но весьма опасна. Чаще всего отказ происходит из-за отсоединения или обрыва рулевых тяг. При отказе рулевого управления автомобиль лишается управления, рулевое колесо легко вращается, автомобиль не реагирует на его вращение.

Рекомендации: Если автомобиль вам больше не подчиняется, первым делом аварийной сигнализацией, звуковым сигналом, включением фар предупредите других водителей. Ни в коем случае нельзя резко тормозить и действовать рулевым колесом! Нужно очень плавно снижать скорость и, по возможности сохраняя прямолинейное движение, остановить автомобиль. А для неопытных водителей дают такой совет: если уж тормозить в такой ситуации, то тормозить намертво, с юзом до полной остановки. При этом колеса не катятся, а скользят, и автомобиль идет юзом в первоначально заданном направлении. Только нельзя отпускать педаль тормоза до полной остановки, иначе автомобиль может «прыгнуть» в сторону повернутого колеса.

4) Отказ тормозов. Отказ тормозной системы может характеризоваться следующими признаками: при нажатии на педаль тормоза она проваливается до пола; величина тормозного пути транспортного средства значительно увеличивается и превышает норму; при торможении происходит занос автомобиля, превышающий допустимую норму.

Рекомендации: при внезапном выходе из строя тормозов автомобиля в процессе движения необходимо покачать педалью тормоза для появления давления в системе, обеспечивающего хоть какое-нибудь торможение. Можно включить стояночный тормоз (но надо иметь в виду, что его может сорвать на высокой скорости движения).  Когда нет времени и места для остановки автомобиля переключением передач и торможения двигателем, во избежание наезда на людей и препятствие безопаснее направить автомобиль на мелкие деревья, кустарники, груды песка, снега, т.е. на какое-либо упругое препятствие. Для остановки автомобиля без тормозов можно использовать рельеф местности, направив его на подъем. Когда скорость снизится почти до нуля, надо поставить автомобиль поперек дороги, чтобы он не скатился назад, и включить заднюю передачу. На плавном спуске, если скорость движения невелика, следует после первой передачи, попытаться включить заднюю передачу  и (очень плавно) сцепление.

Ситуация: Экстренный объезд препятствия. Если на пути движения автомобиля на расстоянии меньше остановочного пути внезапно появляется препятствие, тормозить уже бесполезно.

Рекомендации: Можно избежать наезда, совершив маневр объезда. При этом следует помнить, что расстояние объезда почти вдвое меньше тормозного пути. Например, при скорости 80 км/ч водитель заметил препятствие, до которого оставалось 30—40 м. Минимально возможный тормозной путь при этом составляет 30—35 м (остановочный — 60—65 м). Значит, торможение уже не поможет, а минимальное расстояние объезда составит в этом случае 16—18 м. Поэтому, если позволяют условия, надо объехать препятствие. Такое решение требует исключительного самообладания, так как большинство водителей в данной ситуации безотчетно нажимают педаль тормоза, вместо того чтобы совершить объезд. При съезде выполняют энергичное маятниковое движение рулевым колесом (см. рис.), при этом педаль дросселей не отпускать, а лучше нажать для улучшения сцепления колес автомобиля с дорогой. Надо быть готовым к возможному заносу задней оси и стабилизировать направление движения с помощью опережающего руления в сторону заноса.

Ситуация: Внезапный выезд на обочину. Ситуация возможна в случае, если впереди идущий автомобиль неожиданно резко затормозил. Слева дорога занята, остается съезд по обочине (справа).

Рекомендации: В этом случае надо быть крайне внимательным и хладнокровным. Помните, что резкое торможение или руление на большой скорости на раскисшей после дождя обочине наверняка приведет к заносу. Поэтому при внезапном съезде на обочину нельзя предпринимать резких маневров. Если обочина сухая и расположена на уровне проезжей части, можно вернуться на дорогу, не снижая скорости, но проконтролировав в зеркале заднего вида обстановку сзади и сбоку. Со скользкой обочины следует возвратиться, лишь погасив двигателем скорость и в месте, где обочина расположена на одном уровне с полотном дороги, иначе автомобиль может быть отброшен от кромки дороги обратно на обочину.

Ситуация: Съезд с дороги. Ситуация возникает  в случае, если  навстречу двигается автомобиль, не успевающий завершить обгон. В таком случае, лобовое столкновение практически неизбежно.

Рекомендации: При съезде с дороги следует учитывать, что сугробы, пологие откосы, мелкий кустарник менее всего опасны при наезде на них, а скорость они гасят весьма эффективно. Однако наезда на большие деревья, столбы, стены надо избегать любыми способами, безопаснее даже рискнуть пойти на лобовое столкновение с автомобилем (особенно если это машины одного класса). Например, наезд на неподвижное жесткое препятствие со скоростью 60 км/ч по своим последствиям соответствует лобовому столкновению двух автомобилей, движущихся навстречу друг другу со скоростью 60 км/ч каждый (относительная скорость 120 км/ч!). В любом случае выход из создавшейся ситуации надо искать на своей (правой) стороне дороги. Это должно стать правилом. Выезд на встречную полосу всегда более опасен.

Ситуация: Уход от лобового столкновения. Ситуация возможна, например, при выезде автомобиля на перекресток с второстепенной дороги и на дороге имеется еще транспорт, не позволяющий избежать столкновения.

Рекомендации: При неожиданном выезде транспортных средств с второстепенной дороги в непосредственной близости от вашего автомобиля следует предпочесть прямому удару столкновение под острым углом. Рулевое колесо надо поворачивать в сторону движения транспортного средства-помехи, смягчая удар. Но подобные действия помогут резко снизить тяжесть последствий ДТП только в том случае, когда впереди, в направлении поворота, имеется свободное пространство, и отсутствуют встречные транспортные средства.

Ситуация: Экстренный разгон. Ситуация возможна в случае, если при обгоне обнаружилось, что встречный автомобиль приближается скорее, чем предполагалось.

Рекомендации: В этом случае единственный выход из создавшегося положения — резкий разгон. Для этого нужно быстро перейти на предыдущую передачу, чтобы увеличить силу тяги на колесах. При этом правая рука переводит рычаг переключения передач в требуемом направлении, выбирая его свободный ход. Затем практически без уменьшения подачи топлива и неполном выключении сцепления, резким толчком руки включить пониженную передачу, полностью отпустить педаль сцепления. Автомобиль получает дополнительное ускорение.

Ситуация: Действия водителя при длительных подъёмах.

Рекомендации: При движении в тяжелых дорожных условиях переключение передач нежелательно, так как это вызывает потерю скорости, Следует выбирать пониженную передачу и переходить на нее заранее, до въезда на тяжелый участок. Но если условия дви­жения требуют перейти на более низкую передачу, необ­ходимо делать это очень быстро, с минимальной потерей скорос­ти. Переходить на пониженную передачу надо раньше, чем частота вращения коленчатого вала станет наименьшей.

Ситуация: Занос автомобиля. Возникновение критического заноса связано с грубыми ошибками управления при экстренном торможении и маневрировании, когда на начало потери устойчивости водитель реагирует с опозданием. Угол критического заноса связан не столько с конструктивными особенностями автомобиля, сколько с уровнем мастерства водителя. На скользкой дороге из-за резкого торможения автомобиль может начать разворачивать. От неожиданности неопытный водитель сразу же нажимает на педаль тормоза, еще более усугубляя положение.

Рекомендации:  Как чувствуется начало заноса (а он ощущается раньше, чем его увидят), первое, что должен сделать водитель, это забыть про педали сцепления и тормоза, так как манипулирование ими в такой ситуации не только бесполезно, но и вредно. В его арсенале остаются рулевое колесо и педаль дросселей, которые могут помочь справиться с заносом.

Рассмотрим подробнее ситуацию. Из-за резкого нажатия педали дросселей заднюю часть автомобиля начинает заносить, например, влево. Необходимо плавно отпустить педаль дросселей, чтобы обеспечить качение ведущих колес без пробуксовки. Быстро, но плавно поворачивать рулевое колесо влево (в сторону заноса), работая руками на боковом секторе, при этом передние управляемые колеса должны находиться в направлении движения. Автомобиль вот-вот замрет на предельном отклонении задней оси. Необходимо быстро вращать рулевое колесо в обратную сторону. Одновременно автомобиль начинает возвращаться в исходное положение. Выровнять автомобиль с помощью рулевого колеса. Если автомобиль снова начинает заносить теперь вправо из-за чрезмерных сил инерции, нужно снова с помощью небольшого поворота рулевого колеса вправо выправить траекторию его движения и увеличить подачу топлива.
Обратите внимание, что во всех фазах вывода из заноса передние колеса автомобиля находятся строго в направлении движения. Рулевое колесо всегда поворачивается быстро, но без рывков, вначале синхронно, а затем с небольшим опережением заноса задней оси. Педалями сцепления и тормоза не пользоваться, поддерживая умеренную подачу топлива

Ситуация: Ослепление водителя дальним светом встречно движущегося автомобиля. В темное суток на трассе возможно ослепление дальним светом.

Рекомендации: Необходимо  остановиться, но, не сворачивая круто вправо, так как можно наехать на препятствие или съехать в кювет. Продолжить движение можно лишь после полного восстановления зрения.

Ситуация: Пожар в автомобиле. Пожар в автомобиле может возникнуть по многим причинам: замыкание в электропроводке, утечка в системе подачи топлива, небрежность при перевозке легковоспламеняющихся грузов, самовоспламенение хранящейся в машине промасленной ветоши,  и др.  Первыми признаками возможного возгорания и вероятного пожара, которые водитель не должен оставить без внимания, могут быть: струйки дыма из мест возгорания, информация водителей встречного или попутного транспорта. Пожары чаще всего возникают в моторном отсеке.

Рекомендации: При пожаре главное — действовать хладнокровие и быстро. Остановить автомобиль, но не вплотную к обочине, чтобы можно было свободно подходить к нему с любой стороны для тушения пожара. Отключить подачу топлива. Помочь пассажирам быстро покинуть загоревшийся автомобиль и укрыться впереди в 25–30 м по ходу движения автомобиля, оставив с собой помощников. Закрыть все окна автомобиля, захватить документы, огнетушитель, аптечку, подручные средства (одеяло, брезент и т.п.), разблокировать замки капота и багажника, покинуть кабину, плотно закрыв дверь. Чуть-чуть приоткрыть капот и в образовавшуюся щель направить струю огнетушителя. Сразу полностью открывать капот нельзя, так как приток воздуха усилит горение, и вырвавшееся пламя может ожечь лицо. Прикрыть капот, не захлопывая его. Через 5-8 сек. снова приоткрыть капот и направить струю гасящего вещества на возгорание, прикрыть капот. Повторять действия до полного прекращения огня. Огнетушитель стараться не расходовать полностью: возможно повторное возгорание от тлеющих материалов. В случае, если огнетушитель не сработал или кончилось гасящее вещество, сбить пламя подручными средствами (одеялом, накидкой, одеждой, песком, ветками). Не гасить водой!
Наиболее опасным является пожар в районе бензобака. Во время тушения пожара нельзя находиться рядом с бензобаком.

Ситуация: Затопление. Автомобиль упал в воду по серьезной причине (уходил от лобового столкновения, провалился под воду и т.п.). Гибель водителя и пассажиров, оказавшихся под водой, чаще всего происходит из-за неправильных, панических действий. Многие пытаются открыть двери до затопления салона водой. Однако наружное давление воды мешает этому, что и парализует волю пострадавших.

Рекомендации: Необходимо хладнокровно ждать (иногда несколько минут) пока происходит погружения автомобиля. За это время можно отстегнуть ремни безопасности, ободрить пассажиров, сориентироваться, как погружается автомобиль, не ложится ли на бок, если да, то на какой, чтобы впоследствии не терять времени на открытие дверей, упершихся в грунт. Пока салон заполняется водой, проверить рукой, не заблокированы ли двери изнутри кнопками, по возможности скинуть тяжелую одежду и обувь. Дождаться полного затопления салона, предупредив об этом пассажиров. Набрав по максимуму в легкие воздуха (он скапливается подушкой под крышей), опустить стекла дверей, и, навалившись на них плечом, попробовать открыть двери. Если они не открываются, можно выдавить лобовое стекло, упершись в него ногами, или попытаться вылезти через опущенные боковые стекла. Помогая другим выбраться из автомобиля, тащите их за одежду, волосы или ноги. Тянуть за руки опасно, так как утопающий может в состоянии аффекта обхватить крепко руками, лишив спасающего подвижности. Если вода мутная, и потеряна ориентация, выпущенная изо рта часть воздуха (всплывающие пузырьки) покажет, где поверхность.
На занятии достаточно подробно рассмотрены вопросы, связанные с основными положениями регламентирующими действия водителя в типичных и экстремальных дорожно-транспортных ситуациях. Знания этих вопросов и правильное применение будет во многом способствовать безаварийности на дорогах.

Закрепление изученного материала

Работа в парах. Предложены карточки, на которых записаны возможные критические дорожно-транспортных ситуациях. Каждая пара берет карточку и анализирует ситуацию. Необходимо ответить на следующие вопросы: причина возникновения такой ситуации, возможности исключения ситуации и правильные действия для выхода из ситуации.

Целевой обход учителя

Обход рабочих мест учащихся, контроль правильности выполнения заданий, при необходимости консультация.

Заключение, анализ и оценка урока

Общий анализ и оценка урока: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления. Попросить учащихся оценить урок по пятибалльной шкале (или с использованием смайликов), предварительно раздав листочки для оценивания.

Заключение: Проблема безопасности движения становится с каждым днем острее, несмотря на значительные усилия, прилагаемые для ее решения. Анализ дорожно-транспортных ситуаций приводит к неумолимому выводу о том, что никакие организационные и технические мероприятия, отдельно взятые, не позволят коренным образом снизить аварийность, потому что 60–70% ДТП случается в результате ошибок водителей и пешеходов. Таким образом, важнейший резерв снижения дорожных происшествий заложен в повышении общего уровня мастерства вождения, в умении изменять режим в аварийных ситуациях в зависимости от изменения реакций автомобиля на управляющие действия и способности водителя предвидеть развитие дорожной обстановки настолько далеко, что вероятность возникновения аварийных ситуаций сводится практически к нулю.

Выдача домашнего задания.

Разобрать дорожно-транспортные ситуации, возникающие в зимнее время года.

Литература.

    • Э. С. Цыганков. Управление автомобилем в критических ситуациях.  – М.: Рипол Классик, 2007.
    • Э. С. Цыганков. Школа управления автомобилем для женщин. – М.: Эксмо, 2007.
    • А. Громаковский. Обслуживание и вождение автомобиля в любое время года. – Питер, 2009.
    • А. Громаковский. Типичные ошибки начинающих водителей. – Питер, 2009.