"Путешествие в Читландию". Урок литературы в 5-м классе

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


УМК – Литература, 5 класс, автор-составитель Т.Ф. Курдюмова

Несмотря на то, что на сегодняшний день приоритетным направлением в публикациях учебных материалов являются разработки, демонстрирующие эффективное выполнение требований ФГОС, обучение в 5 классе было и остаётся важным переходным адаптационным этапом в жизни школьников. Поэтому игровые технологии никогда не устареют и останутся актуальными, какие бы изменения не касались учебного процесса.

Другое дело – форма и содержание учебных игр. Современных детей порой трудно увлечь, поэтому необходимо учитывать их сегодняшние интересы.
В связи с тем, что во всём мире большой популярностью пользуется забавный персонаж Миньон, можно предположить, что его появление в ходе урока станет приятной неожиданностью для ребят.

Для стимулирования работы на уроке ребятам предлагается собрать свою собственную армию миньонов, которые «с самых давних времён ищут себе хозяина». В начале урока можно поставить трейлер мультфильма о миньонах (скачать можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=8CYSrdfE_Ro; остановить на времени 1:26), в котором как раз и говорится, что они никак не могут найти себе нового хозяина. Этот факт позволяет учителю сделать логичный переход к теме урока – чтобы стать хозяином этих забавных малышей, необходимо правильно выполнять все задания, с которыми миньоны будут сталкиваться в волшебной стране Читландии, куда их сегодня занесла судьба.

К данной разработке прилагаются приложение и презентация. Это презентация, иллюстрирующая учебное путешествие; листы ответов, которые помогут  ребятам быстро ориентироваться на уроке, а учителю – проверить их самостоятельную работу; лист с иллюстрацией миньонов, который нужно разрезать, чтобы использовать как раздаточный материал (так как сами миньоны жёлтого цвета, лучше всего распечатать их на листах соответствующего цвета).

Лист ответа предполагает самостоятельное заполнение, которое можно тщательно проверить по окончании урока. В ходе урока (если класс большой) к контролю можно привлечь сильных учеников. Если класс малокомплектный, учитель может сам контролировать правильность записей в листах и выдавать за это миньонов. Целесообразно в начале урока настроить учащихся не на скорость выполнения задания, а на качество: правильность и аккуратность.

Временные рамки – конец III четверти

Форма урока – игра-путешествие

Тип урока – обобщение изученного материала и контроль знаний

(Литература XX века «Связь веков»: И.А. Бунин, А.А. Ахматова, В.А. Рождественский; «Литературные сказки XX века»: К.Г. Паустовский, Х.К. Андерсен, А.П. Платонов, Дж. Родари, В.В. Набоков, Дж.Р.Р. Толкин; «Поэтический образ Родины»: А.А. Блок, И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, С.А. Есенин, М.М. Пришвин, Н.А. Заболоцкий, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов; «Литература XX века»: И. Шмелёв, А. Куприн, Е. Замятин)

Планируемые результаты

  • Личностные:
    • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Метапредметные:
    • развитие регулятивных универсальных действий – контроля и оценки своих действий;
    • развитие познавательных универсальных действий – применение спектра логических действий, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, осуществление анализа текста на примере выделенных объектов.
    • развитие коммуникативных универсальных действий – организация сотрудничества со сверстниками и учителем, отображение предметного содержания.
  • Предметные:
    • Осознание значимости изучения литературы для своего дальнейшего развития
    • Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом

 Оборудование

  • ПК (или ноутбук), проектор
  • Презентация
  • Фишки с миньонами
  • Листы ответов

 Этапы урока

  • Мотивация учащихся к действию (вступительное слово учителя, объяснение правил игры-путешествия, как вариант - демонстрация видеоролика – трейлера к мультфильму «Миньоны», остановить на времени: 1минута 26 секунд; скачать можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=8CYSrdfE_Ro  )
  • Работа с лирикой (задания: определить автора отрывка стихотворения, название произведения, назвать художественные приёмы)
  • Работа с прозой. Сказки (определить сказку по иллюстрации, по речи героев; найти ошибки в данном тексте; тестовые задания на определение лишнего персонажа; «Бюро находок» - определить сказку по предмету)
  • Работ с прозой. Рассказы (выполнить задание – заполнить пропуски)
  • Итог урока (подведение итогов, выставление отметок, рефлексия) 

КАРТА ПОМОЩИ МИНЬОНАМ
учени___ 5 класса ___________________________________
___________ дата

Итак, миньоны в поиске нового хозяина. Сумеешь ли ты покорить сердца целой армии самых удивительных в мире существ и стать их новым хозяином?

ГОРОД ПОЭЗИИ

УЛИЦА ПАМЯТИ

  • __________________________________
  • __________________________________
  • __________________________________
  • __________________________________

УЛИЦА ВЕСНЫ

  • __________________________________

УЛИЦА ЗИМЫ

  • __________________________________

УЛИЦА СКАЗОК

  • _________________________________________
  • _________________________________________
  • _________________________________________
  • _________________________________________
  • _________________________________________

СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД

УЛИЦА ИЛЛЮСТРАЦИЙ 

 

НАЗВАНИЕ СКАЗКИ

АВТОР

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

УЛИЦА РАЗГОВОРЧИКОВ

 

ГЕРОЙ

НАЗВАНИЕ СКАЗКИ

АВТОР

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

УЛИЦА ПУТАНИЦЫ

 КТО ЛИШНИЙ?

  • ______________________
  • ______________________
  •  ______________________
  •  ______________________

БЮРО НАХОДОК

  • _________________________________
  • _________________________________
  • _________________________________

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД

ЗАПОЛНИТЕ КАРТУ ПРИБЫТИЯ

Автор

Название рассказа

Герои

Предметы

Иван Шмелёв

 

 

 

 

«Огненное А»

 

 

 

 

Заикин

 

 
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:

  •  Иван Шмелев, Александр Куприн, Евгений Замятин;
  • «Как я встречался с Чеховым. За карасями», «Мой полет», «Огненное А»;
  • Заикин,  Чехов, Женька, мальчик Вовочка, Кривоносый
  • караси, аэроплан, дрова, подзорная труба, перо, удочка, книжка про марсиан

ПОСЧИТАЙТЕ СВОИХ МИНЬОНОВ