Урок математики на тему "Масса". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Учебник “Математика 1 класс” в 2 ч., Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. - М. : Просвещение, 2014 г.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для ознакомления с единицей измерения массы – килограммом; развития навыков счёта.

Планируемые результаты (предметные): знать единицу измерения массы – килограмм.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Познавательные: уметь применять математические знания для решения учебно-практических задач.

Личностные: участвовать в организации практической работы.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, ребята!  Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как  расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Тихонько садимся за парты и начинаем работать. А вашу работу оценивать поможет  нам листок – самооценки.

II. Актуализация знаний

 Начнем наш урок с разминки для ума

1. Игра “ Живые числа”.

Учащимся раздаются карточки с числами от 1 до 10 (дети собираются у доски). Далее учитель дает задания, а дети их выполняют (остальные сигнализируют правильность выполнения):

А) Построиться в порядке убывания чисел.

Б) Я называю число, вперед делают шаг те числа, которые являются соседями данного числа (6,7, 8).

В) сделать шаг вперед числам меньше 5, больше 6.

2. Минутка чистописания

Отгадайте загадку про число и запишите строчку через клетку нужную цифру в тетрадь:

“Это число – дверной замочек

Сверху крюк, внизу – кружочек”

Посмотрите, на записанные вами в тетрадь цифры, подчеркните правильно, аккуратно записанные.

Возьмите листок самооценки и отметьте букву, рядом с цифрой, которую вы записали в тетрадь. Эту букву запишите в последнем столбце. (Приложение 1)

3. Актуализация понятий “величина”, “длина”.

Работа в парах.

  1. На ваших партах есть цветные полоски. Какие задания с ними можно выполнить с ними. (Измерить полоски, сравнить по цвету, по длине)
  2. Что такое длина? (Это протяжённость предмета)
  3. Что такое величина? (Это свойство предметов, которое можно измерить, сравнить)
  4. Почему длина называется величиной? (Длину можно измерить, сравнить)
  5. Как мы можем измерить данные полоски? (Измерить по линейке, результаты сравнить)
  6. Измерьте длину полосок в см и сравните отрезки (Работа в парах)

ВЫВОД Чтобы сравнить длины предметов, их нужно измерить одинаковыми мерками – сантиметрами.

III. Формирование представление о понятии “масса”

Рассмотрите 2 пакета. Что можно о них сказать?

Сравним эти предметы, используя изученные свойства предметов.

(Цвет, размер, форма)

Есть свойство предметов, которое мы не можем увидеть?

Что нужно сделать, чтобы обнаружить это свойство? (Надо взять пакеты в руки.) Один из учащихся выходит, берёт в руки – делает вывод: один из предметов тяжелее другого.

Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов. Как оно называется? (Оно называется МАССА.)

Назовите тему нашего урока. (Масса) (Слайд 2). (Приложение 2)

Давайте запишем это слово себе в тетрадь. Какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (ВЕСЫ)

(Учитель ставит коробки на чашечные весы)

  • Какой пакетик тяжелее? (Тот, который находится на нижней чаше весов)
  • Какой пакетик легче? (Тот, который находится на верхней чаше)

ФИЗМИНУТКА

IV. Открытие нового.

Практическая работа.

Масса – величина, значит, её можно измерить.

Предлагаю вам поработать в группах и выполнить новое задание: определить массу монет 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей (без какой либо помощи)

Ваши результаты. (Не смогли определить вес самостоятельно)

Объясните, как определили массу? ( Не смогли)

Какой прибор нам может помочь? Как он называется? (Весы)

История возникновения весов.

Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать. (Слайд 3)

– Какие весы вы знаете? (Слайд 4)

Посмотрите, какие виды весов существуют.

Как поступить, если необходимо взвесить очень маленький вес, монеты разного достоинства?

ВЕС 1 копейки на механических весах не измерить. Что же делать? 

Для таких измерений нужно использовать аптекарские весы. Их называют ещё лабораторными весами. Для таких весов необходимы специальные маленькие гири.

В таких наборах есть гири весом от 100 граммов до 20 миллиграммов, которые применяются для измерения веса очень маленьких предметов.(показать детям)

Я предлагаю вам в группах взвесить ваши монеты. Вспомним правила работы в группах. (Слайд 5)

В каждой группе должен быть ответственный. (лучше учителем назначенный обучающийся)

Каждый имеет право высказаться, остальные должны внимательно выслушать и понять.

Ответственный назначает, кто будет представлять результат группы.

Что нам необходимо сделать? (измерить массу предмета с помощью весов)

Давайте составим алгоритм нашего взвешивания.(Слайд 6)

На одну чашу весов нужно положить нашу монету.

На другую чашу нужно укладывать гирьки до тех пор, пока чаши весов не будут на одном уровне.

Учащиеся озвучивают результат измерения.

Вариант защиты:

Мы положили на одну чашу весов монету..., а на другую стали укладывать мерки. Это делали до тех пор, пока чаши не оказались на одном уровне. Таким образом, мы определили массу монеты...

Наш вывод: чтобы измерить массу, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят измеряемый предмет.

- Какой вывод получился у других групп?

(Слайд 7)

  • Масса монеты 50 копеек = 2 г 90 мг
  • Масса монеты 1 рубль = 3г 20 мг
  • Масса монеты 2 рубля = 5 г
  • Масса монеты 5 рублей = 6 г 50 мг
  • Масса монеты 10 рублей =8 г 50 мг

Давайте поработаем в листе самооценки. Укажите какая монета легче. Запишите букву, которая записана рядом с этой монетой в последнем столбце.

Физминутки “Весы”

Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука  - левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.

- весы находятся в равновесии;

- левая чаша весов опустилась;

- правая чаша весов опустилась;

- весы находятся в равновесии;

- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;

- весы находятся в равновесии;

- груз на левой чаше легче;

- весы находятся в равновесии.

V. Первичное закрепление.

Ребята, мы с вами на уроке учились взвешивать и сравнивать предметы очень маленького веса. Давайте попробуем определить вес крупных предметов и сравнить их.

Посмотрите на слайд № 8.

Сравните в парах массу арбуза и массу дыни на слайде.

Чему равна масса дыни? (Масса дыни = массе 5 яблок).

Чему равна масса арбуза? (Масса арбуза = массе 5 бананов).

Можно ли выполнить это задание?

Подумайте в парах, что нужно сделать, чтобы это задание можно выполнить?

Вывод: Нужна единая единица измерения массы.

Ещё в 996 году князь Владимир повелел ввести единые меры веса. Мерами сыпучих тел раньше были бочка и кадь. Были и другие меры: короб, рогожа и другие. Позже появились фунт, пуд и другие. Соотношения между ними были очень запутанными, так как значения одной и той же единицы для взвешивания разных предметов в разных губерниях были разными. И только с 1918 года была введена международная единица измерения массы. (Слайд 9)

Международная единица измерения массы - гиря весом 1 килограмм. (Слайд 10)

1 килограмм сокращённо записывается 1 кг. Гири могут быть массой в 1 кг, 2 кг, 5 кг.

Давайте, ещё раз в парах, сравните массу дыни и арбуза, используя гири.(Слайд 11)

Чему равна масса арбуза? (3 кг)

Чему равна масса дыни? (2 кг)

Сравните теперь массу дыни и массу арбуза.

Давайте запишем в тетрадь 3 кг > 2 кг (Масса арбуза больше массы дыни.)

VI. Включение в систему знаний и повторение. Работа по учебнику.

№ 1, 2 стр. 15. Посмотрите внимательно на задачи, какие ошибки можно допустить при определении массы? (В вычислениях веса гирь.)

Возьмите листок самооценки и отметьте букву, рядом с цифрой, правильно обозначающую массу арбуза в задании 4. Эту букву запишите в столбце “Ответ”.

Я предлагаю потренироваться в вычислениях.

Найдите № 4 на странице 16.

Найдите значение выражений в тетради. (проверьте друг друга по образцу на слайде 12).

Поставьте “-”, если есть ошибки, и “+”, если ошибок нет.

У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки).

Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще потренироваться в определении массы предметов.)

У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем определять массу предметов.)

VII. Рефлексия

Давайте поработаем с листом самооценки. Найдите значение выражения и в последний столбец запишите букву, рядом с которой записан правильный ответ.

– С каким свойством предметов познакомились?

Возьмите листок самооценки и отметьте букву, рядом с правильно найденной массой записанного выражения в задании 5. Эту букву запишите в столбце “Ответ”.

Встаньте те, у кого в листе самооценки, в последнем столбце получилось слово “ВЕРНО”. Вы молодцы со всеми заданиями урока справились без ошибок.

Закончите предложения (Слайд 13)

  • Мы узнали, что ...
  • Было интересно ...
  • Было трудно ...
  • Теперь я могу ...
  • Мне захотелось ...

Выберите на парте смайлик, отражающий ваше настроение. Давайте сравним на весах, какие смайлики больше весят. Почему? Я очень рада, что так много радостных смайликов!!! Это говорит о том, что вы хорошо разобрались с заданиями урока.

VIII. Домашнее задание.

- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. Дома, я попрошу, в энциклопедии или других справочниках найти сведения о старинных мерах массы, и рассказать о них нам на следующем уроке одноклассникам.