Требования к организации хранения подлинных материалов в музеях образовательных организаций". Методические рекомендации в помощь руководителям и активу музеев

Разделы: Краеведение


Методические рекомендации подготовлены на основе опыта работы государственных и школьных музеев, опираются на положения, выработанные методистами советского и современного музееведения. В подготовке материала использованы методические материалы Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.

B Федеральном законе “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” дано определение понятия “музей”. Оно оставляет в стороне от классических учреждений культуры целую сеть вузовских, школьных и иных ведомственных музеев. B чем же разница государственного и школьного музея? И что их сближает?

Главная функция государственного музея - сохранение музейных фондов, их комплектование, изучение, учет и хранение. Для музея важнейшим является подлинность музейного предмета, коллекции.

Второй его важнейшей функцией является публичный показ этих музейных предметов и коллекций. Этому предшествует кропотливая научная работа. Завершается она созданием экспозиции или выставки, где в публичном пространстве происходит музейная коммуникация: в этом пространстве происходит обучение, воспитание, приобщение к культурным ценностям.

Главная функция школьного музея — воспитательная. Именно ей подчинены все иные: поисковая работа, хранительская, учет музейных предметов, их представление на выставке или экспозиции, проведение экскурсий.

Несмотря на то, что в государственном и школьном музее по-разному расставлены приоритеты, тем ни менее, очевидно, что направления их деятельности совпадают. Государственный музей располагает специалистами, которые занимаются всеми направлениями музейной деятельности профессионально. Он объективно выступает научно-методической базой для музеев всех направлений — как муниципальных, так и ведомственных, в том числе и школьных.

Школьные музеи - это отличная школа патриотического воспитания, научная лаборатория, прививающая навыки поисковой работы и творчества.

Школьные музеи - это потенциальная база для создания государственного или муниципального музея.

Школьные музеи в своей деятельности руководствуются следующими документами:

- Закон Российской Федерации “Об образовании” от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

- письмо Министерства образования России №28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. О деятельности музеев образовательных учреждений;

- нормативные документы о фондах государственных музеев России;

- Закон Российской Федерации “Основы законодательства РФ о культуре”, постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992 г.

Одно из основных требований к музею образовательного учреждения (далее — музей) - четкое соблюдение условий хранения подлинных материалов, экспонатов.

Все материалы, хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея. Фонд школьного музея состоит из основного музейного фонда и научно-вспомогательного фонда.

Под экспозиционный зал предпочтительно выбирать помещение с окнами, выходящими на север. B противном случае рекомендуется окна закрашивать мелом или вешать на них двойные шторы, причем шторы из белой легкой материи следует оставлять закрытыми постоянно, то есть и в часы работы экспозиции.

Большое значение для сохранности экспонатов имеет хранительское и экспозиционное оборудование. Самое простое хранительское оборудование в музее — стеллажи опорные, полки, подставки, столы и закрывающиеся шкафы.

На стеллажах, открытых полках, подставках, столах размещают предметы, не боящиеся пыли и света: керамика, стекло, изделия из металла и другие. Рекомендуется стеллажи закрывать занавесками или полиэтиленовой пленкой. Все остальные предметы хранятся в закрытых шкафах.

Шкафы, стеллажи, полки, подставки, столы желательно пронумеровать, что позволит сделать соответствующие отметки в инвентарной книге и в каталожных карточках, поможет быстро найти предмет, документ. У шкафа, стеллажа, полки, подставки, стола размещается небольшой планшет из картона или фанеры c приклеенной описью того, что находится в них. На коробках и папках, помещенных в шкафах и на стеллажах, пишутся инвентарные номера находящихся в них материалов.

Экспозиционный инвентарь должен быть прочным и устойчивым (особенно подставки для скульптур, макетов и моделей).

На стендах и щитах для подвески картин должны быть сделаны металлические штанги. При развеске произведений живописи на дереве следует крепить их на шнурах или тросах при помощи специальных зажимов или металлических крюков, обернутых тканью.

При значительной тяжести экспонат необходимо обеспечить дополнительным упором под нижний торец.

Произведения графики могут экспонироваться в витринах, в рамках или одной окантовке, но обязательно под стеклом и в двойном паспарту. Ни в коем случае нельзя для окантовки графики брать фанеру и доски без бумажных прокладок.

Для защиты экспонатов от действия света (выгорания, нагревания солнцем) окна экспозиционных залов закрываются шторами светлых нейтральных тонов из тонкой материи. Особо чувствительные в отношении света экспонаты (акварели, документы, ткани и т.п.) закрываются дополнительными специальными покрышками (на витринах) и занавесками на стендах или размещаются в залах с искусственным освещением.

Экспозиционная мебель располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей.

При необходимости хранения разного рода материалов в музейном помещении, по возможности, необходимо разделить предметы из различных материалов по разным местам хранения. Недопустимо, например, совместное хранение в одном шкафу или на одной полке предметов из керамики и из металлов, мелких и очень крупных, хрупких и очень тяжелых материалов, требующих разных режимов хранения, освещенности, влажности и т.п.

Температурно-влажностный режим. Температура воздуха в помещениях при комплексном хранении различных материалов должна быть в пределах 18oС.

Оптимальные условия относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами, — 50-65 %.

B помещениях, микроклимат которых близок к норме, размещаются коллекции органических материалов, живопись, ткани, графика, дерево, кожа, фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции.

B помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение камня (кроме мрамора, известняка), керамики, фарфора при условии хорошего состояния их сохранности.

B помещениях с пониженной влажностью целесообразно хранить металл, стекло и гипс.

Все помещения, в которых находятся музейные ценности, должны регулярно проветриваться. При проветривании музейных помещений недопустимо попадание потоков воздуха непосредственно на экспонаты.

Однако следует помнить, что чрезмерное проветривание в зимнее время может привести к пересушиванию воздуха, опасному для экспонатов из органических материалов.

Осеннее проветривание возможно только в теплые погожие дни, когда температура наружного воздуха близка к температуре внутри помещения.

Световой режим. Одной из основных причин старения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, является действие света.

Наиболее разрушительным воздействием обладает естественный свет. Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды материалов и прежде всего на органические материалы, минералы и цветные стекла.

Из источников искусственного света наиболее богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы. Широкое использование их в музеях не рекомендуется. Самыми безвредными в этом отношении являются лампы накаливания. Однако они излучают наибольшее количества тепла.

Рекомендуется подобные приборы снабжать матовыми абажурами или колпаками.

Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: видимый — выцветание; невидимый — разрушение структуры материала, утраты прочности.

B залах с естественным освещением отдельные предметы, наиболее чувствительные к действию света (акварели, документы, письменные источники), закрываются дополнительными шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой подкладке.

Во избежание нагревания и воспламенения экспонаты, как правило, располагаются на расстоянии не менее 1,5-2 м от отопительных приборов, электрических фонарей и ламп.

При киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помещениях необходимо принимать все меры предосторожности. Источники света должны находиться не ближе 4 метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3-5 минут).

Загрязнение воздуха. Старение и разрушение музейных предметов происходит не только под воздействием температуры, влажности и света, но и от загрязнений воздуха: пыли, копоти, a также газовых засорений (сероводород, аммиак, сернистый газ, озон и др.).

Недопустимо применение в музейном оборудовании прокладок из резины, a также окраска оборудования и помещений казеиновыми красками, т.к. при старении этих материалов выделяется сероводород.

Музейные помещения желательно очищать от пыли c помощью пылесоса или протирать полы хорошо отжатой мокрой тряпкой.

Все музейное оборудование, окна, подоконники и т.д. также должно очищаться от пыли. Для защиты от пыли и мух открытые окна или вентиляционные отверстия должны иметь фильтры.

Биологический режим. Сохранность музейных коллекций зависит от организации их защиты от биологических повреждений. Такие повреждения вызывают микроорганизмы, грибки, насекомые и грызуны.

Микроорганизмы (бактерии и плесень) повреждают самые разнообразные музейные предметы, в первую очередь изделия, выполненные из органических материалов (живопись, бумага, ткани, кость, дерево и пр.).

B музейных условиях наиболее часты случаи повреждения экспонатов плесневыми грибками. Некоторые виды плесени разрушают волокна, все виды плесени оставляют трудноудаляемые пятна.

Главным условием предотвращения появления плесни является соблюдение рекомендуемого для музеев температурно-влажностного режима. Основная причина появления плесени — повышенная влажность, температура влияет лишь на скорость роста грибков. Особенно энергично грибки развиваются при температуре от +20 до +25оС и относительной влажности воздуха 70 %.

Нельзя допускать больших перепадов температуры, т.к. это вызывает конденсацию влаги на поверхности предметов, что, в свою очередь, создает условия для развития плесени. Загрязнение поверхности предметов создает благоприятную среду для развития микроорганизмов.

При обнаружении плесени пораженный предмет необходимо перенести в сухое, изолированное помещение.

Изделия из ткани после просушки очищают мягкой щеткой или мягкой кистью.

B коллекциях насекомых источником отсыревания и появления плесени могут служить торфяные пластинки на дне коробки или ящика; в случае появления плесени в энтомологических ящиках необходимо удалить из них насекомых, тщательно просушить, a затем удалить плесень.

Следует сокращать до минимума применение шерстяных тканей для оформления экспозиций.

Дважды в год (весной, пред открыванием окон, и осенью, после залета насекомых на зимовку) нужно вычищать пылесосом места скопления зимующих насекомых — между рамами, за плинтусами и т.д.

Шерстяные и шелковые ткани, мех, кожу, волос, перо, ковры, кожаные переплеты книг повреждают две группы насекомых: кожееды и моли.

Известны несколько способов борьбы c молью. Предметы из шерсти и меха, другие ткани, находящиеся рядом c ними, в конце весны — начале лета необходимо просушивать на улице в теплую и сухую погоду не менее 4 часов. Во время сушки одежды тщательно чистят шкафы, где она храниться. После просушки следует разложить репелленты: нафталин, “антимоль”, “молебой”, лавандовое масло, камфару, даламатскую ромашку, полынь, листья ореха. Антимолевые средства необходимо периодически менять, т.к. моль привыкает к ним.

Мебельную и платяную моль можно выморозить при температуре от -15 до -20оС в течение 10 часов. Вымораживание не уничтожает моль зимующих видов: меховую, голубиную.

Для уничтожения насекомых применяются контактные яды: хлорофос, дихлофос. Обрабатываются стены и пол вокруг музейного оборудования, a также участки вокруг источников влажности.

Все материалы, хранящиеся в музее, желательно разделить на ряд однородных групп. Это облегчит работу по учету и хранению, наблюдение за сохранностью экспонатов. Можно выделить, учитывая материал изготовления, следующие основные группы: материалы на бумажной основе (документы, книги, фотографии, рисунки и т.п.); изделия из металла (предметы домашнего обихода, сельхозинвентарь, орудия производства и труда и т.д.); ткани и одежда; керамика и стекло; естественнонаучные коллекции; произведения живописи (масло, акварель, темпера).

Бумага. B целях сохранения произведений графики фото- и киносъемки каждого места разрешается только в необходимых случаях, не чаще одного раза в год для рисунков и двух раз - для гравюр.

Необходимо не реже одного раза в неделю производить проветривание шкафов и ящиков, в которых хранятся бумажные материалы.

Помещение для экспонирования данной группы материалов необходимо защищать от прямых солнечных лучей, яркого дневного света и сквозняков.

Книги обычно хранятся закрытыми, в вертикальном положении, корешками наружу.

Документы, листовки, литографии, рисунки нужно хранить в папках c клапанами. B папке каждый экспонат должен быть переложен чистой бумагой (нельзя применять папиросную бумагу, она быстро “заболевает” и “заражает” материал) или вложен в паспарту. Паспарту делается из плотной белой бумаги или тонкого картона. Лист бумаги должен более чем в 2 раза превышать размер художественного произведения. Лист складывается вдвое, к внутренней стороне нижней половины листа прикрепляется на лапках гравюра, рисунок, литография. B верхней половине листа делается вырез на 0,5-1 см меньше, чем размер художественного произведения. Нижняя половина паспарту предохраняет оборотную сторону художественного произведения, a толщина бумаги или картона защищает лицевую сторону от соприкосновения c другими.

Для хранения марок, открыток, этикеток требуются специальные альбомы (кляссеры) и папки.

Фотографии и негативы рекомендуется хранить в вертикальном положении. Живопись развешивают на стенах, газеты, плакаты и афиши рекомендуется хранить не складывая.

Свет разрушительно действует на бумагу, вызывая ее хрупкость, ломкость, изменение цвета.

Бумажные материалы (кроме книг) хранить в открытом виде на полках, столах, стеллажах недопустимо!

Складывание бумажных материалов (кроме карт, имеющих на сгибах специальные полоски мягкой материи, и архивных документов, имеющих естественные сгибы) не допускается.

При экспонировании подлинных документов, произведений живописи, фотографий не разрешается прикалывать их кнопками или прибивать гвоздями. Нельзя приклеивать их сплошь на картон, монтировать на не застекленных стендах и витринах!

Ткани. Кожа. Кость. Ткани хранят отдельно по материалам в глухих шкафах, комодах и т.д., таким образом, чтобы не было перегибов, так как в местах перегибов ткань сечется, особенно шелковая.

Костюмы хранятся в шкафах на плечиках c мягкими накладками.

Головные уборы — на болванках.

Ткани можно выставлять в застекленных витринах или в специальной окантовке. Ветхие и тонкие ткани c тяжелым шитьем экспонируются только в горизонтальных витринах.

Ткани категорически запрещается прибивать гвоздями или прикалывать булавками.

Ковры и гобелены при экспонировании надо натягивать на подрамник соответствующего размера за пришитые со всех сторон полоски прочного холста для равномерного натяжения.

Особую прелесть и неповторимость любой экспозиции придают объемные экспонаты (предметы быта, одежда), которые желательно экспонировать на специально подобранных торсах, плечиках, концы которых обматывают мягкой тканью.

Знамена следует хранить навернутыми на древко и затянутыми в чехлы, исключение составляют знамена, изображения и надписи на которых выполнены красками. Такие знамена должны храниться на горизонтальных полках в развернутом положении.

Необходимо систематически проветривать, чистить и протирать шкафы, комоды и ящики, где хранятся ткани.

На свету кость меньше желтеет, поэтому рекомендуется хранить ее в светлых помещениях. Ее нельзя протирать влажной тряпкой или подвергать промывке.

Дерево. Для защиты от пыли и света мебель следует хранить в чехлах. Загрязненные чехлы должны регулярно заменяться чистыми. Мебель, находящаяся в экспозиции, расчехляется только на период открытия и демонстрации посетителям (кроме помещений c повышенной влажностью). Удаление пыли с обивки производиться пылесосом c мягкой насадкой. Сквозное проветривание не допускается.

Фарфор. Керамика. Стекло. Известняк. Мрамор. Гипс. Предметы из данных материалов хранятся в застекленных шкафах.

Мытье фарфора, фаянса можно производить только мягкой кистью в теплой воде c добавлением спирта. Таким способом можно мыть только предметы без трещин и сколов.

Стекло не рекомендуется мыть водой, так как вода способствует вымыванию солей, которые входят в состав стекла. Стекло необходимо два раза в год протирать спиртом ректификатом. Работать со стеклом рекомендуется в матерчатых перчатках.

Металл. Шкафы для хранения предметов из цветных и черных металлов должны изготавливаться из лиственных пород деревьев (предпочтительно из березы).

Удалять пыль c поверхности металлических предметов разрешается только сухим способом (кистью, пылесосом).

  • Фотоматериалы. Магнитофонные ленты. Негативы и диапозитивы хранятся в специальных металлических шкафах и коробках: каждый должен быть помещен в конверт из плотной бумаги или кальки (в крайнем случае, отделяется один от другого листом бумаги).
  • Позитивы должны храниться в пакетах от фотобумаги, не более 10 штук в одном пакете.
  • Альбомы c позитивами хранятся в вертикальном положении отдельно от разрозненных позитивов.
  • Пользоваться канцелярским клеем для наклеивания фотоотпечатков и диапозитивов запрещается (он разрушает изображение).
  • Кинопленки хранятся в железных стандартных коробках, пленки со звукозаписями - в специальных картонных коробках.
  • Грампластинки хранятся в индивидуальных конвертах, в шкафах, поставленными на ребро.
  • Хранение нарезного огнестрельного оружия любого вида, даже приведенного в боевую негодность, запрещается!
  • Предметы из драгоценных металлов (золота, платины, серебра) хранить в музеях не разрешается!
  • Материалы из драгоценных металлов подлежат сдаче в государственный музей. Исключение составляют серебряные предметы и монеты.

Особого внимания требуют ценные экспонаты. Они должны быть надежно закреплены, закрыты стеклом от попадания пыли и влаги и защищены от действия прямых солнечных лучей. Подобные материалы рекомендуется хранить в экспозиции не более трех месяцев, потом заменять их муляжами, выставляя подлинники только в дни торжеств.

B целях сохранности особо ценных и уникальных музейных предметов в “Положении o музее образовательного учреждения” под пунктом 4.4 значится: “Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в музеях учреждений образования, являются общенародной собственностью, входящей в состав музейного фонда Российской Федерации и Государственного архивного фонда Российской Федерации и подлежат государственному учету в установленном порядке. Продаже и обмену не подлежат”.

Согласно этому Положению, ответственность за организацию охраны фондов в помещении музея несет директор образовательного учреждения. За сохранность фондов отвечает руководитель музея.

Изложенные правила хранения подлинных материалов обязательны для каждого музея образования. Незнание и несоблюдение этих требований приводит к порче, a нередко и к утрате музейных предметов.

БИБЛИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ

  1. Письмо Министерства образования РФ от 12 марта 2013 г. № 28-51-181/16 “О деятельности музеев образовательных учреждений”.
  2. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - Москва, “Высшая школа”, 2004 г. – 216 с.
  3. Сайт федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения. Раздел школьные музеи - http://turcentrrf.ru/shmuseum.
  4. Школьный музей. Методическое пособие в помощь организаторам школьных музеев, методистам, педагогам дополнительного образования. - Санкт-Петербург, 2006 г. – 67 с.
  5. Экспозиции школьного музея. Методические рекомендации. - Москва, 1986 г. – 56 с.