Программа внеурочной деятельности "Клуб смекалистых". 1–4-е классы

Разделы: Дополнительное образование


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.)  и образовательной системы «Школа 2100»

 Рабочая программа составлена на 4 учебных года. Занятия проводятся - 1 раз в неделю; 33 часа в первом классе и 34 часа в год во втором, третьем и четвёртом классах.

Содержит основные разделы:

  • пояснительная записка,
  • тематическое планирование,
  • учебно-методическое обеспечение

Пояснительная записка.

Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого, интеллектуального личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углубленного образования.

Начинать работу, по совершенствованию познавательных и творческих способностей учащихся, никогда не поздно, но лучше всё-таки раньше. Поступление ребёнка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации, возрастает его психоэмоциональная нагрузка. Для того, чтобы избежать негативных эмоций у учащихся начальных классов, а также помочь им учиться весело, побороть чувство неуверенности в себе, самостоятельно и творчески мыслить, создана программа внеурочной деятельности по курсу «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся начальных классов». В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, содержащая в себе познавательный материал.

Одной из актуальных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Умственное развитие младших школьников проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в познавательных интересах, в отношении учащихся к учению. Данный курс внеурочной деятельности создаёт условия для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, необходимых для успешного интеллектуального развития ребенка. Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного, мышления.   

Показателями умственного развития школьников являются: умение использовать логические приемы и операции в учебной и внеучебной деятельности, выбирать их; преобразовывать заданный материал, используя перенос изученных приемов действий. В большей степени способствует этому продуктивная деятельность, которая связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных приемах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эти мыслительные приемы являются составными компонентами операций (форм) логического мышления – понятий, суждений, умозаключений.

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина роли данного предмета в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. Развивая   логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект, в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные, на первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Данная программа помогает большую часть материала учащимся запомнить, а также самим открыть «новые знания».
Система практических заданий и занимательных упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, что поможет детям легко и радостно учиться. Упражнения так же готовят к выполнению тестовых заданий.

Девиз данной программы: «Играю – Рассуждаю – Учусь работать самостоятельно».

Особенности занятий (заседаний) Клуба Смекалистых

Все игры способствуют развитию кругозора ребёнка, раскрывают его таланты, позволяют быть лидером, дают возможность поверить в собственные силы и возможности, помогут овладеть необходимыми навыками общения со сверстниками.

Поэтому в «Клубе Смекалистых» серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно, именно для младшего школьника (игры на развитие внимания и наблюдательности, памяти, логического мышления и сообразительности). Учащиеся также с большим удовольствием решают шарады, кроссворды, ребусы и занимательные задачи.

И все задания в клубе носят внеурочный характер, они усложняются с каждым последующим годом.
Игра и учёба – две разные деятельности, между ними есть качественные различия. Задача учителя - сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной.

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Цель данной программы: создание условий для интеллектуально-личностно-деятельностного развития ребенка.

Задачи программы:

  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству;
  • формировать и развивать логическое мышление;
  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 710 лет.

Сроки реализации программы - 4 учебных года, занятия проводятся - 1 раз в неделю; 33 занятия в первом классе и 34 часа в год во втором, третьем и четвёртом классах.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, образцом.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). (См. Приложение 1)

Содержание программы

Раздел 1. Игры и упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
(Всего 4 часа. Теория 2 ч. Практика 2 ч.)

Занятие 1. Введение в курс. Знакомство с содержанием программы «Клуба Смекалистых».

  • Познакомить учащихся с основными темами программы.

Занятие 2. Игры «Циферблат», «Шифровальщик», «Примеров много – ответ один».

  • Использование данных дидактических игр на развитие внимания и ассоциативной памяти.

Занятие 3. Игры «Предметная таблица», «Найди общее», «Найди отличие».

  • Знакомство с играми на развитие наблюдательности.

Занятие 4. Упражнения: «Нарисуй такую же фигуру», «Нарисуй по точкам». Арифметический диктант.

  • Ориентирование на листе в клеточку, развитие слухового внимания.

Раздел 2. Упражнения и игры на развитие памяти.
(Всего 5 часа. Теория 0 ч. Практика 5 ч.)

Занятие 1. «Запомни клеточки», «Вспомни, не глядя», игра «Замочная скважина»

  • Игры и упражнения предназначены для работы в парах, развивают зрительную память.

Занятие 2. «Нарисуй, что слышишь», «Где что лежит»

  • Данные упражнения развивают слуховую и осязательную память.

Занятие 3. «Запомни главное»

  • Решение заданий на развитие памяти и усвоение названий цифр.

Занятие 4. «Задачи в считалках», «Задачи в стихах»

  • Формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти.

Занятие 5. «Сказочные задачи».

  • Данные задачи повышают интерес к математике.

Приложение 1

Раздел 3. Игры и упражнения на развитие логического мышления и сообразительности.
(Всего 13 часов. Теория 5 ч. Практика 6 ч.)

Занятие 1. Игра «Найди лишнее». Логические цепочки.

  • Обучение поиску закономерностей. Знакомство с логическими цепочками.

Занятие 2. Игра «Логическое домино».

  • Закрепляет знания детей о свойствах предметов. Работа в парах.

Занятие 3. Игры: «Логические бусы», «Почтальон», «Четвёртый лишний».

  • Развивают мыслительные операции анализа и синтеза.

Занятие 4. Логические задачи.

  • Знакомство с различными способами решения логических задач.

Занятие 5. Логические задачи.

  • Решение логических задач с помощью таблицы.

Занятие 6. Ребус – необычная загадка.

  • Знакомство с простыми ребусами.

Занятие 7. Ребус – необычная загадка.

  • Основные правила разгадывание ребусов.

Занятие 8. Математическая игра «Крестики и кружочки».

  • Обучать детей с помощью игры работать в парах.

Занятие 9. Математическая игра «Домики»

  • Организовать работу в группах.

Занятие 10. Магический квадрат.

  • Познакомить с приёмом создания магического квадрата.

Занятие 11. Игра «Занимательная пирамидка».

  • Предлагается рассмотреть заполнить готовые шаблоны верными словами. Развивает мыслительные операции анализа и синтеза.

Занятие 12. Игра «Сортировка»

  • Знакомство с истинными и ложными высказываниями.

Занятие 13. Кроссворды.

  • Знакомство с простыми кроссвордами.

Раздел 4. Упражнения и игры на развитие творческого мышления и воображения.
(Всего 5 часов. Теория 1 ч. Практика 4 ч)

Занятие 1. Игра «Что скрывается в кляксе?»

  • Обучать умению высказывать свою точку зрения.

Занятие 2. Воображаем, наблюдаем, угадываем.

  • Решение задач на творческое воображение.

Занятие 3. Воображаем, наблюдаем, угадываем.

  • Воображаем, наблюдаем, угадываем.

Занятие 4. Игра «Путешествие по лабиринту».

  • Предлагается организовать работу в группах.

Занятие 5. Игра-соревнование. «В гостях у профессора Всезнамуса».

  • Итоговое занятие по данному разделу проводится в виде соревнования с использованием ИКТ.

Раздел 5. Работа с геометрическим материалом.
(Всего 6 часов. Теория 2 ч. Практика 4 ч)

Занятие 1. Головоломки с плоскими геометрическими фигурами.

  • Учащиеся, используя ножницы изменяют геометрические фигуры.

Занятие 2. Упражнения: «Исключи лишнюю фигуру», «Выбери нужную фигуру из шести пронумерованных».

  • Работа с плоскими геометрическими фигурами.

Занятие 3. Фигуры из спичек.

  • Построение конструкции по заданному образцу.

Занятие 4. Танграм: древняя китайская головоломка.

  • Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

Занятие 5. Превращение фигур.

  • Формировать умения работать с чертёжными инструментами.

     Занятие 6.  Решение геометрических задач

  • Познакомить учащихся с задачи на развитие пространственного мышления.

(См. Приложение 2)

Содержание программы

Раздел 1. Старинные задачи с числами.
(Всего 9 часов. Теория - 5 ч. Практика - 4 ч.)

Занятие 1. В мире чисел.

  • Знакомство с историей чисел.

Занятие 2. «Царские задачи».

  • Знакомство со старинными математическими задачами, в которых присутствуют числа.

Занятие 3. Задания от Гнома-эконома.

  • Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Занятие 4. Старинные восточные задачи-загадки «Зверинец султана».

  • Познакомить с новыми видами задач-загадок.

Занятие 5. Решение задач: «Волк, коза и капуста» и «Три мудреца».

  • Сформировать умение устанавливать логические ассоциации при решении задач.

Занятие 6. «В гостях у профессора Цифиркина».

  • Развитие смекалки и логического мышления.

Занятие7. Старинные игры с числами.

  • Знакомство с правилами старинных математических игр, работа в группах.

      Занятие 8. Магические числа.

  •  Дать представление о магических числах.

Занятие 9. Старинные числовые головоломки.

  • Знакомство со старинными числовыми головоломками и способами их решения.

Раздел 2. Поиск закономерностей
(Всего 8 ч. Теория 3 ч. Практика 5 ч.)

Занятие 1. Числовая и буквенная закономерность.

  • Составление числовых и буквенных закономерностей.

Занятие 2. Логические цепочки.

  • Поиск закономерностей их составления.

Занятие 3. «Решай, смекай, отгадывай».

  • Составление закономерностей, решение логических задач.

Занятие 4. Математические выражения.

  • Обучать умению решать математические выражения.

Занятие 5. «В гостях у Считалкина»

  • Развитие смекалки и логического мышления.

Занятие 6. Решение тестов на поиск закономерностей.

  • Провести контрольный тест на поиск закономерностей.

Занятие 7. Игра «Найди лишнее»

  • Продолжить работу на поиск закономерностей (групповая работа).

Занятие 8. Игра-соревнование команд «КВН» с ИКТ

  • Совершенствование знаний учащихся, развитие умений работать в одной команде.

Раздел 3. Забавная геометрия.
(Всего 9 ч. Теория 4 ч. Практика 5 ч.)

Занятие 1. Упражнения со спичками (или счётными палочками).

  • Продолжать работу на отработку упражнений со спичками.

Занятие 2. Фокусы со спичками.

  • Познакомить и обучить простейшим фокусам учащихся.

Занятие 3. Задачи - шутки со спичками.

  • Продолжать работу над решением задач в группах и в парах.

Занятие 4. Решение задач-головоломок из спичек (счетных палочек)

  • Обучать умению решать задачи – головоломки.

Занятие 5. Замечательные кривые.

  • Развитие умений решать геометрические головоломки.

Занятие 6. Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком.

  • Развитие умений решать геометрические головоломки.

Занятие 7. Построения с препятствиями и ограничениями.

  • Знакомство с геометрическими играми, где встречаются препятствия, лабиринты.

Занятие 8. Геометрические фигуры из бумаги.

  • Обучать умению различать, сравнивать и выполнять геометрические фигуры из бумаги.

Занятие 9. Геометрические головоломки.

  • Знакомство с геометрическими головоломками.

Раздел 4. Математические развлечения
(Всего 8 ч. Теория 5 ч. Практика 3 ч.)

Занятие 1. Головоломный лабиринт.

  • Отработка умений решать головоломки.

Занятие 2. Математические викторины.

  • Знакомство с математическими викторинами. (С использованием ИКТ).

Занятие 3. Математические викторины.

  • Развитие сообразительности при решении викторин. Работа в группах).

Занятие 4. Весёлые арифметические вопросы.

  •  Обучать умению правильно подбирать к данным (весёлым) задачам арифметические вопросы.

Занятие 5. Геометрическая викторина.

  • Развивать умение решать геометрические викторины.

Занятие 6. Составление простейших кроссвордов

  • Обучать умению составлять простейшие кроссворды на заданную тему.

Занятие 7. Составление простейших кроссвордов.

  • Развивать умение работать в парах, выполнять совместно творческое задание.

Занятие 8. Лабиринт английского короля.

  • Знакомство с новой математической игрой на развитие логического мышления.

(См. Приложение 3)

Содержание программы

Раздел 1. Числа и операции над ними
(Всего 9 ч. Теория 5 ч. Практика 4 ч.)

Занятие 1. Магические квадраты

  • Развивать умения решать магические задачи.

Занятие 2. Математические (числовые) ребусы, шарады.

  • Составление и решение математических задач, ребусов, шарад.

Занятие 3. Трехзначные числа.

  • Знакомство с историей чисел, устными приёмами вычислений.

Занятие 4. Решение логических задач.

  • Обучать умению рассуждать, применять различные способы решения данных задач.

Занятие 5. Числа вокруг нас.

  • Решение заданий на развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Занятие 6. Найдите числа в словах.

  • Развивать мыслительных операций, внимание.

Занятие 7. Цифровые слоговицы.

  • Решение творческих заданий.

Занятие 8. Игра «Шифровальщик».

  • Обучать умению отгадывать зашифрованные числами пословицы.

Занятие 9. Весёлые игры с числами: «Кругом 16»; «Учёный кот»; «Из цифр – числа».

  • Знакомство с новыми играми, направленными на формирование логического и творческого мышления.

Раздел 2. Решение нестандартных задач
(Всего 8 ч. Теория 3 ч. Практика 5 ч.)

Занятие 1. Задачи с подвохом.

  • Развивать логическое мышление, сообразительность.

Занятие 2. Комбинированные задачи с квадратами.

  • Отработка умений решать логические и нестандартные задачи.

Занятие 3. Решение задач с конца.

  • Обучать умению ориентироваться в тексте математических задач.

Занятие 4. Задачи на восстановление.

  • Познакомить учащихся с видом данных задач и их решением.

Занятие 5. Шуточные задачи.

  • Обучать решению задач, где требуется рассуждение, логика и юмор.

Занятие 6. Разные задачи: «Купец и орехи», «Почтальон», «Колодец».

  • Развивать умение рассуждать, анализировать, делать вывод.

Занятие 7. Игра: «Логическое домино.»

  • Предлагается организовать работу в парах.

Занятие 8. Игра «Самый умный».

  • Совершенствование знаний учащихся, развитие умений рассуждать непротиворечиво.

Раздел 3. Олимпиадные, конкурсные и творческие задания по математике.
(Всего 9 ч. Теория 4 ч. Практика 5 ч.)

Занятие 1. Решение заданий на всероссийский конкурс «Весёлая математика»

  •  Обучать умению решать задачи на развитие аналитических способностей.

Занятие 2. Решение заданий международного конкурса «Кенгуру».

  • Развивать способности логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

Занятие 3. Решение заданий международного конкурса «Лисёнок».

  • Обучать умению решать олимпиадные задания по математике.

Занятие 4. Подготовка к районной олимпиаде по математике.

  • Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Занятие 5. Игра – обозрение «Ребусник»

  • Обучать умению составлять и решать числовые и буквенные ребусы.

Занятие 6. Соображаем, рассуждаем, доказываем.

  • Ознакомить учащихся с новыми интеллектуальными играми.

Занятие 7. Конкурс «Знатоки математики и логики»

  • Предлагается организовать соревнование знатоков в группах.

Занятие 8. Лабиринты минусов.

  • Познакомить учащихся с решением новых головоломок.

Занятие 9. Контрольные тесты-задания по данному разделу.

  • Провести самостоятельную работу с целью проверки знаний учащихся по данному разделу.

Раздел 4. В царстве смекалки.
(Всего 8 ч. Теория 4 ч. Практика 4 ч.)

Занятие 1. Геометрия вокруг нас.

  • Обучать учащихся решать простейших задачи по геометрии.

Занятие 2. Задачи на движение и смекалку.

  • Развивать у детей при решении данных задач: интуицию, догадки, скорость мышления.

Занятие 3. Задачи - загадки.

  • Познакомить школьников с задачами – загадками, которые развивают любознательность и сообразительность.

Занятие 4. Затейные задачи.

  • Ознакомить учащихся с новыми затейными задачами.

Занятие 5. Игра «В поисках сбежавших головоломок».

  • Развивать нестандартное мышление, творческое воображение.

Занятие 6. Математический турнир. Смекай, отгадывай, считай.

  • Активизировать познавательную деятельность детей.

Занятие 7. Математические кроссворды.

  • Обучать детей умению работать в группах, составлять и решать математические кроссворды.

Занятие 8. Игра «Математический калейдоскоп».

  • Работа с играми на совершенствование воображения.

(См. Приложение 4)

Содержание программы

Раздел 1. Числа и действия с ними.
(Всего 7 ч. Теория 3 ч. Практика 4 ч.)

Занятие 1.  Как люди научились считать.

  •  Провести конкурс на лучшую презентацию «Как люди научились считать».

Занятие 2. Интересные приемы устного счёта «Хитрый счёт».

  • Упражнения на развитие внимания и навыков счёта.

Занятие 3. Игры с числами: «Цифры-одни, способы разные», «Учёный кот», «Одна цифра - разные числа», «Числа - перевёртыши».

  •  Знакомство с новыми математическими играми.

Занятие 4. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

  • Работа, направлена на формирование навыков письменных вычислений.

Занятие 5. Занимательный материал с дробными числами.

  • Решение занимательных задач и упражнений с дробными числами.

Занятие 6. Игра: «Числа вокруг нас»

  • Провести игру на нахождение слов, в состав которых входят название чисел.

Занятие 7. Тестирование.

  • Проверка знаний учащихся в виде теста по данному разделу.

Раздел 2. Логические связки. Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание).
(Всего 7 ч. Теория 3 ч. Практика 4 ч.)

Занятие 1. Логические связки и утверждения.

  • Выполнять задания, развивающие познавательную способность и логическое мышление учащихся. «Продолжи ряд»; «Найди закономерность».

Занятие 2. Виды умозаключений.

  •  Предлагаются такие задания: (Данные умозаключения дополнить до правильного; найдите неполные умозаключения.)

Занятие 3. Логические рассуждения из сюжетной картинки.

  • Составление правильных и неправильных рассуждений с помощью круговых схем. (Работа в парах).

Занятие 4. Решение разнообразных логических задач.

  • Поиск задач с верным или неверным ответом.

Занятие 5. Решение простых логических задач.

  • Составление и решение задач с помощью таблицы. (Работа в группах)

Занятие 6. Логические упражнения: «Шестиклеточный логикон»; «Установить закономерность».

  • Организовать практическую работу в парах.

Занятие 7. Отгадываем метаграммы.

  • Знакомство с новым видом упражнений на отгадывание последующих слов, заменяя только одну букву.

Раздел 3. Логические игры с суждениями.
(Всего 3 ч. Теория 1 ч. Практика 2 ч.)

Занятие 1. Игры с суждениями о связях предмета и признака и об изменениях.

  • Ознакомить учащихся с играми-суждениями, в которых говорится о связи предмета и признака и об изменениях («Двое и разные»; «Так же, как…»; «Меньше малого».)

Занятие 2. Игры с суждениями, в которых сравниваются количества, возраст людей.

  • Знакомство с новыми играми- суждениями («Столько же, сколько…»; «Старше, моложе»)

Занятие 3. Игры с суждениями, в которых говорится о признаках, исключающих друг друга.

  • Провести игры: «То ли одно, то ли другое»; «Что подходит?»;

сочинить задачи, характерны для игр.

Раздел 4.  «Геометрическая соображаловка».
(Всего 7 ч.Теория 2 ч. Практика 5 ч.)

Занятие 1. «Весёлые углы».

  • Обучать умению строить (острый, прямой, тупой) углы. С помощью цветных карандашей сделать углы «весёлыми».

Занятие 2. Геометрические кроссворды.

  • Предложить учащимся разгадать, а затем составить свой геометрический кроссворд. (Практическая работа в группах).

Занятие 3. Геометрические головоломки (из спичек или счётных палочек).

  • Обучать умению быстро разгадывать головоломки. (Практическая работа в парах).

Занятие 4. Решение геометрических задач.

  • Знакомить детей с различными способами решения геометрических задач.

Занятие 5. Не отрывая карандаша от бумаги, строим фигуры.

  • Предложить учащимся с готового образца нарисовать фигуру, не отрывая карандаша от бумаги. (Практическая самостоятельная работа).

Занятие 6. Геометрические игры: «Тайны сыщика Находкина».

  • Выполняя верно геометрические задания: задачи, фокусы, головоломки, учащиеся разгадывают тайны сыщика Находкина. (Игра – соревнование).

Занятие 7. Площадь фигур.

  • Ознакомить детей с задачами на нахождение площади геометрических фигур.

Раздел 5. Математические игры, конкурсы, олимпиады.
(Всего 10 ч. Теория 3 ч. Практика 7 ч.)

Занятие 1. Решение олимпиадных заданий на всероссийский конкурс «Весёлый счёт».

  • Участие во всероссийском конкурсе «Весёлый счёт».

Занятие 2. Интеллектуальная игра: «Самый смекалистый».

  • Провести в виде соревнования игру: «Самый смекалистый», с применением ИКТ.

Занятие 3. Решение математических конкурсных заданий.

  • Участие в международном математическом конкурсе «Лисёнок».

Занятие 4.  Решение заданий международной олимпиады проекта «Инфоурок» по логике и общему развитию.

  • Участие в международной олимпиаде проекта «Инфоурок» по логике и общему развитию.

Занятие 5. Игры на эрудицию.

  • Провести игры -соревнования: "Самый быстрый эрудит", «Математический сундучок».

Задание 6. Математическая викторина.

  • Активизация познавательной деятельности обучающихся на внеклассном мероприятии по математике. (Работа в группах).

Задание 7. «Математический калейдоскоп»

  • Знакомство учащихся с заданиями, которые прививают познавательный интерес к математике.

Задание 8. Игра «Счастливый случай».

  • Провести игру- соревнование на развитие кругозора.

Занятие 9. Выпуск газеты «Юный математик»

  • Коллективное участие в выпуске газеты по внеурочной деятельности за весь учебный год.

Занятие 10. Выпуск газеты «Юный математик».

  • Коллективное участие в выпуске газеты по внеурочной деятельности за весь учебный год.

Учебно-методическое обеспечение.

Литература для учителя:

  1. А.З.Зак. 600 игровых задач для развития логического мышления. Ярославль: Академия развития, 1998. - 192с.
  2. Л.Ф.Тихомирова.  Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96с.
  3. Ф.Б.Шапиро. Большая книга головоломок. Разминка для ума. – Ярославль: Академия развития, 2007.- 160с.
  4. Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная математика. С-Петербург: «Лань», 2006.
  5. Е.И. Игнатьев. Математическая смекалка. М.: «Омега», 2005.
  6. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. М.: «Просвещение», 2007.
  7. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. М.: «Астрель», 2005.
  8. Н.В. Леонова. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет. - М.: ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство» ДОМ.XXI век», 2007.- 189с.
  9. Л.В. Мищенкова. Тесты, кроссворды, загадки и развивающие задания: для детей 8-10 лет.- Ярославль: Академия развития; 2008.-192с.

Список литературы для обучающихся:

  1. Е.Латий. 365 развивающих игр и затей для маленьких детей: - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 752с.
  2. Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. (Сост.Н.Л.Вадченко, Н.В.Хаткина), ИКФ «Сталкер», 512с.
  3. А.В.Соколова Интеллектуальные игры: - М:Чистые пруды, 2008. – 32с.
  4. (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Начальная школа».
  5. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.  Е.В.Языканова.-6-еизд.,- М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 79с.
  6. М.А.Калугин, Н.В. Новоторцева. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. - Ярославль:  «Академия развития», 1997.- 224с.