Качество образования как составляющая успешности спортсмена

Разделы: Иностранные языки


“Знание - сила”

Насколько важно для спортсмена быть образованным? Часто я слышу от своих учеников такую фразу: “Мне это в жизни не пригодится”. То есть ребята считают, что в их спортивной карьере знания, а именно знания по школьной программе, вряд ли пригодятся. Скорее им понадобятся, как они думают, профессиональные навыки и умения. И ведь где-то они могут подтвердить свои слова! У многих имеются определенные спортивные заслуги, которых они добились, как они сами считают, исключительно благодаря своим физическим возможностям.

Так нужны ли хорошему, успешному спортсмену школьные знания? Или можно сосредоточиться только лишь на спорте, а освоение школьной программы оставить на втором или на третьем плане? Зависит ли успешность спортсмена только лишь от физических достижений или требуется что-то еще помимо этого?

Недавно я узнала о таком интересном случае из области спортивной жизни: на международных соревнованиях во время выступления у российского фигуриста лопнула штрипка – специальная резинка на брюках. Не обращая внимания на столь досадное недоразумение, он мужественно откатал свою программу до конца. Каково же было его разочарование, когда судьи, по завершении программы, дисквалифицировали его за нарушение правил! Оказывается, в этом случае он должен был прервать показ своего номера, устранить неисправность в костюме и только после этого продолжать катание. И эти правила были оглашены заранее, до начала соревнований. Правда, на английском языке, которым, как выяснилось, спортсмен владел на невысоком уровне и поэтому не смог понять всех нюансов перевода касательно форс-мажорных обстоятельств, если таковые вдруг случатся во время выступления.

Чему может научить подобный пример? Недостаточно быть только лишь блестящим спортсменом в плане физических навыков и умений. В современном мире от спортсмена, тем более международного класса, требуется быть достаточно образованным. Знание иностранного языка, в первую очередь, английского, как признанного языка международной коммуникации, оказывается просто необходимым.

Как преподаватель английского языка, я стараюсь донести эту мысль до своих учеников. Тем более что наш колледж является спортивно-педагогическим, т.е. по окончании учащиеся становятся педагогами и тренерами. А значит, они сами будут подавать пример своим подопечным. И хотелось бы, чтобы они стали грамотными и образованными специалистами, способными воспитать, в свою очередь, эрудированное подрастающее поколение. Не исключено, что мои будущие выпускники поедут на международные спортивные соревнования или в качестве спортсменов, или в качестве тренеров. А для этого им просто необходимо владеть английским языком на подобающем уровне. Как показал пример с фигуристом, от уровня знаний может зависеть успех всего выступления.

На своих уроках я стараюсь объяснить важность изучения иностранного языка в современном мире, привожу примеры из жизни, когда знание языка только помогало спортсменам в их карьере. Обращаю внимание на знаменитых российских чемпионов, которые, как правило, достаточно свободно объясняются на английском языке с журналистами после своих выступлений.

Но не только путем разговоров и увещаний можно достичь цели, а именно, заинтересовать ребят изучением иностранного языка. Важно и на практике применять технологии, которые способствуют повышению интереса к изучаемому предмету и, как следствие, повышению качества образования. Здесь я могу рассказать о тех методах, которые считаю эффективными в изучении английского языка со спортсменами.

Учащиеся практически любого возраста любят игры. Но особенной популярностью игровые методы обучения пользуются у студентов-спортсменов. Видимо, возможность работать в команде, соревновательный момент близки им по духу больше, чем кому бы то ни было. Ребята очень любят выполнять любые задания именно в группах, причем даже ученики с невысоким уровнем английского с удовольствием работают и вносят посильный вклад, воспринимая это как возможность принести победу своей команде. Особенно любят работать в группах-командах футболисты.

Также я стараюсь привнести спортивную составляющую в изучение, казалось бы, нейтральных тем. Например, при изучении темы “Описание людей” я использовала задания, в которых требовалось описывать внешность знаменитых спортсменов. А при описании характера человека - задания, в которых шла речь о качествах, необходимых успешному спортсмену. Для чтения я использую тексты из аутентичных современных источников, например, интервью со знаменитыми спортсменами на английском языке.

Хочется в заключение упомянуть о проектной деятельности учащихся. Для подготовки к конкурсу “Учитель года” мы с ребятами подготовили видеорепортажи, в которых студенты берут интервью на английском языке у своих одногруппников после тренировок. Проект вызвал огромный интерес у ребят. Многие даже сами вызывались участвовать в проекте, а ведь для этого им требовалось не только показать свое спортивное мастерство, но и основательно пополнить свой багаж знаний английского языка.

Думаю, что буду совершенно права, если скажу: успешный спортсмен должен быть образованным. Знание иностранного языка, в первую очередь английского, является попросту необходимым для успешной карьеры спортсмена, тем более международного класса.

Со своей стороны, я пытаюсь прилагать определенные усилия в повышении качества образования своих студентов. Для этого я не только обращаю внимание учащихся на примеры успешных спортсменов, которые являются образованными и разносторонними личностями, со знанием иностранного языка, а порой и не одного, но и на практике стараюсь повысить интерес учащихся к своему предмету путем отбора учебного материала и составления заданий в близком для спортсменов духе. Ведь то, что интересно, усваивается лучше и легче.

Хочется надеяться, что в будущем полученные знания пригодятся учащимся в реальной жизни, помогут стать достойными представителями своей профессии. И они сами, уже будучи тренерами, будут объяснять важность образования своим подопечным.