Использование мультипликационных фильмов как средство развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (75 МБ)


Главной целью обучения иностранному языку является овладение коммуникативной компетенцией, поэтому важной задачей учителя можно обозначить создание реальных или воображаемых ситуаций речевого общения на уроке английского языка, используя различные методы и приемы работы. Для решения данной задачи на уроках иностранного языка учителями используются аутентичные видеофильмы, аудио/видеокурсы. Аудиозапись в настоящее время является самым распространенным средством слуховой наглядности. Однако недостатком аудиозаписи является отсутствие внешней стороны естественной речи: мимики, жестов, движений.

Аудиовизуальные средства: кино, учебное телевидение, видеозаписи предоставляют более широкие возможности. Видеофильмы, а также мультипликационные фильмы используются в целях интенсификации учебного процесса, придания ему максимальной коммуникативной направленности. Аудиовизуальные средства создают дополнительную языковую среду, где закороткий промежуток времени, отведенный на просмотр видеосюжета или видеофрагмента, учащийся получает большой объем информации сразу по двум каналам: зрительному и слуховому. Зрительный ряд помогает лучше запомнить языковые структуры, расширить словарный запас и стимулирует развитие не только навыков аудирования, но и речевых навыков.

Наиболее прогрессивным подходом к изучению языка, позволяющим учащимся в занимательной форме овладеть английским языком, является коммуникативный метод. В рамках коммуникативного метода разработаны приемы использования мультипликационных фильмов на уроках английского языка.Ефим Израилевич Пассов считает, что правомерны лишь уроки на языке, а не о языке, так как путь "от грамматики к языку" порочен. Известный методист уверен, что научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая, чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее [2; 219].

Не секрет, что уже не одно поколение детей выросло на мультфильмах Уолта Диснея. Всем детям полюбились герои таких сказок как "Золушка", "Белоснежка", "Аладдин и его друзья", "Король Лев", более современных мультфильмов "Вверх", "Рататуй", "Как приручить дракона". В настоящее время наибольшей популярностью среди детей пользуются мультсериалы "Черепашки-ниндзя", "Трансформеры", "Губка Боб квадратные штаны".  Тот факт, что дети знакомы с героями и сюжетом сказки позволяет им с легкостью воспринимать текст на английском языке, поскольку основной задачей ученика является не понимание каждого слова, а понимание смысла произведения в целом. Неоспоримым достоинством использование мультипликационного сериала, как метода обучения английскому языку, является впечатления и эмоциональный подъем от полученной информации.

Эффективность использования мультипликационных сериалов для развития речевых навыков и навыков аудирования зависит от:

1. Точного определения их места в системе обучения.

2. Организации работы с материалом.

3. Согласовании учебных возможностей мультфильма с задачами обучения [1; 98].

В структуре работы с мультипликационным сериалом можно выделить три этапа:

Дотекстовый этап (pre-viewing).

Цели этапа: мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения; снять возможные трудности восприятия текста и подготовить к успешному выполнению задания.

Текстовый этап (while-viewing)

Цель этапа: Обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.

Послетекстовый этап ((post) after-viewing).

Цель этапа: использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи [4; 7].

При проведении уроков с использованием мультфильмов необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к материалу.

  • изображение и звук должны быть четкими и качественными;
  • мимика персонажей должна быть видна четко;
  • должна прослеживаться четкая связь между сюжетом и содержанием диалогов в сценах;
  • речь должна быть достаточно четкой и не слишком быстрой;
  • язык должен быть современным, соответствующим требованиям и нормам литературного языка;
  • необходимо наличие естественных пауз между высказываниями;
  •  жаргонные выражения и восклицания должны быть достаточно короткими и не слишком сложными для понимания;
  • текст не должен быть перегружен новыми словами, выражениями и незнакомыми жестами;
  • сюжеты должны занимать не более 10-15 минут или делиться на смысловые отрезки, которые можно повторять несколько раз за период урока;
  • все отрезки должны иметь законченный сюжет;
  •  для урока могут быть выбраны учебные, художественные, рекламные фильмы, передачи новостей и другие сюжеты [1; 98].

Наш практический опыт показывает, что использование мультипликационных фильмов является эффективным средством развития речемыслительной деятельности учащихся, так как использование видеозаписей способствует индивидуализации обучения и развитию коммуникативной компетенции. За счёт смены впечатления и эмоционального воздействия мультфильма формируется личностное отношение учащихся к увиденному. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания.
Несмотря на то, что разработка материалов для мультипликационных сериалов на уроках английского языка занимает много времени, использование мультсериалов является продуктивным методом формирования коммуникативной компетенции и интересным опытом для учащихся.

В своей работе мы используем мультипликационный сериал "Губка Боб квадратные штаны". Целью данного урока является дальнейшее формирование навыков аудирования и речевых навыков, а также систематизация грамматического материала по темам Present Simple Tense (Настоящее простое время), Past Simple Tense (Простое прошедшее время) в рамках повторения материала в 5 и 6 классах.

Представляем Вашему вниманию пример конспекта урока (Приложение 1) и методической разработки (Приложение 2, Приложение 3) с использованием мультсериала "Губка Боб квадратные штаны".

Список использованной литературы.

  1. А.П. Гореликова. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов. - "Каро", Санкт-Петербург, 1998г.
  2. Пассов Е.И. Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка .-М, Гросса-пресс, Ростов-н/ Д. Феникс, 2010, С. 219.
  3. Allan, M. Teaching English with Video. - Longman, 2006 Cooper, Richard

Интернет-источник.

  1. p://urok.1sept.ru/articles/600718/pril.doc
  2. https://www.youtube.com/watch?v=ygtL82EruV4