Урок на тему "Многообразие паукообразных"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Технологическая карта урока (Приложение 1)

Этап контроля

Цель.

  • Создать условия для повторения изученной темы и определения пробелов в знаниях.
  • Ученики выполняют тестовые задания за компьютером и задания, предложенные в рабочем листке, сверяют с образцом.
  • Учитель корректирует выполнение работы.

Контроль знаний

1. Выпишите цифры, которые соответствуют сведениям, имеющим отношение к ракообразным (вариант 1) и паукообразным (вариант 2).

1. Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.

2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3. Брюшко членистое.

4. Брюшко нечленистое.

5. Животные имеют 4 пары ног.

6. На голове есть усики.

7. Усиков нет.

8. Сердце трубчатое.

9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.

10. У большинства животных по 2 сложных фасеточных глаза.

11. Органы дыхания — жабры.

12. Дыхание трахейно-легочное.

13. Кровеносная система незамкнутая.

14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.

15. У животных есть жевательный желудок.

16. Органы выделения — мальпигиевы сосуды. (Слайд 2)

Раки 1, 2, 3, 6, 10, 11, 13, 14, 15
Пауки 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16

Один ученик на рисунке “Внутреннее строение паука” размещает название органов и описывает системы органов.

Дополнительные вопросы

1. Наблюдение за поведением паука показывает, что он выскакивает из своего укрытия и стремительно направляется к мухе, попавшей в паутину, только в том случае, если муха средней величины; если попалась маленькая муха, то паук часто не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о размерах добычи?

2. Как связано “бабье лето” с пауками?

Вызов

Цель. Создать условия для эмоциональной подготовки к дальнейшей работе.

Учитель. Определите, о чем идет речь.

Южное зодиакальное созвездие. Солнце входит в созвездие 23 ноября, но уже 29 ноября покидает его (это созвездие Солнце проходит за самое короткое время). Это созвездие интриговало людей в течение многих столетий, не только своей оригинальной формой, но и потому, что это одно из самых ярких созвездий в небе. Названо в переводе с латинского дословно переводится как существо с горящим жалом. (Слайды 3,4)

Созвездие Скорпиона.

Тема урока “Многообразие паукообразных”. Информацию будем заносить в таблицу “Рабочего листка” (Приложение 2)

Осмысление

Задача 1

Цель. Содействовать получению информации о скорпионах.

Учитель вывешивает фотографии рака, паука и скорпиона. (Приложение 3). Предлагает найти черты сходства с пауками и ракообразными. Изучают учебный текст о скорпионах (первый абзац). Информацию вносят в таблицу.

Учитель предлагает до конца прочитать текст и ответить на вопрос: “Что удивило?”

Учитель. Естественный вопрос: очень ли опасен человеку скорпион? В Египте, например, в 1933 году статистикой было учтено около 36 тысяч ужаленных скорпионами людей. И результат такой: из каждой тысячи больных умерло два взрослых человека, 26 детей и юношей.

Ужаленный чувствует сильную боль в месте укуса, скоро оно сильно отекает, поднимается температура, затем — обильный пот, лихорадка, сонливость. Все это длится обычно два — четыре часа, в некоторых тяжелых случаях — сутки. Если эффективные меры лечения не приняты, а скорпион был очень ядовит, может наступить смерть: у детей обычно через 10—18 часов, взрослые мучаются три-четыре дня. Вот почему серологический Институт Пастера в Алжире и знаменитый Бутантан в Бразилии готовят сыворотки не только против змеиных укусов, но и против укусов пауков и скорпионов.

Тем временем, исследователи из университета Вашингтона утверждают, что яд этого скорпиона можно использовать в борьбе с раком. Ученые идентифицировали одно из соединений яда под названием хлоротоксин, который, как они считают, может помочь доставить противораковые гены к глиоме, агрессивной опухоли мозга, которая для человека, как правило, заканчивается смертью. Хлоротоксин позволяет терапевтическим противораковым генам добраться и убить больше раковых клеток, чем это делают другие подходы. (Слайды 6-12)

Задача 2

Цель. Создать условия для изучения разных видов пауков.

Учитель демонстрирует слайд, просит определить паукообразное и объяснить, почему дано такое название.

Отряд Сенокосцы

У обыкновенного сенокосца сегментированное брюшко, которое соединено с головогрудью без стебелька. Ходильные ноги очень длинные и тонкие. Они легко могут отрываться и, уже оторванные, долго сохраняют способность к судорожным движениям, напоминающим движения косца во время косьбы. Отбросив движущуюся ногу, сенокосец отвлекает внимание хищника и на оставшихся ногах скрывается. Сенокосец не ядовит, он является хищником, поедающим мелких насекомых. (Слайды 13-15)

Задача 3

Цель. Организовать работу с учебным текстом для изучение разных видов пауков. (Приложение 3)

Определите свое отношение к суждениям: “+” да, “-” нет, “?” сомневаюсь

Верите ли вы?

1. Пауки найдены на высоте 7 километров.

2. Все пауки ядовиты.

3. Паук серебрянка живет в воде и дышит с помощью жабр.

4. Укус тарантула смертелен.

5. Яд каракурта сильнее яда гремучей змеи.

6. Черная вдова и каракурт – родственники.

7. Продолжительность жизни пауков – от 2 до 12 лет

Пауки

Пауки освоили все природные зоны. Покорители Эвереста нашли один вид пауков на высоте 7 километров!

Пауков, чей укус опасен для человека, называют “ядовитыми пауками”. Пауки ядовиты почти все. Мало кто из них может прокусить человеческую кожу, и поэтому большинство совершенно безопасно. В наших домах живут домовые пауки, которые охотятся на мух, молей, тараканов

Паук-серебрянка живет в воде, где строит себе подводный воздушный паутинный домик. Паук наполняет его воздухом, который приносит с поверхности воды на волосках брюшка. Брюшко с пленкой воздуха в воде серебристое, отсюда и название паука. Серебрянка охотится на мелких водных животных.

На юге России встречается тарантул, живущий в глубоких норках под камнями. Укус тарантула для человека не смертелен, но причиняет острую жгучую боль. В Закавказье и Средней Азии встречается каракурт, яд самок которого может быть смертельно опасен для человека. Яд каракурта в пятнадцать раз сильнее яда одной из самых страшных змей — гремучей змеи. Через пятнадцать минут после укуса немеют ноги. Наступает сильное психическое возбуждение, рвота, судороги. Выздоровление наступает через три недели, но слабость остается еще более месяца. При отсутствии медицинской помощи, через день наступает смерть.

Но самый опасный паук, близкий родственник каракурта, — черная вдова, обитающий в Австралии. Его яд для человека смертелен. В тропиках Южной Америки распространены крупные пауки-nmuцеяды, которые охотятся на мелких грызунов и птиц. Средняя продолжительность жизни пауков — около года. Однако, паук — птицеяд может прожить и 30 лет.

Рассматривают пауков на рисунке, записывают представителей.

Учитель. С пауком тарантулом связано происхождение этого танца. Согласно легенде, укус паука вызывал страшную болезнь и заболевший был обречен на смерть. Лишь одно спасение было – стремительная пляска, разгоняющая кровь и нейтрализующая яд. (Слайды 16-25)

Задача 3

Цель. Организовать работу с учебным текстом для изучения клещей. (Приложение 3).

На слайде 3 слова – чесотка, энцефалит, аллергия. Что незнакомо? Соотнести название болезни с фотографией.

Учитель. Вам предлагается текст, который необходимо обработать следующим образом:

- поставьте "v" (да), если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

- поставьте "+" (плюс), если то, что вы читаете, является для вас новым;

- поставьте " -" (минус), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали;

- поставьте "?", если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Клещи

Отряд Клещи включает 35 тыс. видов. Их отличительная особенность — слияние головы, груди и брюшка, а также превращение первых двух пар конечностей головогруди в колюще-сосущий хоботок.

Значительный вред причиняют сельскому хозяйству зерновой и мучной, сырный, винный и луковичный клещи. Паутинные и плодовые клещи повреждают различные культурные растения.

Перьевые и волосяные клещи повреждают покровы птиц и млекопитающих. Для человека опасен чесоточный клещ, или зудень. Эти мелкие (0,3 мм) клещи живут и размножаются в коже человека и животных. Самка, проделывая в коже ходы, откладывает яйца, из которых выходят личинки. При этом возникает сильный зуд. Для предупреждения заболевания необходимо соблюдать гигиенические правила: мыть руки с мылом, не пользоваться чужой одеждой, постельными принадлежностями.

Многие клещи — кровососы. Их покровы растяжимы, а кишечник имеет выросты, которые при обильном кровососании сильно увеличиваются в объеме. Размеры насосавшихся клещей в 4—5 раз превышают размеры голодных. Особенно опасны клещи, питающиеся кровью птиц и млекопитающих. При кровососании они могут передавать возбудителей таких тяжелых заболеваний, как энцефалит, сыпной и возвратный тиф.

В Беларуси в лесах часто встречается собачий клещ. Размеры голодных клещей невелики — 0,3—0,5 мм, но после насыщения они увеличиваются до 1 см.

Обычно клещи поднимаются на растения на высоту до 1 м и цепляются за шерсть животных и одежду человека, которые проходят мимо. Переползая на кожу, они прокалывают ее хоботком, вводят в ранку слюну и сосут кровь. При этом в кровь могут попадать возбудители заболеваний. В Беларуси собачьи клещи являются основными переносчиками возбудителя западного клещевого энцефалита и боррелиоза (болезни Лайма).

Учитель. Едва ли кто из обжор сравниться может с клещами. Они сосут кровь самых разных животных, и так много ее сосут, что раздуваются непомерно.

Собачий клещ после обильной трапезы весит в 223 раза больше, чем натощак! А клещ бычий за три недели, пока развивается из личинки, высасывает из несчастной коровы столько крови, что увеличивает свой вес в 10 тысяч раз!

Удивительно ли, что после такого феноменального обжорства клещи постятся порой годами. Чтобы проверить, как долго они могут не есть, ученые отрезали у клещей все ротовые придатки, без которых сосать кровь невозможно. Оперированные клещи жили в лабораториях год, два года, три, четыре... Уже про них почти забыли. Устали ждать, когда они от голода умрут. Но они не умирали и пять, и шесть, и семь лет! И даже больше...

Возбудитель энцефалита — вирус. Попав в кровь, вирус 10-15 дней не проявляет себя, — зараза как бы собирает силы перед атакой на человека. Вдруг начинается! Температура сразу повышается до 40 градусов и держится пять-шесть дней, а иногда и неделю. Наконец понижается жар, а потом опять столбик термометра ползет вверх. Сильная головная боль, тошнота, рвота, язык теряет подвижность, мышцы шеи напряжены, глотать трудно... В тяжелых случаях — потеря сознания, бред, паралич мышц шеи, плеч, ног.

Кровососущие клещи наиболее многочисленны в лесах в мае — июне. Чтобы избежать укуса клещей, следует соблюдать простые меры предосторожности, особенно при посещении территорий заповедников и заказников:

- одежда и головной убор должны быть из плотной ткани, рубашка или куртка с длинными рукавами и манжетами, брюки заправлены в носки или обувь;

- необходимо пользоваться химическими средствами, отпугивающими кровососов (репеллентами);

- следует избегать густых зарослей кустарников и высокой травы;

  • при обнаружении на теле присосавшегося клеща отрывать его нельзя. В коже может остаться хоботок и ранка воспалится, а в кровь попадет возбудитель, если клещ заражен;
  • чтобы удалить клеща самостоятельно, нужно обвязать его выступающую часть ниткой, и осторожно вращая, вытащить. Место укуса прижечь йодом. Извлеченного клеща сохранить и сдать на анализ в лабораторию. При необходимости обратиться к врачу. (Слайды 26-33)

Рефлексия

Цель. Помочь учащимся подытожить свои знания по новой теме. (Приложение 4)

Лабиринт - выбраться из паутины. (Слайд 34)

Дом. задание

Цель. Содействовать развитию потребности поиска информации в дополнительных источниках.

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Параграф 18, изучить, создать презентацию, памятку “Защита от клеща”

Литература

1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – Спб: Альянс Дельта, 2003.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – 2-е издание. – Спб: Альянс Дельта совм. С издательством “Речь”, 2003.

3. Камлюк Л.В., Шалапенок Е.С. Биология: Животные. – Минск: Народная асвета, 2010.

4. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. – Москва: Цитадель, 1997.

5. Яхонтов А.А. Зоология для учителя, том 1. – Москва: Просвещение, 1970.