Рейтинг@Mail.ru

Внеурочное занятие по окружающему миру "Путешествие в мир мудрых мыслей"

Разделы: Начальная школа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля – наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели

  • Познавательные:
    •  на основе пройденного учебного материала по окружающему миру включить учащихся в работу по ознакомлению с мудрыми высказываниями о весне, цветах, природе;
    • учить первоклассников понимать иносказательный смысл пословиц и поговорок;
    • формировать умение анализировать полученную на занятии информацию;
    • продолжать воспитывать  чувство  ответственности за природу.
  • Регулятивные: учить  школьников  прогнозировать цель занятия; контролировать и корректировать выполнение  заданий  в процессе работы.
  • Коммуникативные: формировать умение работать в группе, развивать навыки инициативного сотрудничества.

Оборудование: презентация, сборники пословиц и поговорок, карточки для работы в группах, книга «Красная книга. Растения России».  

Ход занятия

1. Введение в тему занятия.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста,  на доску. (На доске запись: Путешествие в …)

- Предположите, куда мы можем совершить путешествие на нашем занятии.
(Ответы детей)

Подсказка: 

- Что символизирует эта картинка? мир»)

- Как бы вы это изображение назвали? («мысли»)

- Какое качество человека символизирует эта картинка? («мудрость»)

 - Так какое путешествие нас ожидает? (Путешествие в мир мудрых мыслей)

 - Как вы думаете, в чём будет заключаться такое путешествие?

- Как вы считаете, какие мысли можно считать мудрыми? (Ответы детей)

- Спасибо вам за ответы. В ходе работы посмотрим, насколько верными они были.

 - Итак, наше путешествие будет необычным.

Перед каждым из вас лежат листочки. По ходу занятия вы должны будете вписать в пустые клеточки нужные буквы. Какие именно, вам подскажут разные задания.

II. Обобщение знаний детей о весне.

1) Зарядка для ума.

- Начинаем работу с зарядки для ума.

- Перед вами ребус. Подумайте, какое слово здесь зашифровано. (Весна)

 - Назовите предпоследнюю букву в этом слове. Впишите ее в 3-ю клеточку, если считать справа налево.

- Молодцы! Отложите листочки.

- Внимание на экран! Выберите из данных картинок ту, на которой изображена ВЕСНА.

- Перечислите, пожалуйста, признаки, по которым мы можем определить наступление весны. (Увеличился световой день, ярче светит солнце, тает снег и лед, образуются сосульки; появляются  первоцветы, распускаются почки на деревьях;
прилетают грачи, просыпаются лягушки, жабы, змеи, ящерицы, ежи, медведи, барсуки).

- Молодцы! Вы доказали, что с приходом весны меняется все вокруг, и мир становится намного ярче!

2) Работа со сборником пословиц и поговорок.

- Давайте понаблюдаем, как  русский народ  выразил свое отношение к весне в пословицах и поговорках.  Открываем сборники – они у вас лежат на столе. Находим страницу … Прочитайте, пожалуйста, в группах все пословицы и выберите  только те, в которых говорится о том, что весна делает мир вокруг ярче. Договоритесь, кто будет отвечать от каждой группы. Группы, которые справились с заданием, покажите солнышко.

МАТУШКА-ВЕСНА  ВСЕМ  КРАСНА  и др.

 - Как вы понимаете смысл этих пословиц? Объясните.

- Ребята, как вы считаете, можно ли пословицы и поговорки, не только о природе, но и на другие темы, отнести к мудрым мыслям? Почему?

- А вы заметили, как ласково, по-доброму  русский народ весну называет? (Матушка)

- Что тем самым наши предки хотели показать? (Свое доброе, гуманное отношение к окружающему миру, ко всему живому)

- А что значит «доброе отношение» в вашем понимании? (Внимательное, заботливое)

- Как вы считаете,  можно ли по-доброму, внимательно и заботливо, относиться к природе? Что это значит?

- Ребята, напомните, как называется эта буква русского алфавита? («Дэ»). Может быть, кто-то из вас  знает, как она  называлась в древней азбуке?  («Добро»)  И напоминала эта буква всем людям о добром отношении ко всему окружающему.

 - Вставьте, пожалуйста, букву  Д в третью клеточку, если считать слева направо.

 3) Исследуем слово, предложение, текст.

- Продолжаем наше путешествие. Внимание! Загадка!

Двенадцать братьев,
Ни отца, ни матери.
Друг за другом ходят,
А в гости не заходят. (Месяцы)

- Что это?

(Раздаю задание каждой группе. Приложение 1)  Прочитайте, пожалуйста, задание.

- Объясните, как вы его поняли?

Группы, которые справятся  с заданием, поднимайте  солнышко.  

- Проверяем выполненное задание. Договоритесь в группах, кто будет отвечать.
(Проверка задания)

- Скажите, пожалуйста, апрель только ли с травой приходит? (Нет, в апреле появляются первоцветы).

- Например, какие? (Хохлатка, прострел, первоцвет, печёночница, ветреница, мать-и-мачеха)
(Раздаю каждой группе наборы слов)

- Составьте из данных слов предложение. Наклейте слова, расположив их  по порядку,  под таблицей с ребусами.

Группа, которая справится,  поднимает солнышко. Та группа, которая затрудняется, поднимает  тучку.

- Читаем предложение. (Апрельский цветок ломает снежок.)

- Обратите внимание на слова цветок и снежок. Назовите букву ударного гласного в этих словах. (Буква О). Вставьте эту букву во вторую клеточку, если считать слева направо.

- А какая буква пишется в конце этих слов? (Буква К) Запишите букву К в самой последней клеточке.

- Прочитаем предложение еще раз.

Давайте вспомним, как это происходит. (Просмотр видео)

(УМК «Перспективная начальная школа». ЭФУ по окружающему миру, 1 класс. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Тема

«Какие растения весной цвести торопятся», с. 48)  

- Прочитайте следующее высказывание. (Плакат на доске)

РАСТЕНИЕ – ЗЕМЛИ УКРАШЕНИЕ.

- Вы согласитесь или опровергните его?  Почему? (Ответы детей).

- Как вы думаете, можно ли это высказывание назвать мудрой мыслью. Почему?

- Следовательно, если растения являются земли украшением, то как мы  к ним должны относиться?

4) Физкультминутка.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

III. 19 апреля – День подснежника. Рассказ о празднике.

Подсказка:

Он прекрасный и чудесный!
В этот день он для тебя,
Словно радость и улыбка,
Поздравляют все тебя!

- Ребята, вы догадались, о чем идет речь в этой загадке? (О празднике).

- Слово ПРАЗДНИК. (На доске).

Первую букву этого слова впишите в самую первую клеточку, а предпоследнюю букву – в предпоследнюю клеточку.

- А чему посвящен этот праздник,  вы узнаете, подставив недостающую часть в слово.

Был, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.  (Снег)

- Замените последний звук в слове-отгадке на тот, который чаще других встречается в скороговорке «Ежик ждет ежа на ужин».

- Впишите недостающую часть в клеточки. Прочитайте, какое слово  получилось. (Подснежник)

Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый, маленький …

- День подснежника отмечают 19 апреля. В России этот праздник появился совсем недавно. Пришел он к нам из Англии. Там жители относятся к подснежнику с большим трепетом, чего не сказать о жителях нашей страны. Все 20 существующих на Земле видов подснежников находятся Красной книге. С каждым годом количество этих цветов уменьшается по вине людей, которые их варварски «собирают».

- Недаром подснежники – эти первенцы весны – написали нам с вами письмо. Давайте его послушаем. (Читают дети).

Цветем мы в вешней роще
Который год подряд…
Вам пишет эти строчки
Подснежников отряд.

Ребята! Мы таимся -
Понятен наш испуг?
Ребята! Мы боимся
Холодных цепких рук.

Ведь могут снова ныне
В пучки нас всех связать,
Чтобы потом в корзине
На рынок передать.

Напрасны птичьи крики
Над теплою землей.
В российской  Красной Книге
Мы путь окончим свой.

Земля в зеленом цвете
Прекрасна и добра.
Мы к вам взываем, дети:
Нас защитить пора!

Любимому простору,
Лесным цветам поклон!
Грабителю и вору –
Заслон, заслон, заслон!

Цветем мы в вешней роще,
И весел наш наряд.
… Вам пишет эти строчки
Подснежников отряд.

- Спасибо, ребята! Очень трогательное письмо от подснежников вы передали.
Недаром теперь есть этот праздник.  Он напоминает всем нам, как нужно относиться к этим удивительно красивым цветам.

IV. Рефлексия.

- Закончим  наше занятие сегодня словами словацкого поэта. Прочитай их, пожалуйста, …(ученик читает)

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Гвездослав Павол – словацкий поэт

- Ребята, кто согласен с мнением этого поэта, поднимите свои солнышки. Спасибо!

- Скажите, оправдались ли ваши предположения о том, что мудрые мысли, высказывания, пословицы  и поговорки  помогают нам жить, становиться лучше,  учат по-доброму относиться ко всему окружающему?

На этом наше путешествие подходит  к концу. Всем спасибо за работу.