Рейтинг@Mail.ru

Исследовательская деятельность учащихся по растениеводству в условиях УПБ «Надежда» как эффективное средство развития их творческих способностей, профориентации и профессионального самоопределения

Разделы: Администрирование школы, Дополнительное образование


Движение ученических производственных бригад в 60-80-х - годах прошлого века – это золотая страница в истории образовательных учреждений, целый образовательный и воспитательный пласт в  российской педагогике. До настоящего времени они остаются эффективнейшей формой трудовой подготовки сельских школьников, их воспитания и развития в целом.

Изменение социально-экономической ситуации в стране в 90-х годах привело в упадок сельское хозяйство, которое являлось стержнем экономики страны, давало человеку материальные средства существования. Новые социально-политические и экономические отношения, складывающиеся в России, коренным образом изменили цели и задачи  и системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Во главу угла ставятся интересы и познавательные потребности развивающейся и самоутверждающейся личности, отвечающей требованиям устойчивого демократического развития общества.

Важной задачей сельской школы всегда была подготовка молодёжи к работе на земле. В условиях становления рыночной экономики речь идёт о возрождении подлинной культуры земледелия и хозяйствования, лучших крестьянских традиций и обычаев. Это особенно важно, если иметь в виду произошедшие в последние годы резкое сокращение структуры.

Поддержка трудовой подготовки школьников нашла яркое выражение в постановлении губернатора Белгородской области № 710 «О самообеспечении сельских школ», в котором  не только поставлена задача, но и предусмотрены крупные меры, в том числе материального и финансового порядка, по ее реализации.

Постановление дало новый импульс развитию имеющихся ученических бригад, созданию новых, заставило руководителей школ и предприятий агропромышленного комплекса всерьез заняться проблемами трудовой подготовки учащихся. Надо сказать, что и сама жизнь подталкивала нас к этому.

Село испытывало большие трудности, связанные с переходом к рыночной экономике. Материально - техническая база  сильно устарела, не хватало горюче – смазочных материалов и семян  сельскохозяйственных культур, резко сократились объемы производства продукции, ее себестоимость остается высокой. Все это привело к существенному ухудшению благосостояния населения, оттоку сельской молодежи в город. В нашей школе сохранили ученическую бригаду, созданную в 1974 году, ее производственную базу,  и мы стараемся решать вопросы обучения, воспитания, социальной поддержки не только членов бригады, но и коллектива школы в целом.

В 1988 году было построено новое здание школы,  и школа из основной  была преобразована в среднюю. В то время только закончилось строительство новой школы. Не хватало ни материалов, ни рабочих рук. Учителю с учениками приходилось выполнять многие работы. Они  убирали строительный мусор, проводили покраску и другие работы.

В ученической производственной  бригаде учащиеся получают начальную допрофессиональную подготовку по избранным специальностям в области растениеводства. Учащиеся получают  как теоретические знания, так и практические навыки  и умения, занимаются опытнической и проектной деятельностью, определяются с выбором своей профессии.

Производственная деятельность УПБ органично сочетается с трудовым обучением учащихся  школы и социально-культурной деятельностью членов УПБ. Взаимосвязь обучения с трудом, как педагогический процесс, осуществляется в самых различных формах и методах учебно-трудовой деятельности. В обучении раскрываются научные основы техники, технологии, организации и экономики производства, а в процессе труда – проявление на практике изучаемых законов и закономерностей.

Трудовой опыт учащихся, их творческие работы по изучению и овладению передовыми методами производства, в свою очередь, используются в учебном процессе.

Общая методическая структура соединения обучения с трудом включает следующие основные элементы.

  • Вычленение из общей суммы знаний по различным предметам тех положений, которые применяют на практике в ученической бригаде.
  • Подбор объектов сельскохозяйственного производства и определение содержания труда учащихся, в котором можно применить теоретические знания.
  • Определение и постановка перед учащимися основных вопросов для решения проблемных учебно-практических заданий. Установление объема и порядка выполнения задания, организация наблюдений.
  • Подведение итогов: проверка учителем промежуточных результатов труда и выполнения задания и подведение окончательных итогов.

Выработка у школьников умений применять теоретические знания на практике предполагает оказание постоянной помощи со стороны учителя. Она может выражаться в текущих и итоговых консультациях, беседах, проведения специальных занятий. Важно при этом сохранить наиболее высокий уровень самостоятельности учащихся при выполнении различных заданий.

Содержание производительного труда ученической бригады определяется в основном программами трудового обучения и производственной практики по выращиванию сельскохозяйственных культур. В процессе обучения мы руководствуемся следующими дидактическими принципами:

  • прочность освоения школьниками знаний, умений и навыков;
  • связь теории с практикой, научность, наглядность;  
  • систематичность и последовательность;
  • доступность и посильность выполняемого труда для учащихся;
  • воспитывающий характер деятельности,  сознательность и активность.

Основными направлениями профессионального обучения учащихся в УПБ «Надежда» являются: подготовка водителей транспортных средств категории «В», подготовка трактористов категории «С», агротехническая учеба на базе фермерского хозяйства, занятия в объединениях по профилю. В УПБ  работают детские объединения: «Мы и профессия», «Юннат», «Цветоводы», «Исследователь». Специальную теоретическую подготовку учащихся обеспечивают учителя и педагоги с высшим образованием, первой и высшей квалификационными категориями.
Производственная деятельность  в бригаде осуществляется  круглогодично с полным циклом агротехнических работ, от производства до реализации сельскохозяйственной продукции.

Члены ученической производственной бригады МБОУ «Архангельская СОШ»  охвачены исследовательской и  проектной работой, требующей неразрывности и взаимосвязи знания, труда, творчества, исследования, поиска. Учебно-исследовательская деятельность расширяет возможности для развития творческого и аналитического мышления, исследовательских способностей, формировании умения видеть и решать задачи и проблемы перспективного развития отраслей производства УПБ.

Учащиеся, овладевают методикой проведения опытов под руководством  педагогов школы  и  специалистов фермерского хозяйства. В 2013 - 2015 годах в УПБ было заложено 15 учебных и полевых опытов по  полеводству, овощеводству, садоводству и цветоводству.
Опытническая работа позволяет решить большое количество вопросов,  как воспитательных, так и профориентационных, в результате опытнической работы у учащихся вырабатываются навыки наиболее эффективных методов соединения обучения с трудом через практическое изучение и творческое применение школьниками основ технологии на практике сельского хозяйства.

В то же время, следует отметить, что мы понимаем, что в современных условиях важно развивать опытническую работу и допрофессиональную подготовку будущих специалистов на основе использования современных технологий и агротехнических приемов,  в тесном взаимодействии  с  сельскохозяйственными ВУЗами, и работаем в этом направлении. Пока такое взаимодействие осуществляется на основе индивидуальных и групповых консультаций, но в перспективе планируем перейти к договорным отношениям.

В МБОУ «Архангельская СОШ» Губкинского района на базе УПБ с 2011 года организовано и работает  творческое объединение учащихся «Исследователь», которым руководит учитель биологии Мартышов Евгений Викторович. Материально техническая база УПБ «Надежда» позволяет  создать условия для организации  исследовательско–экспериментальной и опытнической работы обучающихся в области растениеводства и агроэкологии.

Приоритетным направлением деятельности объединения «Исследователь» является исследовательско-экспериментальная работа учащихся,  широкое использование на занятиях натуральной наглядности, постановка наблюдений,  опытов, экспериментов с живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов, организация самостоятельной работы учащихся играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.

На занятиях в объединении члены УПБ приобщаются к научным способам познания мира, осуществляют наблюдение за природными объектами и явлениями. Наиболее удобными для экспериментальной работы с детьми школьного возраста являются растения. Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за растениями способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности. Работая с растениями, дети усваивают трудовые навыки по уходу, пересадке и размножению растений. Эти навыки могут оказаться полезными в повседневной жизни  и в будущей профессии.

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов) данные опытов вносятся в дневники наблюдений. При анализе проведенной работы учащиеся сравнивают результаты опытов и наблюдений. Обработку результатов проводим после окончания опытов на основании записей. После того, как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, учащиеся возвращаются к поставленным задачам и анализируют, как ответили ли на поставленные вопросы. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных опытов. Формулируя выводы, помним, что отрицательный результат - тоже результат, и он тоже отражается в выводах.

Следует отметить, что исследовательская деятельность является процессом двусторонним, строящимся как на потребностях учащихся, так и на активном привлечении обучающихся к исследованиям. Интерес к растениям, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразия живой природы, желания стать ее другом. У некоторых учащихся интерес к растениям может появиться в виде любознательности, у других он может быть более глубоким и устойчивым и в этот период важно поддержать возникший интерес и запастись большим усердием и терпением, чтобы достичь желаемого результата. В этот период важна индивидуальная работа учащихся в виде подготовки сообщений и рефератов.

Из педагогического опыта видно, что  интерес к работе с растениями учащиеся проявляют с 5-7 класса, т.к. по мнению психологов, естественная потребность осмыслить всякое природное явление длится у детей недолго и этим надо своевременно воспользоваться, потому что позднее приходят новые интересы, иногда очень далекие от изучения природы. Если же любовь к естественным наукам прочна, она будет развиваться и дальше. В этом возрасте учащиеся обладают способностями активно усваивать информацию, происходит активный процесс мышления, словесная информация воспринимается вместе со зрительными образами. Именно в этом возрасте учащиеся самостоятельно стремятся к осуществлению практической работы. При выполнении заданий важно, чтобы учащиеся четко осознали его цель, содержание, последовательность действий, предполагаемый результат (гипотезу).

Темы исследовательской работы формулируются совместно с детьми. Главное, чтобы выбранная нами тема была актуальна в настоящее время и имела практическое значение. Исследовательская работа  проводится в течение 2-3 лет, для того чтобы закрепить результат работы, дать оценку работе, просчитать все «+» и «-», т.к. на результат влияют много факторов, таких как температурный режим, влажность воздуха и почвы, погодные условия и даже настроение человека.

С  2012 года в зимнее время проводится исследовательская работа по выгонке цветочно-декоративных культур. Выполнена  работа на тему "Влияние характера субстрата на сроки выгонки нарциссов". В данной работе было показано отличие в прохождении фенофаз у растений,  выращиваемых в гидропонике и на почвенном субстрате. Наши наблюдения показали, что выгонку нарциссов целесообразно проводить в почвенной смеси. Как оказалось, прохождение фенологических фаз у почвенной культуры нарцисса происходит быстрее, чем у гидропонной культуры, что позволяет при одинаковых сроках закладки получить цветущие растения гораздо раньше. С этим опытом ребята заняли первое место на муниципальном уровне.

Кроме выставки выгоночных культур мы с детьми участвуем в ежегодной конференции школьников, проводимой заповедником "Белогорье" в поселке Борисовка. Были представлены работы «Изучение состояния ценопопуляции адониса весеннего на территории Губкинского района» (2013-2015 год), «Изучение популяции купальницы европейской на территории лесного массива села Архангельское (2014-2016 год).
С 2012 года юные опытники  работают по теме "Семенное и вегетативное размножение лаванды узколистной в условиях Губкинского района". Лаванда узколистная перспективна для введения в культуру в средней полосе России. Здесь она проходит полный цикл развития, нормально цветет и плодоносит. Не наблюдается гибели растений в результате зимовки. В опыте освоено семенное размножение растений лаванды узколистной  и вегетативное размножение зелеными черенками. Причем второй способ не требует больших материальных затрат, так как лаванда достаточно хорошо размножается зелеными черенками. Кроме этого в работе проведены и описаны эксперименты по изучению фитонцидных свойств эфирного масла лаванды.  Данная опытническая работа заняла первое место в региональном этапе конкурса "Юннат" и была представлена на всероссийской конференции "Юннат", где заняла пятое место.

Начиная с 2014 года  члены УПБ работают над проблемой изучения влияния деятельности человека на состояние почвенного покрова в пределах села Архангельское. Исследовательская работа «Влияние деятельности человека на свойства черноземов   с. Архангельское Губкинского района Белгородской области»  принимала участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Шаги в науку – Калуга», где заняла 3 место.

В 2015 году в звене «Цветоводство» провели исследование по проблеме вегетативного размножения калины обыкновенной.  Работа заняла первое место на муниципальном этапе конкурса «Юннат».

Проведена работа по постановке опытов в овощеводстве: «Пасынкование томатов, как один из способов повышения урожайности томатов на пришкольном участке», "Влияние обрывания пера на урожайность лука-севка", «Влияние внесения калийных удобрений на урожайность белокочанной капусты», «Влияние предпосевной обработки посадочного материала на урожайность картофеля сорта «Виктория».
Высокая результативность  исследовательских работ  способствует повышению у обучающихся самооценки, развитию познавательной активности, заинтересованности в сельском хозяйственном производстве. Выработка таких качеств, безусловно,  способствует профессиональному самоопределению обучающихся.

Участие в работе бригады делает детей целенаправленными, формирует у них волю к победе, настойчивость, стремление добиваться поставленных целей, закаляет и делает молодежь более жизнеспособной и сильной физически. Исследовательская  работа в бригаде способствует соединению обучения с производственным трудом, вызывает потребность в применении знаний в  практической деятельности.
В последние два года в УПБ «Надежда» начало развиваться такое перспективное направление деятельности, как плодоводство и декоративное садоводство. Заложен плодово-ягодный сад,  на площади  0,2 га высажено 48 шт. саженцев яблонь 24 сортов,  как перспективная база для исследовательской работы учащихся УПБ по плодоводству.

Значительное внимание в УПБ уделяется развитию питомника, где выращиваются сеянцы и  саженцы деревьев и кустарников, как одно из направлений участия в программе «Зеленая столица», реализуемой на Белгородской области. Выращено в 2015-2016 году 1000 шт. саженцев каштана, калины, акации, дуба.

Планируется расширение площади питомника по выращиванию саженцев плодовых и декоративных культур. Выращенные саженцы будут реализовываться местному населению, т.к. в последнее время увеличился спрос на данный посадочный материал. Кроме этого, начата опытническая работа по плодоводству «Влияние различных подвоев  на продуктивность и товарные качества сортов яблонь в условиях села Архангельское Губкинского района»