Рейтинг@Mail.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Звездная почта"

Разделы: Дополнительное образование


Пояснительная записка.

Ещё в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий из других стран или населённых местностей. Устные или письменные известия приносили в город гонцы. Но, чем совершеннее становилась человеческая цивилизация, тем больше изменений происходило в способах и формах почтовой связи.

Именно благодаря использованию голоса для передачи информации, возникла членораздельная речь. Но недостатком такого способа передачи новостей было то, что человеческий голос слышен только на небольшом расстоянии. В результате этого для усиления голоса стали использовать полые стволы деревьев, а также барабаны, извещающие народ о приближении гонца. Вначале гонцы преодолевали разные расстояния пешком, а позднее появились конные гонцы. В древние времена была налажена государственная почтовая связь, которая представляла собой письменные сообщения, доставляемые гонцами по принципу эстафеты.

Началом возникновения почтовой связи является зарождение письменности. С момента появления рабовладельческих стран появилась необходимость правителей быть в курсе всего, что происходит в их стране. Тогда почтовая связь стала упорядоченной.
На суше почтовые перевозки осуществлялись с помощью коней, по морю переправлялись на кораблях. В крупных центрах находились специальные станции, служащие всадникам пристанищем во время долгого пути. Здесь их ждали подготовленные лошади и повозки на случаи такой необходимости. Между каждыми двумя такими станциями находились более мелкие. В те времена использовалась фраза «Statio posita in...», которая означала «станция, расположенная в...». Именно от слова «posita» произошло слово «post» - почта. Первоначально это слово обозначало станцию для обмена почтовых лошадей или курьеров. Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке.
Сегодня под словом «почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции. Современная почта - это единая система государственных почтовых предприятий, объединённых Всемирным почтовым союзом.

В настоящий момент без определённых знаний об истории почты, её эволюции и особенностях невозможно представить временную путеводную нить, соединяющую то, что веками создавали предки; то, что необходимо для передачи самобытной культуры; то, что дошло до наших дней и претерпело изменения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звёздная почта» направлена на расширение и углубление представлений обучающихся об организации работы почты, её отделах, системе почтовых служб. Благодаря самоуправлению ребята смогут наладить работу своего предприятия - почтового отделения; попробовать свои силы в различных должностях: администраторы, контролёры, операторы, почтальоны, курьеры, консультанты. Кроме того, им будет предоставлена возможность самостоятельно разработать и реализовать рекламную и почтовую акции для популяризации почтовых услуг.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогическая.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что обучающиеся смогут углубить свои знания о системе работы почтового предприятия и применить их на практике в различных условиях коммуникации: писать письма и знать их историю, сортировать корреспонденцию и оформлять бланки, отправлять посылки и бандероли, взаимодействовать с другими службами и локациями.

Данная краткосрочная программа имеет трёхуровневую структуру: обучающиеся решают три кейса по три дня от простого к сложному. Каждый кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, предназначенное для обучения анализу различных видов информации, её обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения.

Актуальность программы.

С развитием Интернета некоторыми аналитиками прогнозировалась скорая стагнация рынка почтовых услуг, однако, этого не произошло. Почтовая связь остаётся массовым видом связи. Несмотря на создание и быстрое развитие автоматизированных систем электросвязи, радиосвязи, телефонной и электронной связи, почтовая связь сохраняет своё огромное значение и в обозримом будущем, поскольку перемещение материальных объектов (товаров, вещей и прочее) невозможно при использовании других видов связи.

Программа локации «Звёздная почта» направлена на то, что ребята совместно с педагогом создают своё предприятие (отделение почтовой связи), организуют работу внутри него и распределяют роли. Тем самым, они ощущают себя в новом качестве, непривычном для них в повседневной жизни. Это содействует их вовлечению в трудовую коллективно-творческую деятельность; осознанию себя как личности, способной реализовать свои потребности и интересы на занятиях в краевом детском центре «Созвездие».

Педагогическая целесообразность.

Работая на почте, ребята приобщаются к труду, осознают свою значимость пребывания в данном учреждении, чувствуют себя нужными и востребованными сотрудниками. Педагог помогает детям приобретать опыт работы на малом предприятии, опыт взаимодействия в новом коллективе через совместную деятельность. Всё это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет ребятам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения.

Цель: приобщение участников смены к социально-полезной деятельности средствами предприятия «Звёздная почта».

Задачи:

  • предоставить обучающимся возможность получения знаний и умений сотрудника отделения почтовой связи;
  • помочь детям и подросткам приобрести практические навыки в различных условиях коммуникации;
  • создать условия для приобретения опыта взаимодействия в новом коллективе;
  • способствовать повышению интереса к эпистолярным традициям.

Возраст обучающихся: программа адресована обучающимся 13-16 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Сроки реализации: программа рассчитана на 9 дней.

Режим занятий: 2 часа ежедневно.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Методы обучения:

  • по источнику приобретения знаний, умений, навыков: словесные, наглядные, практические;
  • по степени активности и самостоятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративные, информационные, эвристические, проблемные, исследовательские, интерактивные, кейс-метод.

Формы проведения занятий:

  • акция, беседа, виртуальная экскурсия, консультация, мастер-класс, практическое занятие, кейс-задания.

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся овладеют профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для работы в той или иной должности сотрудника отделения почтовой связи (администратора, контролёра, оператора, почтальона, курьера, консультанта);
  • расширят представление о работе почты, её отделах и системе почтовых служб;
  • углубят свои знания об истории почтовых отправлений и о современных видах и средствах связи;
  • приобретут опыт работы с письменной корреспонденцией;
  • овладеют навыками работы с канцелярскими принадлежностями;
  • приобретут навыки выстраивания отношений в коллективе;
  • разовьют свои личностные качества;
  • повысят уровень речевой культуры;
  • повысят свой интерес к эпистолярным традициям.

Способы определения результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ (активность обучающихся на занятиях, проведение рекламной и почтовой акций, консультирование клиентов почты, обучение новых сотрудников, проведение мастер-класса для других участников, решение кейсов, тестирование);
  • педагогический мониторинг (введение оценочной системы).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: самоанализ, опрос, решение кейсов, тестирование, рефлексия.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Кейс «Почтовый ящик».

6

1

5

2.

Кейс «Бумажное письмо».

6

1

5

3.

Кейс «Летающий почтальон».

6

1

5

 

Итого часов:

18

3

15

Содержание программы.

Кейс «Почтовый ящик».

 Первый почтовый ящик в России появился в Санкт-Петербурге в 1848 году, его образец находится в Центральном музее связи имени А.С. Попова. На почтовом ящике изображён почтовый конверт с красной сургучной печатью.

Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники уносили почтовые ящики вместе с письмами. Тогда попытались их утяжелить. На смену пришел почтовый ящик из чугуна. Весил он более 40 кг.

В начале XIX века в обиход вошли железные почтовые ящики, которые накрепко прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей. Она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный ящик. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

К сожалению, во многих городах России почтовые ящики переживают не лучшие времена. И только от нас с вами зависит, будет ли продолжаться история почтового ящика в России, или наши дети уже не будут знать, что такое обычное бумажное письмо в конверте.

Ситуация: обычные почтовые ящики выглядят просто и незамысловато, к тому же конструкции их устарели и подвержены взлому. Необходим ребрендинг почтового ящика.

Пути решения:

  • найти причины, по которым обычные почтовые ящики не отвечают современным критериям;
  • разработать модели почтовых ящиков, которые бы соответствовали новым эксплуатационным требованиям.

Кейс «Бумажное письмо».

 «Танцуй, тебе письмо!» - эта фраза, знакомая большинству из нас с детских лет, кажется, безнадёжно устарела. В повседневный обиход прочно вошла электронная почта, значительная часть переписки между друзьями и знакомыми ведётся в социальных сетях. Да и сотовая связь с её повсеместной доступностью не пошла на пользу бумажным письмам. Как ни странно, в век технического прогресса почтовая переписка переживает ренессанс - нынче она перешла в разряд хобби.

Конечно, электронная почта намного удобнее и быстрее, но как приятно держать в руке странички, написанные дорогим Вам человеком.

Ситуация: бумажные письма теряют свою актуальность и популярность в современном мире, поскольку их всё чаще заменяют электронные и мобильные письма, социальные сети, блоги, ВатсАпп и другие.

На праздники мы получаем очень много поздравлений через СМС, ВатсАпп и т.д., однако через определённое время (через несколько часов, а иногда и минут) их приходится удалять, так как память телефона переполнена, а впоследствии уже не помнишь, о чем писал тебе человек, а иногда и кто вообще поздравлял. Как сохранить пожелания своих друзей и родных?

Существует удивительный проект «Посткроссинг», с помощью которого люди из разных стран и городов обмениваются письмами и открытками. Девизом нового почтового «движения» стали слова: «Сюрприз в вашем почтовом ящике!».

Пути решения:

  • провести мониторинг современной почтовой связи, выявить её слабые и сильные стороны;
  • разработать методы популяризации бумажного письма;
  • создать систему «Посткроссинг» в «Созвездии».

Кейс «Летающий почтальон».

Какие первые ассоциации возникают у Вас при слове «почта»? Нерасторопные работники почты, почтальоны, которые не могут попасть в подъезды, разбитые почтовые ящики в вашем доме, бланки и бандероли, плотные конверты, преодолевшие сотни километров…
Как и любая система, связывающая людей между собой, почта переживает эволюцию. Не последнее место в этой эволюции занимает роботизация. И пройти мимо такой интересной темы, как передача информации, посылок и конвертов в обозримом будущем, просто невозможно.

Уже сейчас беспилотные летательные аппараты или роботы-дроны с восемью пропеллерами, оборудованные системой GPS, используются для доставки товаров по воздуху весом до двух килограмм к дверям покупателя в течение получаса.

Не стоит забывать о том, что небесные почтальоны зависимы от многих факторов: рельефных особенностей, погодных условий, заряда батареи, навигационной системы GPS и других.

Ситуация: обычные почтальоны разносят почту пешком или ездят на велосипеде, а их электронные «коллеги» способны летать и перемещаться по воздуху. Смогут ли роботы-дроны заменить людей и стать основным способом доставки писем и посылок?

Пути решения:

  • выявить сильные и слабые стороны обычных и воздушных почтальонов;
  • предположить, к чему приведет такая промышленная революция в мире почты;
  • предложить свой вариант решения.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • видеосюжеты, презентация;
  • виртуальная экскурсия по музею истории открыток;
  • выставка писем, конвертов, открыток, марок, телеграмм, буклетов, газет, почтовых ящиков, гофроящиков.

Виды методической продукции:

  • методические рекомендации по разработке программ дополнительного образования детей;
  • методические разработки программ дополнительного образования детей.

Виды дидактических материалов:

  • объёмные (почтовые ящики, почтовые гофроящики, почтовые сумки, компьютер, проектор, колонки);
  • картинные и картинно-динамические (иллюстрации, слайды, фотоматериалы);
  • смешанные (видеосюжеты).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Список использованной литературы.

Книги.

1. Гин. А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 2004.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб: КАРО, 2004. - 368 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. -528 с.
Сборники.
1. Дополнительное образование детей: сборник авторских про­грамм / ред. сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3. - М.: Народное образо­вание, 2007. - 416 с.
2. В помощь педагогу дополнительного образования: сборник / сост. О.В. Серяпина. - Кирсанов, 2007.
3. Программы педагогов / ФГОУ Всероссийский детский центр «Океан»; [под общ.ред. Э.В. Марзоевой]. - Владивосток: Всероссийский детский центр «Океан»; Дальнаука, 2008, часть 6. -252 с.

Статьи из журналов.

1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы до­полнительного образования детей // Дополнительное образование. - 2001, № 1. - с.30-31.
2. Мережко Е.Г. Инновации в системе дополнительного образования детей // Дополнительное образование и воспитание. - 2015, № 3. - с.4-12.
3. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. - 2003, № 7. - с.61-66.

Нормативные документы.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.

Электронные ресурсы.

1. Виртуальный тур по музею истории открыток [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emotionscards.com/museum/museum.html
2. История почты России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://history-gatchina.ru/estate/stmaster/post1.htm
3. История почты России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/museum/history
4. История почты: как появились почтовые услуги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://postlite.ru/history_post.html