Проектно-исследовательская работа "Совершенствование личности ученика на уроках культуры речи в рамках школьного предмета «Русский язык»"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


ВВЕДЕНИЕ. Актуальность и необходимость формирования гармонично-развитой личности в рамках современной школы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Самосовершенствование личности ученика на уроках по культуре речи в рамках школьного предмета “Русский язык”

Глава I. Формирование языковой личности как первой ступени к формированию гармонично-развитой, успешной во всех сферах жизни личности

Глава II. Формирование личностных качеств на уроках культуры речи в рамках программы по русскому языку

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 8 классе на тему: “Культура речи. Нормы употребления однородных членов предложения”

Анализ роста компетенций языковой личности на основе анализа творческих работ обучающихся 8-х классов МБОУ Мало-Вяземской СОШ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Успешность обучающихся при изучении русского языка будет выше, если у них будут сформированы личностные качества.

Проблемой изучения данной работы являются личностные результаты обучающихся и возможность их формирования на уроках русского языка, посвященных культуре речи.

Данную тему я считаю актуальной, поскольку в современных требованиях к образованию в качестве основного звучит идея о гармонично-развитой личности, о готовности и способности к духовному развитию, самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению. И школа, учитель должны помочь ребенку сформировать личностные результаты, которые станут в дальнейшем основой той самой гармонично-развитой личности. Роль словесника в этом процессе огромна, поскольку формирование и воспитание ученика проходит на базе обучения родному языку, родной речи на уроках русского языка и литературы по развитию речи.

Цель работы – доказать, что уроки русского языка, посвященные культуре речи, т.е. нормам современного русского литературного языка, в совокупности с современными технологиями и эвристическими методами познания помогают сформировать личность ученика со способностью к самооценке, саморазвитию, самосовершенствованию.

Задачи:

  • Изучить проекты Законов и Законы по новым стандартам образования;
  • Определить уровень компетенций и личностного развития учеников на уроках русского языка;
  • Определить содержание опытной работы и практической части работы;
  • Разработать этапы и приемы работы;
  • Проверить эффективность действия уроков по культуре речи, т.е. изучению норм современного русского литературного языка на основе анализа работ обучающихся по развитию речи (сочинения, эссе, устные выступления).

Объектом исследования является процесс обучения школьников одной параллели на протяжении трех учебных годов с 2012 по 2015 год в МБОУ Мало-Вяземской СОШ Одинцовского района Московской области.

Предметом исследования являются уроки русского языка по культуре речи, работы по развитию речи (сочинения, изложения) обучающихся одной параллели с 2012 по 2015 учебный год по развитию речи.

Методы исследования – синтез, анализ, сопоставление, сравнение.

Гипотеза – успешность обучающихся при изучении русского языка будет выше, если у них будут сформированы такие личностные качества как самооценка, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, что возможно сформировать на уроках русского языка по культуре речи в процессе изучения норм современного русского литературного языка, анализа и самоанализа творческих работ.

Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая - побеждать!
(Еврипид)

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В современных требованиях к образованию в качестве основного звучит идея о гармонично-развитой личности, о готовности и способности к духовному развитию, самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

И школа, учитель должны помочь ребенку сформировать в себе личностные результаты, которые станут в дальнейшем основой той самой гармонично-развитой личности. Роль словесника в этом процессе огромна, поскольку формирование и воспитание проходит на базе обучения родному языку, родной речи.

Каждый учитель русского языка с гордостью и радостью наблюдает за тем, как его ученик постепенно формируется не только как личность в общегражданском понимании – умеющая мыслить, анализировать, аргументировать, имеющая свою точку зрения, но и как языковая личность, показателем которой являются созданные этим учеником тексты – сочинения, эссе, устные высказывания на различные темы. Достичь высокого уровня в данном направлении на уроках русского языка можно только при условии постоянного обращения к развитию речи и культуре речи.

"Итак, культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач", - так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н. Ширяев. Одним из аспектов культуры речи является правильность речи, включающая орфоэпические, лексические и грамматические нормы языка. Обязательными итоговыми уроками при изучении любой лингвистической темы являются уроки по культуре речи, определяющие вышеуказанные нормы по любому разделу современного языка, будь то морфология (изучение частей речи), синтаксис (употребление различных синтаксических конструкций) и т.д. Проводить подобные занятия важно с точки зрения личностного роста и развития обучающихся, потому что, наблюдая за своей речью, находя и исправляя речевые и грамматические ошибки в своих текстах и текстах одноклассников, формулируя ошибочные высказывания и комментируя ошибки, ученики осознают свое понимание изучаемого вопроса, определяют, с какой целью изучалась ими та или иная тема (повышается мотивация), стремятся стать компетентными в вопросах речи, используя сформированные компетенции (речевые, лингвистические, культуроведческие), что и приводит к их коммуникативной компетенции, которая в дальнейшем и поможет будущим гражданам определиться в жизни, получить желаемый статус. А это и есть личностный результат, который достигается на уроке учителя-словесника, помогающего ученику развиваться, самосовершенствоваться, основывая работу эту на анализе текстов и речи.

В своей работе я хотела бы представить в качестве практического примера один из уроков, которые я провожу в системе занятий по культуре речи.

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 8 классе на тему: “Культура речи. Употребление однородных членов предложения”

Класс – 8 (общеобразовательный)

Тип урока – сообщение новых сведений

  • Тема лингвистическая – виды сочинительных союзов и знаки препинания при однородных членах
  • Тема коммуникативная – дидактический материал, созданный на основе произведений русских писателей
  • Тема по развитию речи – нормы употребления однородных членов предложения

Технологии урока -

  • Метод критического мышления
  • ИКТ (презентация РР и использование ресурсов Интернета)
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Разноуровневое и уровневое обучение

Средства обучения – учебник “Русский язык. 8 класс” С.И. Львовой, Индивидуальные рабочие карты урока, Презентация, статьи по теме для анализа, интерактивные тесты и домашнее задание в разделе “Методическая копилка. Домашнее задание” на сайте учителя.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Цели
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Компетенции
(языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая)
Этапы урока Межпредметные и внутрипредметные связи Обратная связь
Расширить знания учащихся о нормах употребления однородных членов;

систематизировать информацию о разрядах сочинительных союзов;

совершенствовать навыки постановки знаков препинания в предложении, осложненном однородными членами;

совершенствовать навыки устной, письменной связной речи, развивать мышление, память, способность анализирован и делать выводы;

воспитывать уважение и любовь к родному языку, речи и литературе

Выразительно читать текст, делая правильное логическое ударение;

строить развернутое высказывание;

уметь определять в речи простые предложения, осложненные однородными членами;

уметь находить речевые ошибки в предложениях с однородными членами и исправлять их;

знать к какому разряду относится та или иная речевая ошибка, способы исправления их;

знать к какому разряду относится тот или иной сочинительный союз: соединительный, противительный или разделительный;

совершенствовать пунктуационную “зоркость”, умение аргументировать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами;

совершенствовать знание орфоэпических норм;

совершенствовать навыки анализа текста с точки зрения средств выразительности (тропы и фразы речи);

формировать навыки самоанализа и самоконтроля

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей.

2. Повторение изученного материала

Словарная работа с грамматическим заданием.

Орфоэпическая пятиминутка.

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при однородных членах.

Синтаксические средства выразительности.

3. Стадия вызова (парная или индивидуальная мозговая атака).

4. Стадия осмысления (заполнение таблицы).

5. Стадия рефлексии

(дальнейшее целеполагание)

6. Домашнее задание.

7. Итог урока.

Использование на уроке фрагментов из произведений русских и советских писателей

Выполнение интерактивных тестов на сайте on-line

Разрешено пользоваться мобильными телефонами (словари gramota.ru | gramma.ru) для проверки слов после написания диктанта

Заполнение графы по вопросам, требующим доработки

Домашнее задание

 

Этап урока Ход урока Время
Оргмомент. Сообщение темы и целей Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока в рамках серии уроков по Культуре речи: “Нормы употребления однородных членов предложения”. В ходе урока вы повторите правила пунктуации при однородных членах, правила употребления обобщающих слов и, конечно, разработаете для себя правила употребления однородных членов предложения самостоятельно на основе нескольких источников.

Перед вами – карты для работы на уроке, в которых есть задания индивидуальные, материалы для работы в паре по теме и таблица для заполнения по ходу работы над темой. Приложение 1

Итак, тема урока “Нормы употребления однородных членов предложения. Культура речи

1-2 мин
Повторение изученного материала Словарный диктант с грамматическим заданием по ходу написания диктанта. Грамматическое задание:

1. Выделите приставки в словах.

2. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.

Участник соревнований, прочувствованная книга, искусство общения, искусный мастер, рассчитать траекторию, асфальтированный тротуар, расспросить коллегу, бескорыстный товарищ, пациент притворился.

Какая пара слов не является словосочетанием? (последняя)

Взаимопроверка. СЛАЙД 2. Вы помните, что разрешается проверять словарный диктант, используя мобильные словари грамота.ру и грамма.ру 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки –“3”, более 4 – неудовлетворительно)

5-7 мин
Орфоэпическая минутка. Фронтальный опрос. СЛАЙД 3. Поставьте правильно ударение в следующих словах:

свекла, процент, начать, договор, средства, красивее, включИт, звонИт, взялА

2 мин
Синтаксическая пятиминутка. В задании № 2 даны предложения, расставьте в них знаки препинания. Объясните постановку с помощью схем:

1. Туман расходился но еще закрывал вершины леса (Л. Толстой).

2. Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна (Аксаков).

3. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский).

4. Для Л. Н. Толстого характерно стремление вместить в предложение все богатств о, всю сложность, все оттенки мысли или переживания дать мысль в ее динамике (Солганик).

5. Все это: звуки и запахи тучи и люди было странно красиво казалось началом чудной сказки (Горький).

6. Самым поразительным для Бима оказалось то что вместе с людьми живут разные животные и птицы коровы куры гуси овцы свиньи… (Троепольский)

Самопроверка. СЛАЙДЫ 4,5.

Назовите предложения с обобщающими словами. (5,6)

В чем сложность 5-го предложения?

Назовите средства выразительности в3 и 5 предложениях. (Попарное соединение однородных членов)

В каком предложении нет однородных членов?

10-12 мин
Одновременно с вышеуказанной работой трое учеников (творческий уровень) по очереди выполняют тест на оценку по теме “Однородные члены предложения” на сайте моем www.kharitonova.ucoz.ru в разделе “Тесты. Русский язык”. Приложение 2

Физкульминутка. Упражнения их гимнастики Ушу на гибкость для позвоночника.

 
Работа по теме урока Стадия вызова (мозговая атака). Анализ двух статей по теме “Нормы употребления однородных членов”. Работа в парах, обучающиеся при чтении ставят пометки “V”, “+”, “-“, “?”, что имеют значения: “знаю”, “согласен”, “не согласен”, “не очень ясно”. Приложение 3

Какой текст более понятен?

В каком тексте дается более полная лингвистическая информация?

Какой текст более применим для школьников?

Стадия осмысления. Заполнение таблицы по графам с соответствующими обозначениями.

5-7 мин
Стадия рефлексии.

Анализ предложений в соответствии с нормами употребления однородных членов предложения, выявленными обучающимися. СЛАЙД 6,7,8.

В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин.

 Я люблю шоколад и блондинов. 

 В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний.

ООО “Севастопольский” приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин).

Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели.

Магазину требуются продавцы овощей и картофеля.

Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.

5 мин

5 мин

Выполнение тестового задания на карте по изученному материалу с дальнейшей самопроверкой по СЛАЙД 9. 4-5 мин
Домашнее задание Домашнее задание на выбор: СЛАЙД 10.

Составить 5-7 предложений на тему урока с ошибками.

Выполнить тест на сайте kharitonova.ucoz.ru в разделе. Тесты по русскому языку “Однородные члены предложения”. Приложение 2

Для всех: на сайте kharitonova.ucoz.ru в Методической копилке в разделе Домашнее задание скачать ДЗ № 12, 13 для папки “Подготовка к ГИА”. На выполнение работ – неделя. Приложение 4

1-2 мин
Итог урока Тема сегодняшнего урока “Нормы употребления однородных членов предложения”. Запишите в графе “?” те вопросы, которые требуют дополнительной работы для Вас именно. Поставьте оценку себе в конце Рабочей карты в бальной системе “0-10 баллов” СЛАЙД 11. 2-3 мин

Проводя подобные уроки по культуре речи в рамках школьного курса русского языка, я поняла, что наиболее удачными, современными и отвечающим требованиям нового стандарта образования является Программы и УМК по русскому языку С.И. Львовой и И.И. Львова, М. Разумовской и С.Львовой. Достоинством учебников данных авторов является тот факт, что в них большое количество часов отводится урокам развития речи, причем не выделенным отдельно, а собранным в разделе “Текстоведение”. Но еще большую значимость имеют разделы “Культура речи. Нормы употребления”, упражнения которых подобраны таким образом, чтобы дети, анализируя тексты, проводили различные виды анализов, определяли и учились различить типы ошибок (речевых, грамматических, орфоэпических). Это и исправление уже допущенных ошибок, и составление образцовых предложений, и обучение классифицированию ошибок. Дополнительным заданием при изучении грамматических норм я стараюсь вводить задание по составлению предложений с ошибкой, чтобы сам ученик мог классифицировать ее или выполнить работу со взаимопроверкой. Особый интерес вызывают у детей задания исследовательского характера: найти нарушения грамматических или лексических норм в речи родителей, представителей СМИ, публичных людей, в рекламе или иных текстуальных носителях. Эта работа и представляет собой анализ речи своей и речи других участников образовательного процесса, что ведет к умению анализировать, оценивать и исправлять ошибки и нарушения норм речи.

В качестве заключения я приведу показатели анализа роста языковой личности моих учеников одной параллели (61 человек) на основе анализа творческих работ по русскому языку и литературе (по программам С.И. Львовой и В.Я. Коровиной соответственно). Диаграмма (приложение 5) показывает, что количество грамматических и речевых ошибок у обучающихся значительно снизилось.

Данный показатель доказывает гипотезу, выдвинутую мною в работе. Действительно, успешность обучающихся при изучении русского языка повысится, если у них будут сформированы такие личностные качества как самооценка, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, что возможно сформировать на уроках русского языка по культуре речи в процессе изучения норм современного русского литературного языка, анализа и самоанализа творческих работ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.- 23 с.
  2. Что такое культура речи? // Мы сохраним тебя, русская речь / Е.Н. Ширяев. - М.: Наука, 1995. – 9-10 с.
  3. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно-значимого подхода в обучении/ Т.М. Фалина. – М.: – 14 с.
  4. Речевое саморазвитие школьников на уроках русского языка/ Т.М. Фалина. – М.: – 20 с.
  5. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести Л.Н. Толстого “Юность”/ Т.М. Фалина. – М.: – 13 с.
  6. Русский язык. 8 класс / С.И. Львова, И.И. Львов. – М.: Мнемозина, 2011.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. www.prosv.ru
  2. http://standart.edu.ru
  3. http://www.ido.rudn.ru
  4. http://revolution.allbest.ru
  5. www.tusur.ru
  6. www.stud-books.ru
  7. www.gramota.ru