Урок на тему "Диффузия". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


УМК:

  • Авторская программа: Гутник Е.М., Перышкин А.В. «Физика 7-9», М.:Дрофа, 2013г.
  • Учебник  Перышкин А.В. «Физика 7» М.: Дрофа, 2015 г

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование знаний о явлении диффузии; развитие навыков совместной деятельности;  воспитание интереса к изучаемому материалу.

Задачи урока.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Закрепление понятия «молекула», знакомство с явлением диффузии и выявление условий протекания явления

Развитие навыка организации учебной деятельности, самоконтроля.

Развитие познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, ценностное отношение друг к другу.

Универсальные учебные действия.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры

планировать свою деятельность при выполнении задания, определяя последовательность действий, умение работать по плану

работа с разными типами информации, установление причинно-следственных связей

речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.

Планируемые результаты урока.

Предметные

Метапредметные

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры, приводить примеры диффузии в окружающем мире, объяснять роль явления диффузии в природе.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы, развивать монологическую и диалогическую речь, уметь интегрироваться в группу сверстников.

Оборудование: для фронтальной работы с классом - ПК, проектор, экран,

для работы групп учащихся(в расчете на 1 группу): химический стакан – 3 шт., раствор йода – 1 шт., пипетка – 1 шт., пакетик чая – 2 шт., стакан с холодной водой  и стакан с горячей водой, микроскоп – 1 шт, раствор молока с водой, лист бумаги А4 и цветные карандаши, набор картинок для рефлексии.

Разбить класс на  группы и весь урок работаем по группам.

Эпиграф  к уроку(записать на доске):

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
(Леонардо да Винчи)

Проверка д/з

Слайды 1-8 – презентация

Отгадаем кроссворд

(за каждый правильный ответ группа получает жетон – приложение 2)

1 – Источник знаний о явлениях природы.
2 – Кто назвал мельчайшие частицы вещества атомами?
3 - Одна из основных наук о  природе.
4 – Одна из наук о природе, изучающая Землю.
5 – Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства. (доп. вопрос: отличаются ли молекулы воды от молекул льда? Если да, то чем? Каков состав молекулы воды?)
6 – Прибор для измерения объема жидкости.
7 – Физическая величина, измеряемая в метрах. (доп. вопрос: Можно ли увидеть молекулы в школьный микроскоп? Что вы можете сказать о размерах молекул?)
8 – Изменение, происходящее с телом или веществом в окружающем мире. (доп. вопрос: приведите примеры физических явлений)

В закрашенных ячейках по вертикали записана тема урока /ДИФФУЗИЯ/

Слайд 9 - Записываем тему урока в тетрадь.

Изучение нового материала

Ставим цели и задачи урока - Слайд 10

Цель урока – изучить явление диффузии

Задачи:

  • Узнать, что такое диффузия
  • Выяснить,  как она происходит
  • От чего она зависит
  • Где применяется

Начнем нашу работу!

О чём идёт речь в этих поэтических строках?

Слайд 11

Гостеприимные древние кедры
Благоухают смолою целебной.
(древнеиндийский поэт Калидаса. V век)

Слайд 12

По запаху лотосов вышел к саду,
Так сладко пахли они.
(вьетнамский поэт Зиап Хай)

Проведем эксперимент: брызнуть немного освежителя воздуха или туалетной воды.

Слайд 13

Как вы думаете, почему запахи распространяются в воздухе?

Выслушать гипотезы всех  групп учащихся.

Вывод: Молекулы газов находятся в непрерывном движении.

Смоделируем движение молекул – мальчики будут выступать в роли молекул воздуха, а девочки в роли молекул духов.

А как обстоит дело с жидкостями?

Слайд 14

Опыт:

В стакан с водой добавим несколько капель йода, пронаблюдаем явление.  Сделайте вывод.

Вывод: Молекулы жидкостей также движутся.

Слайд 15

Явление, при  котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией.

Записать определение в тетрадь.

 Происходит ли диффузия в твердых телах? Движутся ли молекулы твердых тел?

Работаем с учебником. Найдите в тексте учебника ответ на поставленный вопрос.

Как вы думаете, всегда ли диффузия происходит с одинаковой скоростью? Можно ли ускорить протекание этого явления? Если да, то как?

А вы обратили внимание, что в учебнике оговаривают скорость диффузии при определенной температуре.

Слайд 16

Опыт:

Возьмём два стакана – один с холодной, а другой с теплой водой, опустим в них пакетики чая, пронаблюдаем явление.  Сделаем вывод.

Вывод:  Скорость диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее идет диффузия.

Молекулы нельзя увидеть в школьный микроскоп, но…

Слайд 17

Опыт:

Небольшое количество молока разбавить водой. Капельку раствора поместить между двумя предметными стеклами и рассмотреть в микроскоп.

Что вы увидели? Как наблюдаемое явление можно объяснить?

Слайд 18-19

Броуновское движение – движение очень мелких твердых частиц, находящихся в жидкости.

Закрепление материала

Работа в группах – приложение 1.

После выполнения задания группы презентуют свои рисунки и дают ответы на вопросы.

Подведение итогов урока

Вернемся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Справились мы с ними? – выслушать мнения представителей рабочих групп, сделать общий вывод.

Рефлексия - приложение 3.

Выберите из предложенных рисунков тот, который отражает оценку вашей работы на уроке.

Подсчет количества жетонов и выставление оценок.

Домашнее задание.

§ 9-10 – cлайд 20