Групповое логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков С–Ш". 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цель: дифференциация звуков С и Ш.

Задачи

  • Образовательные: закреплять навык правильного произношения звуков С и Ш, учить различать звуки на слух и в произношении, уточнить понятия “времена года”, закрепить понятия “звуки-буквы”.
  • Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза, формировать стойкий образ букв на письме, развивать слуховое внимание, артикуляционную и мелкую моторику, развивать память, развивать понимание предложных и логико-грамматических конструкций
  • Воспитательные: воспитывать мотивацию к учебе, положительное отношение к знаниям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картины с изображением времен года, предметные картинки, тетради, картинки с буквами, конверты со словами, неваляшка, труба, погремушка, колокольчик, свистулька.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра “Что звучит?”

Для игры используются звучащие предметы (игрушки): неваляшка, труба, погремушка, колокольчик, свистулька. Логопед предлагает детям прослушать и запомнить звучание каждого предмета, затем на слух (без зрительной опоры) определить, что звучит.

2. Артикуляционная гимнастика.

Выполняются упражнения: “Улыбка”, “Трубочка”, “Иголочка”, “Лопатка”, “Часики”, “Качели”, “Лошадка”, “Грибок”.

3. Пальчиковая гимнастика (упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой)

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот только ел (от того и потолстел)

4. Загадки.

(На доску выставляется картинка с изображением времени года - зима)

- Сейчас я вам загадаю загадки, а картинка поможет вам отгадать их.

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.
(Санки)

Носят меня - все ребятишки.
Носят девчонки и носят мальчишки.
На голове я привычно сижу,
Пользу большую я им приношу.
(Шапка)

- В какое время года используются оба эти предмета? (Зимой)

(На доску выставляется картинка с изображением зимы)

- Какое время года изображено на картинке? (Зима)

- Время года, которое изображено на картинке совпадает с временем года, которое у нас сейчас? (Нет)

- Почему? (На картинке зима, а сейчас весна)

- А какие ещё времена года вы знаете? (Осень и лето)

- Всего у нас четыре времени года: весна, зима, осень и лето. Времена года следуют друг за другом. После зимы идет весна (Логопед выставляет картинки с изображением времен года), потом лето и осень.

- Сейчас я буду говорить предложения, а вы угадайте, где правильные:

* Зима следует за весной * Весна следует за зимой
* Лето перед весной * За осенью зима

- А сейчас внимательно рассмотрите картинку с изображением зимы и постарайтесь запомнить всё, что на ней нарисовано. В конце занятия мы к ней ещё вернемся.

- Кто мне назовет слова, которые мы отгадывали. (Санки и шапка)

(Логопед выставляет на доску картинки-отгадки).

- Давайте определим, какой первый звук в словах шапка и санки. (С и Ш)

5. Новая тема.

Логопед сообщает, что на занятии дети будут различать, слушать, сравнивать звуки С и Ш.

Уточняется характеристика звуков и разница в артикуляции; используется прием попеременного произнесения звуков. На доску вывешиваются профили звуков. Совместно с логопедом дети повторяют, что звуки С и Ш согласные, Ш - всегда твердый, а С - мягкий и твёрдый. Говорится, что звуки обозначаются на письме буквами (ЭС и ША). Логопед записывает тему занятия на доске.

6. Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед произносит, дети повторяют.

ша-са-ша су-су-су – серый волк живет в лесу
са-са-ша ши-ши-ши - зашумели камыши
ша-ша-са со-со-со – покатилось колесо
са-ша-ша ше-ше-ше - сидит кошка в шалаше

7. Выделение звуков С и Ш из слогов.

(Детям раздаются карточки, на которых наклеены буквы ЭС и ША из бархатной бумаги)

- Сейчас я вам буду говорить слоги, если в слоге вы услышите звук С, то пальчиком обводите букву ЭС, если услышите звук Ш, то обводите букву ША.

Варианты слогов: са, ша, шу, ши, су, сы, ше, шо, со, шла, сли, шло, ска, шко, шка, спа, шпа, шпу, слё, шти.

8. Игра “Наоборот” с мячом.

Логопед называет слоги и слова со звуком С, ребенок называет с Ш, перекидывая мяч.

са-ша ас-аш ста-шта аст-ашт сутки- шутки
со- шо ос-ош сто-што ост-ошт усы- уши
су-шу ус-уш сту-шту уст-ушт скала- шкала
сы-ши ыс- ыш сты-шты ыст-ышт вас- ваш
сэ-ше       басня- башня

9. Работа со словами.

Логопед выставляет на доску картинки с изображением сумки и мешка, детям раздает предметные картинки.

- Посмотрите, какие у нас на доске предметы (сумка и мешок). У вас на столах картинки в них есть звуки С и Ш. Как вы думаете, какие картинки мы положим в сумку, а какие в мешок? (Положим картинки со звуком С в сумку, со звуком Ш в мешок).

Дети по очереди выходят к доске, кладут картинки. Отвечают полными предложениями “Я кладу картинку с совой в сумку, потому что там есть звук С”.

Предметные картинки: санки, сова, носок, поднос, шапка, машина, шуба и т.д.

10. Работа со схемами.

- Мы с вами наполнили мешок и сумку. А теперь будем определять место звуков в слове (начало, середина, конец). Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.

1). В тетрадях предварительно логопед подготавливает схемы слов.

     

Логопед показывает картинку, называет слово. Дети определяют место звука в словах (используются слова из предыдущего задания).

2). У доски проводится полный звуковой разбор двух слов. Два ребенка вызываются к доске, остальные работают за партами.

11. Разминка. (Выполняется 2-3 раза)

Слон сильнее трех коров,
Толще бегемот трех львов,
Лошадь быстрее пяти лягушат,
Выше жираф четырех медвежат
.

- А теперь давайте вспомним нашу разминку, назовите слова, в которых есть звуки С или Ш (Лошадь, лягушата, слон и т.д.)

13. Работа с предложением.

1). - А теперь давайте вспомним картинку, которую мы запоминали вначале занятия.

Дети отвечают на вопросы полными предложениями.

- Сколько детей было на картинке? (На картинке был один ребенок.)

- Кто это был? (Был нарисован мальчик.)

- Кого вез мальчик на санках? (Мальчик вез на санках собаку.)

- Где сидела сорока? (Сорока сидела на снеговике.)

- На картинке был дом? (На картинке был нарисован дом.)

- Что было нарисовано ближе мальчик или дом? (Ближе был нарисован мальчик.)

- А теперь проверим, на какие вопросы вы ответили правильно.

Логопед выставляет картинку на доску, комментирует, что отгадали дети.

2). Логопед раздает детям по два конверта. В каждом конверте находятся слова.

- Возьмите первый конверт. В нем даны слова. Вам нужно из этих слов составить предложение: разложить слова в правильном порядке.

- Кто сделал, берите второй конверт. Составляйте предложение.

- Читаем предложения по очереди, определяем, какое предложение подходит к картинке, в нем говориться о зиме, называем время года другого предложения.

14. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня изучали? (С и Ш)

- Найдите на картинке предметы, в названиях которых есть наши звуки С и Ш.

Литература.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
  2. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
  3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: Гном и Д, 2001.