Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Основы экологически ответственного поведения»

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: экология


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


В наши дни учёные, политики, экологические активисты и, всё чаще, широкая общественность уделяют повышенное внимание вопросам сохранения окружающей среды, защите прав граждан в области экологического законодательства, внедрению экофильных («зелёных») технологий в экономику, и повседневную жизнь людей.

Программа «Основы экологически ответственного поведения» в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 имеет социально-педагогическую направленность. Программа, учитывая нормы СанПина по профилю деятельности, сроком реализации на три года в объёме 108 часов в год, рассчитана на детей от 11 до 14 лет без специальной подготовки. Она реализуется с 2016/2017 учебного года в школе № 503 Кировского района в Санкт-Петербурге в детском общественном объединении «Хранители Земли».

Цель образовательной программы – воспитание и образование личности с экологически грамотным и ответственным поведением.
В ходе обучения решаются следующие обучающие задачи, поставленные педагогом:

  • становление системы специальных представлений в области экологии и охраны окружающей среды;
  •  обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации, методологии и структурирования исследовательской деятельности;
  • формирование у обучающихся понятие о целостности и динамике природных комплексов, путях их рационального развития, использования и охраны;
  • раскрытие перед обучающимися уникальность природы родного края и Северо-Западного региона, России в целом.

Среди развивающих задач стоит отметить:

  • развитие общих естественнонаучных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания междисциплинарных связей науки и гуманитарного знания;
  • развитие социальных, коммуникативных, эстетических качеств обучающихся.

Воспитательный блок задач складывается из:

  • формирования целостной личности, развивающейся в идеалах гармонии «природа-общество-человек»;
  • социализации личности;
  • формирования эколого-ориентированной системы ценностей и экологической ответственности личности;
  • воспитания бережного отношения к природе, через рациональное использование природных ресурсов.

Программа имеет общеразвивающий уровень и направлена на создание необходимых условий для формирования базовых знаний в области экологической культуры, формирует экологически ответственное мышление и поведение, способствует личностному развитию учащихся, а также ответственному и бережному отношению к природному и культурному наследию на локальном, региональном и национальном уровне.

Дети учатся рачительному использованию природных ресурсов (в частности, воды, энергоресурсов), бережному отношению к природному и культурному наследию. Особое внимание уделяется важности понимания экологических проблем города и поиска вариантов их решений каждым отдельно взятым человеком – будто взрослым или школьником, защите природы родного края – знакомству с особо охраняемыми природными территориями Санкт-Петербурга и с «природосберегающим» – экологическим туризмом. В ходе образовательно-воспитательного процесса одчёркивается важность использования вторичного сырья в быту. Умение видеть эстетическую красоту природных пейзажей и важность бережного отношения к ним развивается посредствам создания фотографий, рисунков и поделок из природных материалов. 

Обучение по данной программе предусматривает взаимосвязь с рядом общеобразовательных предметов, таких как экология, биология, география, краеведение, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание, экономика. Это способствует лучшему освоению основных школьных дисциплин, а также позволяет глубже понять взаимосвязи явлений и процессов, происходящих в мире.Приобретаемые знания, умения и навыки имеют ярко выраженную практическую направленность.

Новизна программы состоит, прежде всего, в ее комплексности и междисциплинарном подходе, возможности взглянуть на социальную экологию не только как одну из фундаментальных наук, но и вынести на передний план её прикладное значение практически во всех сферах жизни человека. Учащиеся смогут научиться делать практические шаги в повседневной жизни для решения главной задачи прикладной экологии – разработке принципов рационального использования природных ресурсов, а также научатся следовать этим рекомендациям.
Занятия по программе «Основы экологически ответственного поведения» позволят понять необходимость бережного отношения к природным ресурсам используя конкретный инструментарий, доступный каждому жителю нашего города, следовательно, сформировать социально-ответственную и гармонично развитую личность.

Основная форма обучения – традиционная, а также такие виды нетрадиционных форм занятий как семинары, защиты проектов, конкурсы, учебные игры и экскурсии.

Форма организации деятельности обучающихся на занятии групповая или в мини-группах. При подготовке обучающихся к конкурсной, проектной, выставочной программе допускается организация индивидуальных, индивидуально-групповых с целью подготовки и обработки, например, фотоматериалов. Создание собственных проектов учащихся может рассматриваться как самостоятельная работа на занятии.

Ожидаемые результаты следующие, к концу обучения обучающиеся:

  • будут знать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • овладеют базовыми экологическими знаниями;
  • получат опыт самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации;
  • расширят представления о существующих взаимосвязях в природе между растениями, животными и человеком;
  • научатся  проводить исследования, доступные возрастной категории обучающихся;
  • научатся самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
  • научатся бережно и ответственно относиться к природе;
  • будут стремиться преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Процесс обучения в детском объединении предусматривает следующие виды контроля: вводный – проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; текущий – проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме; рубежный – проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений; итоговый – проводится после завершения всей учебной программы.

Предметная диагностика проводится в форме анализа научно-исследовательских и творческих проектов и работ, тестовых методик и контрольных заданий.

Педагогическая диагностика проводится в форме личной беседы с обучающимися, наблюдения, шкалы творческого рейтинга, обучающихся в конкурсах различного уровня, анализа продуктов деятельности обучающихся.

В рамках реализации программы предусматриваются следующие формы подведения итогов – участие детей в различных номинациях районных конкурсах, например, «Экомир» (Кировского района Санкт-Петербурга), внутренних конкурсах экологического рисунка и фотографии по полугодиям, а также других конкурсах, выставках и фестиваляхпо профилю деятельности творческого объединения. Предусмотрены обобщающие занятия, тестирования, помогающие оценить свой уровень экологической сознательности, создание коллективных работ (коллажей и стенгазет).

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы экологически ответственного поведения» имеет учебно-тематические планы, рассчитанные на три года обучения.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Основные образовательные задачи учебно-тематического плана 1-го года обучения, следующие: заложить основы экологических знаний; познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека; формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; учиться видеть и понимать красоту живой природы.

К развивающим задачам относятся: развитие способности оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; развитие умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия; развитие коммуникативных способностей детей.

Воспитательные задачи состоят из воспитания у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и формирования умение и желание активно беречь и защищать природу.

В учебно-тематический план 1-го года обучения входят темы знакомящие детей с основами экологических знаний, тем самым закладываются основы для последующих лет обучения (Таблица 1). Для оптимального процесса обучения и поддержания интереса учащихся 60% времени отведено под теоретический материал, 40% – под практические работы. В первый год раскрываются такие темы, как основные понятия и термины экологии (человек – часть биосферы, экосистемы и их виды, изучение взаимодействия между компонентами экосистемы на пришкольном участке), отношение человека к природе в искусстве (отражение взаимоотношение человека и природы в разных видах искусства, архитектура и природа, изготовление поделок из природных материалов, изготовление фоторамки из вторичного сырья), взаимосвязь человека и природы: от истоков до наших дней (рациональное использование природных ресурсов, экономия воды, бумаги и электроэнергии в наших домах, игра-викторина «Тотемные растения и животные народов мира»), научные методы в экологии (способы познания человеком природы и самого себя: философия, наука, религия, искусство; развития навыка наблюдения как метода экологического исследования на примере прорастающих семян), город и человек (виды городских экосистем, влияние транспорта на окружающую среду, раздельный сбор мусора, рисунок на тему «Экологичный транспорт будущего», работа с интерактивной картой по определению местонахождения и выяснению специализации пунктов приёма вторсырья в Кировском районе (близ места проживания учащихся)), способы охраны природы (объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, экологический туризм как «природосберегающий» вид туризма, рисунки на тему: «Охраняемые территории моего города», эссе на тему «Какую особо охраняемую природную территорию я хотел бы посетить», экскурсия по экологической тропе в парке «Елагин остров»).

В Приложение 1 подробно раскрывается содержание программы 1-го года обучения, а в Приложение 2, в качестве примера, показано подробное календарно-тематическое планирование 1-го года обучения.

Таблица 1
Учебно-тематический план 1-го года обучения


п/п

Название темы

Общее количест-во часов

Теоретич. часы

Практич. часы

I

Вводное занятие
(знакомство с учениками, инструктаж по технике безопасности)

3

3

-

II

Введение в экологию. Основные понятия и термины

15

13

2

III

Отношение человека к природе в искусстве

15

7

8

IV

Взаимосвязь человека и природы: от истоков до наших дней

15

11

4

V

Научные методы в экологии

9

7

2

VI

Город и человек

27

10

17

VII

Способы охраны природы

22

15

9

VIII

Итоговое занятие 

2

1

1

 

Итого

108

65

43

К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:

  • цели и задачи экологии, среды жизни, виды, виды экосистем;
  • влияние деятельности человека на окружающую среду;
  • методы экологических исследований; способы охраны природы;
  • будут стремиться участвовать в школьных и районных мероприятиях по охране природы;
  • охранять природные объекты от разрушения; а также получат опыт: раздельного сбора мусора в школе в рамках кружка; научно-исследовательской деятельности; работать со справочниками и другими источниками.

В первый год занятий педагогу необходимо проявлять особо внимание к ребятам, заинтересовать их природоохранной деятельностью и сформировать стремление вести экологичный образ жизни. В ходе обучения, учащиеся смогут научиться делать практические шаги в повседневной жизни для решения главной задачи прикладной экологии – разработке принципов рационального использования природных ресурсов, а также научатся следовать этим рекомендациям.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

На 2-ом году обучения добавляются новые образовательные задачи: закрепить имеющиеся и усвоить новые экологические знания, а также получить навык эколого-просветительской деятельности и исследовательской работы. Актуальными развивающими задачами остаются: развитие логики и мышления, приобретение экологической грамотности и развитие коммуникативных и творческих способностей детей. Помимо вышеизложенных перед педагогом стоит ряд важнейших воспитательных задач: воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, формирование активной жизненной позиции у детей, умение ответственно относиться к своему здоровью,формирование потребности заниматься природоохранными действиями, содействие обеспечению направленности личности в профессиональном выборе.
В учебно-тематический план 2-го года обучения входят темы, продолжающие углублять знания детей в экологической сфере (Таблица 2). Время, отводимое на практическое освоение материала, увеличивается до 46%, что говорит о том, что в программе большое внимание уделяется практической реализации полученных знаний.

Учебно-тематический план второго года обучения остаётся социально-экологически направленным (Таблица 2). Его содержание раскрывается в таких темах, как окружающая среда и здоровье человека (факторы окружающей среды, способы выживания человека в экстремальных условиях, создание коллажа на тему: «Наш здоровый образ жизни»), изучение влияния факторов среды на человека (влияние физической активности, рациона питания, температуры окружающей среды на улице и в помещении, стресс, режима сна; исследовательская работа «Мой рацион: все ли продукты полезны?»), загрязнение окружающей среды (виды загрязнений (механическое, световое, шумовое, биологическое, химическое) и их влияние на жизнь и здоровье человека; выявление источников шумового загрязнения в нашей жизни; создание коллективной презентации «Виды загрязнения окружающей среды»), человек и животные (дикие животные и человек: правила поведения на природе, гуманное обращение с животными, мини-исследование на тему: «Для каких животных город является домом»), профессии в сфере экологии (особенности профессии эколога и инженера-эколога, экологические профессии будущего; экскурсия в колледж или ВУЗ, готовящий экологов и инженеров-экологов). Последняя тема важна в качестве ранней профориентации учащихся (Приложение 3).

Таблица 2
Учебно-тематический план 2-го года обучения


п/п

Название темы

Общее количест-во часов

Теоретич. часы

Практич. часы

I

Вводное занятие
(знакомство с учениками, инструктаж по технике безопасности)

3

3

-

II

Окружающая среда и здоровье человека

27

16

11

III

Влияние факторов среды на здоровье

27

13

14

IV

Загрязнение окружающей среды

21

7

14

V

Человек и животные

18

11

7

VI

Профессии в сфере экологии

9

7

2

VII

Итоговое занятие

3

1

2

 

Итого

108

58

50

К концу второго года обучения обучающиеся будут знать: цели и задачи экологии человека, факторы окружающей среды; влияние факторов окружающей среды на здоровье человека; виды загрязнений окружающей среды; способы охраны природы; многообразие экологических профессий; будут стремиться: ответственно относиться к домашним питомцам; участвовать в школьных и районных мероприятиях по охране природы; вести более экологически ответственный образ жизни; получат опыт: творческого использования вторичного сырья и природных материалов; научно-исследовательской деятельности; работать с различной справочной литературой.

Учебно-тематический план 3-го года обучения

Третий год обучения – завершающий и позволяет обобщить и систематизировать значительный объём экологических знаний, продолжать находить и изучать тесные взаимосвязи в системе «природа-общество-человек», а также получить важнейшие навыки сбережения природных ресурсов, использующихся в быту, таких как вода, электроэнергия, флора и фауна. Остаётся актуальным развитие логики и мышления у детей, коммуникативных и творческих способностей. Важнейшее внимание стоит уделять воспитанию активной жизненной позиции и ответственному отношению к окружающей среде.

Учебно-тематический план 3-го года обучения можно назвать практико-ориентированным – почти 2/3 времени уделено практическим занятиям, что позволяет учащимся окончив программу «Основы экологически ответственного поведения» осознанно делать выбор модели использования природных благ в своей жизнедеятельности (Таблица 3). Приложение 4 раскрывает содержание программы 3-го года обучения.

Таблица 3
Учебно-тематический план 3-го года обучения


п/п

Название темы

Общее количест-во часов

Теоретич. часы

Практич. часы

I

Вводное занятие
(знакомство с учениками, инструктаж по технике безопасности)

3

3

-

II

Рациональное использование природных ресурсов (рациональное природопользование)

30

11

19

III

Разумное расходование воды

12

4

8

IV

Климат и энергосбережение.
Энергоэффективное потребление

9

5

4

V

Экологичная упаковка в быту

24

8

16

VI

Экологический туризм как способ ресурсосбережения

27

12

15

VII

Итоговое занятие

3

1

2

 

Итого

108

44

64

Одна из основных задач педагога организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы к завершению обучения по программе «Основы экологически ответственного поведения» дети стремились к участию в школьных, районных и городских мероприятиях по охране природы, ответственно относились к домашним питомцам, получили опыт использования вторичного сырья и природных материалов, выбора экологичной упаковки, работы со справочниками и специализированной литературой, а также делали выбор в пользу «ресурсосберегающего» вида туризма – экологического. Обучающиеся должны знать и применять на практике суть понятия «рациональное использование природных ресурсов» (ресурсосбережение), различные виды ресурсосбережения как на глобальном, так и местном уровне, способы ресурсосбережения в быту, в том числе способы сбережения воды и электроэнергии.

По окончанию 3-го года обучения дети получают комплекс знаний и навыков, позволяющий вести экологичный образ жизни и распространять полученную информацию.

Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Основы экологически ответственного поведения» нацелена на реализацию в системе обучения и воспитания такой крайне необходимой в современных реалиях воспитательной функции как экологическое воспитание ребёнка.
Грамотно организованная деятельность в системе дополнительного образования детей совместно с экологизацией всего общеобразовательного процесса позволит сформировать неравнодушное критически мыслящее поколение с экологическим мышлением.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. (ред. от 23.06.2014) «Об особо охраняемых природных территориях».
2. Лопатников Д.Л. Постиндустриализм и экологическая перспектива. – М.: ABF, 2004. –  293 с.
3. Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития / авт.-сост. В.Г. Кревер, М.С. Стишов, И.А. Онуфреня. – М.: WWF России, 2009. – 460 с.
4. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии. 6-11 классы / авт.-сост. Л.Н. Колотилина, Ю.А. Севрук. – М.: Вако, 2015.  – 128 с.
5. Снакин В.В. Экология и природопользование в России. – М.: Academia, 2008. – 816 с.
6. Чистякова Т. Н. Перспективы развития экологического туризма в Ленинградской области / Т. Н. Чистякова // Промышленное и гражданское строительство, 2007. – № 1. – С. 32-33.
7. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт / Ред.-сост. Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралёва, А.В. Дроздов. – Тула: Гриф и К°, 2002. – 284 с.
8. Экология. 6-11 классы: исследовательская деятельность обещающихся, кружковая работа, экологические практики / сост. И.П. Чередниченко. – изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 132 с.
9. Яблоков А. В. Мнение // GEO. – 2012. – № 5 (170). – С. 120-121.
10. Всемирный фонд дикой природы [Электронный ресурс]. URL: http://www.wwf.ru/.
11. Заповедная Россия: информационный портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.zapoved.net/.
12. Центр экологических путешествий [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecotravel.ru/tours/c3/.