Интегрированное занятие для старших дошкольников "Путешественники, первооткрыватели"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Триединая задача НОД:

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с разными типами моделей: картой, глобусом, задачи.
  • Уточнить и расширить представления детей о моделях материалов, имеющих разные агрегатные состояния;
  • Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, творческой активности;
  • Продолжать учить детей решать задачи, совершенствовать количественный и порядковый счет.

Развивающие задачи:

  • Побуждать детей употреблять слова: “глобус, полушария, карта”, названия материков; ввести в активный словарь слово “первооткрыватели”
  • Продолжать учить формулировать условие задачи, называть арифметическое действие.
  • Развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии, великих открытиях
  • Развивать абстрактное мышление.
  • Совершенствовать умение действовать точно в соответствии с указаниями педагога, быть организованным на занятии.
  • Развивать мелкую и крупную моторику рук;
  • Развивать активный и пассивный словарь по теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения;
  • Развивать у детей диалогическую речь;
  • Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.
  • Воспитывать активность, умение работать в команде, находить выход из проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, глобус, географическая карта, указка, мяч, доска, цифры, наборы карточек с цифрами, костюм пирата, Незнайки, экран, доска.

Музыкальное сопровождение:шум моря, детская песня “Дружба” ансамбля “Барбарики”.

Предварительная работа:

  • Цикл познавательных занятий “Путешествие по материкам и странам”, чтение произведения Н.Носова “Приключение Незнайки и его друзей”, В.Катаева “Цветик-семицветик”.
  • Подготовка ребенка к исполнению роли Пирата, Незнайки, девочки Жени.
  • Проведение занятий по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных способностей.
  • Просматривание презентаций “Геометрические фигуры”; “Истории и приключения с числами”.
  • Проведение цикла познавательных занятий по изучению свойств материалов с помощью использования технологии ТРИЗ, метода “Маленьких человечков”.

Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок), наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей), практический метод (самостоятельная работа детей по изо деятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой), информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов), проблемный метод (постановка проблемных вопросов), игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика), аналитический метод (анализ работы детьми).

Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, распадается, выполнение творческих работ по изо деятельности).

Ход занятия

В: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.

Этюд приветствие.

Здравствуй небо голубое
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй матушка – Земля
(Обращаются к гостям) Здравствуйте мои Друзья!

Слайд 2.

В: Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

В: Предлагаю, отправится вам сегодня в путешествие.

Только давайте договоримся на берегу, играть честно и дружно, не выкрикивать и не подсказывать, а капитаны руководить своими командами.

Итак, команды готовы.

  • Команда “Мужественные” (Да)
  • И команда “Отважные”.(Да)

Присаживайтесь за столы.

Пальчиковая гимнастика.

Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Наши ушки слышат стук.
Вот ладошечки шуршат
Наши пальчики трещат.
Теперь в ладоши звонко бей.
А теперь ты их согрей.

К путешествию готовы?

Да!

В путь отправимся мы снова:
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет.
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне.
Едет поезд,
Колеса стучат.
В поезде много веселых ребят.

В: Мы с вами уже начали изучать нашу Землю.

Человеку всегда хотелось узнать, что его окружает, что там за горизонтом? Какая она наша земля. Кто населяет Землю? Какие на ней растения и животные. И тогда смелые и отважные люди отправлялись в путешествия, порой очень трудные и опасные.

Вот посмотри и послушайте сообщение о некоторых из них.

Слайды 3,4,5,6

В: Как вы думаете, как называли путешественников, которые первыми открывали новые, неизведанные ранее земли?

- Первооткрыватели.

- Христофор Колумб открыл Америку. Русский путешественник Афанасий Никитин первый побывал в Индии.

Первооткрывателей было очень много. О них вы большеузнаете в школе.

В: а на чем путешествовали люди раньше?

Слайд 7

Р: Верхом на лошадях и верблюдах, на санях и повозках, на морских судах, и, даже, пешком.

В: а сейчас на чем люди путешествуют?

Слайд 8.

Р: На машинах, поездах, самолетах и даже ракетах.

В: Мы сегодня, как первооткрыватели отправимся в путешествие- соревнование на кораблях. Для мореплавателей очень важно уметь хорошо продумать свой путь, точно рассчитать каждое действие, иначе в пути нас могут ожидать большие неприятности.

Давайте сегодня узнаем, умеем ли мы считать, решать, измерять. Сможем ли мы стать настоящими путешественниками первооткрывателями?

Первый конкурс.

Задание для команды “Отважные”:

Слайд 9.

На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю...(глобус)

Молодцы, ребята

В: Глобус – это уменьшенная модель Земли. На нем показаны материки, острова, моря и океаны. Глобус позволяет представить форму нашей планеты.

Задание для команды “Мужественные”.

Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Что это?

(географическая карта)

В: Географическая карта – это тоже модель земли, только плоская! Ориентируясь по ней люди могут путешествовать, определять в каком направлении им держать путь: на север, на юг, запад или восток.

Итак, глобус и карта – это модели земли.

Слайд 10 и 11.

Молодцы, ребята! Загадки вы отгадывать умеете! Нам пора в путь!

Мы с вами пересаживаемся на корабли:

(Дети под музыку пересаживаются на лавочки на ковре.)

 Пока мы плывем, давайте с вами поиграем.

Звучит музыка (Шум моря)

Слайд 12.

Второй конкурс.

Дидактическая игра “Арифметический мяч”.

У меня в руках арифметический мяч. Я называю число, а вы увеличиваете его на (единицу) 1.(играют). А теперь уменьшаете 1.И так с другими числами.

В: Смотрите! Мы приплыли на остров затонувших кораблей.

Высаживаемся.

(Дети под музыку пересаживаются за столы.)

Слайд 13.

Появляется пират (подготовленный ребенок):

П: Я хочу стать знаменитым пиратом. Буду лихо бороздить моря и океаны! Про какие такие расчеты вы говорили? И без них можно обойтись!

В: Ты, что не умеешь решать задачи?

П: Я-то? Как это не умею? Умею! И вам еще задам парочку. Хотите?

П: Я плыл по морю и поймал сначала 2-х акул, потом еще. Сколько всего акул я поймал?

Д: такую задачу решить нельзя, мы же не знаем, сколько акул ты поймал потом.

В: в задаче всегда должно быть 2 числа. С этими числами надо произвести какое-то действие: сложение или вычитание.

П: А-А! Ну тогда такую задачу решите: Я плыл по морю 3 дня при хорошей погоде и 1 день в шторм. Куда я плыл?

Д: Такую задачу тоже нельзя решить, тут неправильно поставлен вопрос.

В: В задаче всегда хотят узнать о количестве чего-то. О том, о чем говорится в условии.

В: а ты, пират, оказывается больше хвастаешься. Для того чтобы стать настоящим мореплавателем важно уметь правильно составлять и решать задачи. Если хочешь, мы можем с ребятами тебя научить.

Слайд 14

На экране модель задачи, её можно представить в виде пирамидки: Условие задачи, вопрос, ответ.

(Модель задачи: условие, вопрос, ответ)

А теперь давайте попробуем решить задачи.

Конкурс третий.

Веселые задачи. Дети показывают ответы карточками.

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
И под ёлочкой упал
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)

Пять ребят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их в футбол играет? (4)

Три цыплёнка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (5)

Четыре гусёнка и двое утят 
В озере плавают, громко кричат. 
А ну, посчитай поскорей - 
Сколько всего в воде малышей?(6)

По тропинке в лесок
Покатился колобок.
Встретил серого зайчишку,
Встретил волка, встретил мишку
Да плутовку лису
Повстречал он в лесу.
Отвечай поскорей,
Сколько встретил колобок зверей?(4)

 Только я в лесок зашла,
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик.
И зелёный моховик.
У кого ответ готов,
Сколько я нашла грибов?(5)

Молодцы, ребята, задачи мы научились решать, нам опять пора в путь!

(Дети под музыку пересаживаются на лавочки на ковре.)

 Слайд 15

В: На корабле очень важно, чтобы капитан умел хорошо считать, читать карты, прокладывать маршрут.

В пути нас ждет конкурс капитанов.

Конкурс четвертый.

Хитрые задачки.

  1. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)
  2. У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8)
  3. Сколько рогов у 2-х коров? (4)
  4. Сколько концов у одной палки? (2)
  5. В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке?
  6. У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?
  7. На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книжек она прочитает?

В: Молодцы капитаны!

В: Дети, я вижу землю.

По-моему, мы приплыли в цветочный город, где ждут нас коротышки вместе с Незнайкой. Давай те у них погостим.

(Дети под музыку пересаживаются за столы.)

 Слайд 16

Выходит, Незнайка:

...Огромный шар, надутый паром,
Поднялся в воздух он недаром.
Наш коротышка хоть не птица,
Летать он все-таки годится.
И все доступно уж, эхма!
Теперь для нашего ума!  

В: Ребята, Незнайка со своими друзьями, тоже отправился в путешествие. Кто помнит, на чем путешествовали жители цветочного города? Правильно, на воздушном шаре?

Как вы думаете, что видели коротышки, когда летели на воздушном шаре: Внимание на экран. Давайте отвечать полными предложениями.

Слайд 17 (ориентировка в пространстве)

В: Слева, справа, под шаром, над шаром?

Слайд 18.

В: Как, вы знаете, Незнайка был большой выдумщик, а еще не любил учиться, поэтому, часто ошибался, вот, например, мы с вами знаем свойства материалов, а он не знал и говорил, что облака можно рубить топором? А на самом деле, можно?

Давайте вспомним модели материалов из маленьких человечков и какие они имеют свойства.

Давайте в этом убедимся и вспомним, какая модель из маленьких человечков, подходит к какому материалу и какие они имеют свойства.

Слайд 19.

  • Если это твердый материал, маленькие человечки, что делают? (Держатся крепко за руки)
  • Если это жидкий материал, маленькие человечки, что делают? (Стоят плечом к плечу)
  • Если это газ, маленькие человечки, что делают? (Плавно двигаются, танцуют). (дым, облако, пар, воздух, туман)

Пятый конкурс.

Свойства материалов.

Материалы: камень; дым; дерево; сок; воздух; вода; железо.

В: Какая модель, из представленных на экране и почему?

(Дети называют модель в соответствии с расположением на экране - левая, правая, по середине)

Молодцы, ребята!

(Два круга)

Команды, постройте два круга, и покажете, эти модели наглядно.

Кто быстрее из команд, а жюри посмотрит и оценит.

Молодцы, ребята! Теперь Незнайка знает свойства материалов.

В: A теперь, отправляемся в путь и продолжаем путешествие. Садимся опять на корабли.

(Дети под музыку пересаживаются на лавочки на ковре.)

Слайд 20.

Настоящие мореплаватели должны быть сильными, ловкими, смелыми, а значит должны делать зарядку и заниматься спортом.

(Дети встают)

Физкультминутка.

- Как живёшь?

- Вот так! (Показываем большие пальцы обеих рук, держа их вверх.)

- Как идёшь?

- Вот так! (Маршируем.)

- Как бежишь?

- Вот так! (Бег на месте.)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Ладошки соединяем вместе и кладём на них голову.)

- Как берёшь?

- Вот так! (Прижимаем ладошку к себе.)

- А даёшь?

- Вот так! (Ладошку от себя вперёд.)

- Как шалишь?

- Вот так! (Надуваем щёчки и кулачками мягко ударяем по ним.)

- Как грозишь?

- Вот так! (Погрозить пальцем вперёд или друг другу.)

Молодцы, ребята, весело играли, значит и живёте вы весело,

В: Я слышу кто-то зовет на помощь! Да это же девочка Женя, из сказки “Цветик-семицветик”. Мы причаливаем к ее острову Доброты.

Причаливаем к берегу и высаживаемся. (Дети под музыку пересаживаются за столы.)

Слайд 21.

Выходит, девочка Женя (подготовленный ребенок).

Я девочка Женя, из сказки “Цветик-семицветик”.

Я очень рада Вам, надеюсь, вы поможете мне посчитать.

Конкурс шестой.

Задание для команды “Отважные”.

 Слайд 22

Мама послала меня в булочную за баранками и просила купить:

1 баранку для бабушки,
1 баранку для дедушки,
1 баранку для мамы,
1 баранку для папы,
1 баранку для братика,
1 баранку себе. (6)

В: Слушайте внимательно задание:

Команда “Мужественные”:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг,
Как коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Сколько частей света яназвала. (4)

Спасибо.

Вопросы к детям:

  1. На что потратила Женя последний лепесток? (Ответы детей)
  2. Как вы думаете, правильно поступила Женя? (Ответы детей)
  3. Ребята, сколько лепестков она потратила на пустяки? (Ответы детей)
  4. Сколько Женя могла бы сделать добрых дел? (Ответы детей)
  5. Вы добрые дела делаете? (Ответы детей)

Молодцы, вы все добрые, трудолюбивые.

Ж: Посмотрите, у моего цветка что-то не так. Чего у него не хватает? (Ответы детей)

А вы знаете, сколько у моего волшебного цветка должно быть лепестков, и в каком порядке они должны быть расположены.

Предлагаю вам поиграть.

Слайд 23

Вот какую игру придумала Женя.

Конкурс седьмой.

Игра: “Собери цветок”.

Вопросы к детям:

Из скольких лепестков вы его собрали? (Закрепить прямой и обратный счёт до 7).

Воспитатель: Какие у нас красивые цветы, пусть они остаются в сказке.

(Дети под музыку пересаживаются за столы.)

Жюри подводит итоги

Слайд 24.

В: Путешествие наше подошло к концу, мы вернулись в группу. Сегодня мы вспомнили модели земли, модели свойств материалов, познакомились с моделями задач, много узнали, и я думаю, когда вы вырастите, обязательно отправитесь в путешествия, и ваши знания вам пригодятся.

Подведение итогов.

Слайд 25.

Дети встают в круг.

Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы желаем всем добра
Доброго утра, доброго дня,
Доброго вечера, доброй ночи,
Потому что мы добрые очень.

Музыка. (Барбарики “Дружба)