Интегрированный урок (история + литература) "Строки, опаленные войной…."

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: На примере Сталинградской битвы показать значение патриотического подъема в победе над врагом.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными этапами Сталинградской битвы;
  • выяснить, какое значение имело творчество писателей, поэтов для победы над врагом;
  • показать значение патриотических чувств в победе над врагом.

Оборудование: компьютерные презентации, карта “Сталинградская битва”, музыкальный фон.

Предварительная подготовка: изучение рекомендованной литературы учащимися в группах, отбор материала, создании презентаций, выставка книг по теме урока местных поэтов и писателей.

План.

1. Этапы битвы – историческая справка.

2. Герои битвы.

3. Вклад писателей и поэтов - участников Сталинградской битвы в победу.

4. Землячки-поэтессы о Сталинградской битве (обзор произведений)

5. Подведение итогов.

Ход урока

1. Слово учителю истории. Наш интегрированный урок посвящен Сталинградской битве. Что вы знаете о тех событиях?

Беседа по вопросам: Важно ли молодежи знать о прошлом нашей Родины? Для чего у нас в России организовано празднование 70-й годовщины Победы? Прокомментируйте высказывание: “Отними у народа историю – и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом” (Геббельс – министр пропаганды и просвещения фашистской Германии в1933–1945 гг).

(Обсуждение)

Почему наш народ не могли сломить многочисленные войны? (Обсуждение )

Учитель делает краткий обзор событий битвы, используя слайды (приложение 1).

Все дальше в историю уходят события Сталинградской битвы.

В июле 1942 года обстановка на фронтах войны была крайне тяжелой. Цель врага - захватить Сталинград, форсировать Волгу, разделив фронт, лишить наши войска поддержки из тыла, затем, следуя левым берегом Волги окружить Москву и Ленинград, закончить войну в 1942 году. Ни одна из мировых битв не может сравниться по масштабам, ожесточенности и своему значению. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. Противостояние продолжалось более шести месяцев. С обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек и большое количество военной техники...

Утром 19 ноября 1942 года мощные залпы советской артиллерии разорвали тишину донских степей, известив о начале второго периода великой битвы на Волге. Началась операция “Уран”: Сталинград был окружен, тысячи фашистских солдат и офицеров попали в окружение.

Сталинград долгое время был центром ожесточенных и кровопролитных боев. Здесь, не умолкая дни и ночи, гремели взрывы бомб и снарядов, дымились развалины зданий, плавился асфальт улиц и площадей, бушевал огонь на речной глади, покрытой нефтью, хлынувшей из разрушенных хранилищ. “Выстоять и победить” - фраза вошла в сознание защитников волжской твердыни, выражая непоколебимую решимость уничтожить врага. Здесь решалась судьба страны. И поэтому всех защитников Сталинграда можно смело назвать героями.

После сражения В.И. Чуйков писал: “Мы - живые участники боев за Сталинград, свидетельствуем, что здесь наши воины не знали страха в бою, не отступали перед смертью, вели сражение с такой решительностью, что даже мертвые не выпускали из рук оружия, а сраженные падали головой на запад.

Сталинградская битва явилась коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Так начиналась наша Победа...

Выступают учащиеся с сообщениями:

1. “Герои Сталинградской битвы”

2. “Наши земляки – участники битвы” (Приложение 2)

Обсуждение, беседа по вопросам: Почему бойцы сражались и погибали, не отступая? Можно ли тружеников тыла назвать героями?

2. Слово учителю русского языка и литературы.

Есть такие вечные понятия – долг и память. Они напрямую связаны между собой и на связи их основано высшее самосознание человека, его гражданская гордость и преданность родной земле.

Память о великой битве на Волге, о людях, что принесли Отчизне славу, должна жить вечно в наших сердцах. Мы не должны забывать об этом. В одном строю с рядовыми и офицерами за Сталинград сражались и творческие люди – писатели и поэты. Правдивые свидетельства войны, записанные ими, живут в их известных произведениях, со временем ставших экранизацией, оживших в образах лучшей актерской плеяды.

Ответьте на вопросы: Как отражена Сталинградская битва в художественных произведениях русской литературы 20 века? Кого из писателей, поэтов, участников Великой Отечественной войны вы знаете? (Беседа)

(Представляется вниманию присутствующих презентация “Писатели и поэты, участники Сталинградской битвы” и выступления учащихся. (Приложение 3)

Виктор Астафьев в 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. Был награждён орденом Красной звезды, медалями “За отвагу”, “За освобождение Берлина”.

Демобилизовался в звании “рядовой” в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. С 1951 года работал в редакции газеты “Чусовской рабочий”, где впервые опубликовал свой рассказ (“Гражданский человек”). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга “До будущей весны” вышла в Молотове в 1953 году. В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

Константин Симонов. Очевидец грозных событий, Симонов создает ряд очерков о подвигах красноармейцев. Именно этот эпический жанр стал первым опытом отражения в литературе Сталинградских событий.

Фронтовые очерки писателя, мобилизуя народ на борьбу с врагом, прокладывали дорогу другим жанрам: рассказу, повести, роману. Роман К. Симонова “Солдатами не рождаются” является центральной частью трилогии “Живые и мертвые”. Ведущая тема – Сталинградская битва. В основе произведения лежат события наступательной операции в ходе Сталинградской битвы по ликвидации окруженной группировки противника после того, как на юге от города была остановлена и разбита танковая армия Гота, шедшая на помощь окруженной в Сталинграде 6-й армии Паулюса. Действие романа начинается в канун нового 1943 года и заканчивается в начале февраля разгромом немецко-фашистских войск. Симонов считает народ подлинным победителем: отсюда и обилие массовых сцен в романе: сражение за высоту, бой у села Бугор, соединение двух армий, освобождение лагеря военнопленных. Вот как изображается такой исторический момент в ходе битвы, как соединение двух армий: “Увидели флаг, поднялись, рванулись прямо к нему и потеряли еще двух человек; слева ударил немецкий пулемет. Разозлились, ослепили этот пулемет огнем, подползли и забросали гранатами всех, кто там был. А потом в открытую, как будто уже ничего не могло произойти, рывком, пробежали оставшиеся полтораста метров до развалин.” Так Симонов изобразил соединение передовых частей 21-й армии у поселка Красный Октябрь с частями 13-й стрелковой дивизии генерала А.И. Родимцева. Наряду со сталинградскими событиями, автор рисует широкую панораму жизни всей страны, перенося действие из сражающегося Сталинграда в Москву и в Ташкент. Этой битвой живет весь народ и делает все, чтобы помочь сражающемуся городу и одержать победу.

Подвиг города на Волге – основная тема повести Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда”. Произведение автобиографично: образ главного героя Юрия Керженцева во многом напоминает самого автора. Война показана без прикрас. Виктор Некрасов талантливо воссоздает окопную правду фронтовых будней: “Немцы рвутся к Волге. Пьяные, осатанелые, в пилотках набекрень, с засученными рукавами. Говорят, перед нами не то эсэсовцы, не то “викинги”, не то “мертвая голова, не то что-то еще более страшное. Кричат как оглашенные, поливают нас дождем из автоматов, откатываются, опять лезут... Так длится...кто его знает сколько...пять, шесть, семь, может быть, восемь дней...Перекинулись правее – на “Красный Октябрь”. Долбят его и с воздуха, и с земли...Только щепки летят. А щепки- это десятитонные железные блоки, фермы, станки...” Герои книги не только участвуют в боях, но и успевают писать письма домой, читать Джека Лондона, мечтать о жизни после войны.

 Главное достоинство книги – высокий гуманизм, человечность ее героев, их преданность Отечеству и стремление постоять за него.

Михаил Шолохов в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Он является автором произведения “Они сражались за Родину”, первые главы которого были написаны в 1943 году. В 1969 году писатель продолжил работу над книгой, но она так и не была завершена.

Шолохов поставил перед собой задачу показать могучий дух, высокую нравственную силу воюющего народа. Предметом изображения писатель выбрал рядовых защитников Сталинграда – тружеников войны. События, отраженные в главах романа, происходят в станице Клетской: бои идут на подступах к Сталинграду. Писатель показывает тяжелый период отступления наших войск. Но и в это нелегкое время его герои не утрачивают любви к Родине и веры в победу.

Юрий Бондарев - участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант. В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.

В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.

Окончил Литературный институт им. А.М. Горького (1951).

Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов “На большой реке” вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник “Поздним вечером”, 1962), повестей “Юность командиров” (1956), “Батальоны просят огня” (1957; 4-серийный фильм “Батальоны просят огня” по мотивам повести, 1985), “Последние залпы” (1959; одноимённый фильм, 1961), “Родственники” (1969), романов “Горячий снег” (1969; одноимённый фильм, 1972), “Тишина” (1962; одноименный фильм, 1964), “Двое” (продолжение романа “Тишина”; 1964), “Берег” (1975; одноименный фильм, 1984).

Автор сценария фильма, снятого по роману “Горячий снег” (1972). Один из авторов сценария киноэпопеи “Освобождение” (1970) и фильма “Батальоны просят огня”.

Учащимся предлагается выполнить тест и проверить его выполение на уроке (Приложение 5) .

Рефлексия.

Обсуждение вопросов:

  1. Как вы думаете, можно ли без патриотических чувств победить врага? Докажите свою точку зрения, используя примеры из истории. Как творчество поэтов, писателей, композиторов влияет на чувства человека, объясните.
  2. Какие чувства вызывают у вас произведения о Великой Отечественной войне?
  3. Почему мы изучаем произведения военной тематики, для чего это нужно?

Учитель: Героический пафос литературы о подвиге народа в Сталинградской битве неразрывно связан с героизмом участников сражения. Подвиги сталинградцев золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны, а проблема героизма является главной в произведениях о подвиге Сталинграда. Стихи и рассказы этой теме посвятили наши землячки, бывшие детьми в годы войны, пережившие голод и бомбежки (Приложение 4). Высокий нравственный потенциал художественных и документальных повествований о битве на Волге позволяет назвать их “учебниками жизни”, которые учат нас честно жить и любить свою Родину.

Поэты и писатели современности посвятили много произведений этому трагическому и грандиозному событию 20 века. Стихотворение Маргариты Агашиной “Второе февраля” и стихотворение Михаила Львова “Горячий снег” читают учащиеся (Приложение 6).