Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Разделы: Начальная школа


Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием рефлексия;
  • дать представление о классификации рефлексии;
  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

Ход мероприятия

Слайд 1 Презентация

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приятно видеть Вас в нашей замечательной школе.

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

– Как вы считаете, что ответил мудрец?

Слайд 2 “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:

Любимым, нужным, а главное – успешным!

Действительно, все в наших руках!

Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Главной целью современного образования стало развитие личности готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Одна из задач образования это воспитание человека, способного в будущем совершенствовать себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации. Формированию этого способствует рефлексия. Умение рефлексировать пригодится человеку в течение всей жизни. Оно поможет ему выразить собственные мысли, осознать свои возможности, принять решение и всегда идти в ногу со временем.

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Она помогает ученикам сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

Слайд 3 В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Слайд 4 Учебная рефлексия отражает 4 сферы человеческой жизни:

  • физическая (успел – не успел, легко – тяжело),
  • сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),
  • интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),
  • духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд 5 Исходя из функций рефлексии, посмотрите на классификацию на экране:

Слайд 6 Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Применяю в начале урока или в конце деятельности.

Слайд 7 (улыбнись), 8-10 ( фото Дети)

Слайд 11-12 и просмотр ВИДЕО сюжетов (Утро – звонок, Мы умные)

Слайд 13-16 (знаю, понимаю, могу)

Использую также приёмы :

Слайд 17-18 цветовое изображение настроения, кружки – смайлики, эмоционально-художественное ( картины), музыкальные фрагменты.

Слайд 19 Рефлексия деятельности

Современные технологии предполагают, что ученик должен осознать содержание учебного материала, осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать рациональные решения. Этот вид рефлексии применяюна этапе проверки Д / З, защите проектных работ, в конце урока оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делал так? Кокой результат получил? Какой вариант лучше? – вот, какие вопросы задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознать свою деятельность.

Слайд 20 В своей практике использую приёмы: «Лестница успеха»нижняя ступенька – у меня ничего не получилось, средняя – были проблемы; верхняя ступенька – мне всё удалось. Слайд 21

Слайд 22 « + » , « – », « замечательно ! »

Слайд 23 « + » , « – », « интересно ! »

Слайд 24 «Лист самооценки»

Слайд 25 «Для меня сегодняшний день…»

Слайд 26 «Пятёрочка» – предлагаю ученикам ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо сказать своё мнение.

Слайд 27 «Приём незаконченных предложений» – (Я научился… У меня получилось…)

Слайд 28 Рефлексия содержания учебного материала

Применяю для выявления уровня осознания содержания пройденного. В конце урока подводится итог, обсуждение того, что узнали, какие открытия сделали, как работали – т.е. каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность форм работы.

Слайд 29-31 Ребята выбирают начало фразы из рефлексивного экрана на доске «Приём незаконченного предложения» : Я узнал… Было трудно…и т.д.

Слайд 32 Нравится детям оценивать свою работу, выбирая «Шарик с фразеологизмом».

Слайд 33 Использую «Светофор» (зелёный – нет ошибок, жёлтый – были ошибки, но я исправил, красный – много ошибок). Просмотр ВИДЕО сюжетов («Рефлексивный экран», «Приём незаконченного предложения», «Шарик с фразеологизмами», «Светофор»).

Слайд 34 «Зажги звезду». Самая яркая жёлтая – работал отлично, красная звезда – работал хорошо, сиреневая – надо ещё постараться.

Таким образом, рефлексию применяю на всех этапах урока, выполняя различные функции. Как показывает опыт, проведение рефлексии в моём классе, позволяет учащимся осознать свою индивидуальность и уникальность. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, которая совершенствует учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Мы прекрасно знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. А у рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Слайд 35 Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам, зададим их себе. – Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достигла? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.

Слайд 36 Рефлексия – является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Спасибо за внимание !