Проектная деятельность в работе педагога-психолога в ДОУ по теме «Мир эмоций в старшем дошкольном возрасте»

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Всякая эмоция только обогащает жизнь.
Д.Голсуорси

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Новые задачи профессиональной деятельности педагога-психолога – это использование современных образовательных технологий, включая информационные, при проведении диагностической, психокоррекционной, реабилитационной, консультативной работы, а также цифровых образовательных ресурсов и т.д.

Использование инновационного проекта педагога-психолога в образовательной деятельности способствует достижению этой цели за счет развития у ребенка коммуникативных, интеллектуальных навыков, обеспечивает психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

Цель проекта – сформировать у детей умение различать эмоции в зависимости от разных ситуаций.

Задачи

  • Расширить представления о эмоциях и их разнообразии.
  • Развивать умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции и переживания
  • Учить передавать эмоциональные состояния с помощью различных выразительных средств.
  • Способствовать формированию исследовательской деятельности.
  • Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
  • Развивать творческие способности, воображение.
  • Обобщение полученных знаний и умений.

Участники проекта:

  • Дети старшего дошкольного возраста – 10 чел.
  • Педагоги-воспитатели, муз. работник, преподаватель ИЗО.
  • Родители.

Сроки реализации – краткосрочный проект, 1 неделя.

Оборудование – компьютер, муз. инструменты, изображения с разнообразными эмоциями, мультфильмы, худ.литература – сказки, материалы для рисования.

Формы работы:

  • Подбор иллюстрации;
  • Выставка работ;
  • Рисование эмоции;
  • Делаем коллаж;
  • Игры сюжетно-ролевые;
  • Презентации;
  • Просмотр мультфильмов;
  • Прослушивание музыки.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационно-подготовительный этап
1 Подбор методической литературы по заявленной теме, создание “Банка идей”.
2 Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе.
3 Подбор методик для диагностики социального интеллекта у детей.
4 Диагностирование детей.
2 этап. Практический этап
1 Использование игровых комплексов для определения эмоций. Психолог
2 Работа с детьми по развитию эмоций через сказки, мультфильмы, музыку, рисование. Специалисты ДОУ
3 Консультации и индивидуальные беседы для родителей (по запросу) Психолог
3 этап. Заключительный этап
1 Анализ достижения целей и полученных результатов
2 Провести диагностику на конец учебного проекта
3 Проведение выставки детских работ
4 Проведение консультации по выбранной теме
5 Проведение итогового мероприятия

Диагностика:

Диагностика развития социального интеллекта (Я.И.Михайлова)

Содержание методики:

  • Субтест 1 “Истории с завершениями”
  • Субтест 2 “Группы экспрессии”

На протяжении всего проекта в ДОУ, каждый день были проведены определенные игры, упражнения, и т.д.

День 1. Мир эмоций.

День 2. Мир эмоций в детских мультфильмах.

 

День 3. Мир эмоций в музыке

День 4. Эмоции в повседневной жизни.

 

День 5. Эмоции в рисовании.

Эмоции играют в жизни детей большую роль. Проблему эмоционального развития осветили многие учёные (Рогов Е.И., Скрипкина Т.П., Запорожец А.В., Гамезо М.В., Додонов Б.И. и другие), и их работы позволили осветить тему эмоции и чувства в дошкольном возрасте более доступно.

Работая над развитием эмоции - проигрывая, проговаривая, проживая их - позволяет дать ребенку большую возможность, определить свое состояние и уметь его передать. Когда ребенок осваивает этот процесс, точно так же как и процесс ходьбы, то ему проще взаимодействовать со взрослыми. Поэтому данный проект реализуется именно в старшей группе (5-6 лет). Именно в этом возрасте мы обогащаем словарь детей разнообразными эмоциональными состояниями. Так как при переходе в подготовительную группу (6-7 лет) детям необходимо оперировать этими знаниями и уметь их применять. На занятиях при подготовке к школе мы проговаривем свое эмоциональное состояние, таким образом возвращаемся к ранее полученным знаниям и умениям.

Л.С.Выготский считал, что “эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются “центральным звеном” психической жизни человека , и прежде всего ребёнка”. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Литература

  1. Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.
  3. Минаева В.М. Развитие эмоций. — М., 2001.
  4. Газета “Школьный психолог” №05-2006г/
  5. Гром Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Научно-методический электронный журнал “Концепт”. – 2016. – Т. 10. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56825.htm.