Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей 6–7 лет. Развитие фонематического восприятия с элементами обучения грамоте. Тема: «Звук и буква Р»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Направление: коррекционно-развивающее.

Цель: Соотнесение артикуляционных, акустических и моторных признаков звука “Р” с графическим образом буквы “Р”.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять понятие “согласный звук”, “звонкий звук”, опираясь на артикуляторные, акустические и моторные признаки.
  • Автоматизировать произношение звука “р”.
  • Закреплять умение находить заданный звук среди других звуков, выделять слоги и слова с заданным звуком на слух.
  • Формировать навык звукового анализа - составлять схемы слов, опираясь на звуковой анализ.
  • Уточнить и закрепить понятия “звук” и “буква”.
  • Познакомить с буквой “Р”.
  • Формировать навык звуко-буквенного синтеза.
  • Продолжать формирование графических навыков.
  • Закреплять умение классифицировать предметы по определенному признаку.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляторную, тонкую и общую моторику.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух.
  • Формировать умение отвечать на поставленный вопрос.
  • Формировать предпосылки к учебной деятельности и установлению метапредметных связей.

Воспитательные:

  • Прививать чувство уважения к русскому языку.
  • Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
  • Поощрять усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Индивидуальные зеркала.
  • Экран для произношения звуков.
  • Конверты с карточками-схемами и кружочки для звукового анализа.
  • Карточки с картинками для звукового анализа.
  • Гелевые ручки, карандаш.
  • Рабочие тетради: “Пишем вместе с логопедом”, Е.Косинова.
  • Конверт.

Методы и приёмы: словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения.

Формы, способы и средства результативности обучения: индивидуальный опрос, устный ответ, работа с раздаточным материалом, работа с карточкой, работа в тетради.

Педагогические технологии:

  • обучающие технологии,
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • компьютерные технологии.

Ход занятия

Организационный момент:

Дети собираются на ковре и выполняют пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика “Дружат в нашей группе”.
Дружат в нашей группе Складываем попеременно “замок” и
Девочки и мальчики. “звездочку” из пальцев обеих рук, причем
Мы с тобой подружимся, “замок” складываем как удобно и как неудобно.
Маленькие пальчики!
Раз, два, три, четыре, пять. Зафиксировать пальцы в “звездочке”,
Начинай считать опять! Попеременно соприкасаются одноименные пальцы.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать! Стряхиваем руки.

Припоминание слов на гласные звуки “А, У, О, И”. Логопед дает задание: “Садится на свое место тот, кто вспомнит слово, начинающееся на любой гласный звук”. Дети рассаживаются по местам.

1.На экране заставка для занятия по фонематическому восприятию (Слайд 1). Логопед настраивает детей на занятие:

- Что означает эта заставка?

- Что мы делаем на таких занятиях?

2. На экране появляются картинки.

Логопед: Как вы думаете, с какого звука начинается все эти слова? (с “Р”), (Слайд 2). Давайте попробуем определить, что это за звук. Возьмите зеркала, произносите звук: Р-Р-Р-Р. Какой это звук, гласный или согласный? (согласный). Как вы определили?

Логопед вместе с детьми уточняет артикуляцию и моторные признаки звука (Его нельзя петь и во рту возникает преграда : губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка вибрирует за “бугорками” наверху от мощной воздушной струи)(слайд 3).

Логопед: А еще мы знаем, что согласные звуки бывают глухими и звонкими, этот звук какой? (Звонкий). Этот звук звонкий, когда мы его произносим у нас дрожжит горло, и слышится голос. Дотроньтесь до горла. Закройте уши. Всегда слышится голос. Если при произнесении согласного звука слышится голос, то этот звук звонкий. (Слайд 3).

Итак, мы определили, звук “Р” - согласный, звонкий, твердый. Для обозначения этого звука, какой кружок мы возьмем? (Синий).

3.Логопед: Теперь давайте поиграем, я буду называть звуки, а вы как только услышите звук “Р” показываете синий кружок: а, у, х, п, р, т, р, ы, ... Теперь слоги: ах, ап, ар, от, ох, ом, до, ба, ры...

Теперь слова: стол, муха, рак, книга, дом, кровать, муравей, трамвай, автобус, мотоцикл, карась, сом, кот, гном...

4.Логопед: А теперь возьмите карточки из конвертов, сейчас мы с вами составим звуковые схемы слова: рак, тигр, радуга. (Слайды 4, 5, 6).

Дети выкладывают схемы, сверяют с доской и хором “озвучивают” схему.

5.Логопед: А теперь выполните такое же задание самостоятельно, каждый по своей картинке! Воспитатель и логопед раздают каждому ребенку карточку с предметными картинками.

6. Физминутка! (Слайд 7), дети выполняют движения в соответствии со словами:

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел...
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!
Дети садятся за парты.

7. Логопед: Мы сейчас с вами слушали и говорили – работали со звуками. Но каждый звук можно написать! Для этого нам понадобиться ...(буква). Давайте вспомним правило.

Дети произносят правило: Звуки мы говорим и слышим (показывают руками рот и уши), буквы – пишем и читаем (имитируют движения).

Логопед: Звук “Р” мы можем написать и прочитать. Для этого есть буква “ЭР”. Появляются буквы “ЭР” на доске. (слайд 8)

Логопед: Кто скажет, почему две буквы “Р”? (одна заглавная, другая строчная)

Для чего нужна заглавная буква? (для написания имен, названий..., для начала предложения)

Для чего строчная? (писать в строчках, в текстах)

8. Логопед: Давайте мы с вами теперь поработаем с буквой “Р”. Откройте тетради: “Пишем вместе с логопедом” на странице 46. (Слайд 9). Рассмотрите задание № 2. Что нужно сделать? (Обвести в красный круг заглавные буквы “Р”). Сколько букв вы обвели? (четыре) Сколько заглавных букв написано? (пять) .

Что нужно сделать во второй части задания? (Обвести в красный овал слово “КАР”) Сколько слов вы обвели? (три) Сколько слов написано? (четыре)

Логопед: А теперь давайте поучимся писать букву “Р”. Обратите внимание на задание № 3 в тетради! Логопед пишет печатную букву “Р” на доске маркером и разъясняет последовательность письма: у буквы “Р” прямая ровная спина, писать мы ее будем сверху вниз, и большая умная голова, полукруг от верхней части к середине, снова сверху вниз. Напишите, пожалуйста, эту букву 5 раз! Какого цвета ручку вы возьмете?

Обратите внимание на правильный захват! Ручку держат три пальца!

9. Зрительная гимнастика (слайд 10, 11). На экране лицо мальчика с пальчиками у глаз.

Логопед: Наши глаза много смотрели, надо дать им возможность отдохнуть. Приглашаю всех на зрительную гимнастику! Встаньте ровно, установите взгляд на лице мальчика. Тело и голова неподвижны, работают только глаза. Сегодня наша гимнастика необычная, нужно следить глазами за передвижениями на экране. Дети смотрят и читают слоги.

Замечательно! Садимся на свои места.

10. Следующее задание... (слайд 12,13,14) Логопед: Что-то случилось с нашей доской? (на экране холст из коморки папы Карло) Может быть она сломалась? Надо попробовать нажать еще раз... (за холстом открывается школа под музыку “Буратино”). Появляется фигура Буратино, затем в его руках появляется конверт с письмом для детей. Конверт “слетает” с доски ... Логопед достает со стола письмо для детей от Буратино. Вскрывает письмо и зачитывает детям:

Очень я хочу учиться!
Обещаю не лениться!
Попрошу я вас назвать,
Что мне надо в школу взять?
На листочки посмотрите,
В предметах звуки “Р” найдите!
Лишь их могу в портфель сложить,
Чтобы пятерку получить!
Хочу напомнить вам друзья,
Игрушки класть в портфель нельзя!

Логопед и воспитатель раздают листки с заданиями детям.

Дети выполняют задания простым карандашом, проводят стрелки к портфелю.

На экране задание из письма Буратино. (слайд 15) Дети вместе с логопедом называют те предметы, которые попадут в портфель и рассуждают, почему некоторые предметы они не складывают.(Пирамида- хоть и есть в слове звук “Р”. но это игрушка и ее в школу брать не стоит).

Логопед: Отлично ! Вот теперь портфель Буратино собран, теперь он точно попадет в школу! (Слайд 16). Буратино удаляется вместе с портфелем в школу.

Итог занятия, рефлексия.

Логопед: Ребята, а вы готовы пойти в школу? Готовы учиться и получать знания? (готовы) Тогда ответьте, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились?

- Кто запомнил его характеристику?

- Какие слова со звуком “Р” вы запомнили?

- Какие задания были трудными?

- С какими справились легко?

- Что больше всего понравилось?

Меня и наших гостей вы тоже порадовали своими знаниями!

Конец занятия (Слайд 17).