Кейс-технология с применением интеграции литературы, русского языка и математики

Разделы: Математика, Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Человек воспринимает, познает и воссоздает мир двумя противоположными способами –
образным и рассудочным, эмоциональным и рациональным, сердцем и мыслью.

 Гомер

К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.

Считается, что человеческий мозг обладает функциональной асимметрией: правое более приспособлено для восприятия целостных образов, одномоментной обработки информации, левое полушарие настроено на процедуру рационального, поэтапного аналитического мышления. «Человек воспринимает, познает и воссоздает мир двумя противоположными способами – образным и рассудочным, эмоциональным и рациональным, сердцем и мыслью.» Неравнозначность левого и правого полушарий приводит к условному делению большинства людей на «физиков» и «лириков». Таким образом, сама природа, давая человеку призвание, заботится о том, чтобы развитие культуры было обеспеченно приходом как ученых, так и творцов, художников. Науку и искусство можно назвать двумя крыльями культуры, они – дополняющие друг друга противоположности, две грани одного и того же процесса – творчества.

Вероятно, природа человека интегральна в своей сущности, точнее, эта интегральность в человеке изначальна: и на уровне материальной оболочки (взаимодействующие химические, физиологические, духовные процессы), и на уровне осознания личности («Я бог, я червь, я раб, я царь»), и на уровне мышления – логического, образного, ассоциативного. Следовательно, интеграция – естественный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, историко-генетического, общественно-функционального аспектов.

Гуманитарные и математические науки – что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Язык, литературу с интересов к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции. Словесность ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создает адекватные методы математического описания знаков природы.

Сочетать несочетаемое – привычная работа нашего воображения, когда мы ищем объяснения новому и непонятному, поэтому проблема интеграции в образовательном процессе важна и современна. Ее актуальность продиктована социальными запросами, предъявляемыми к выпускнику. Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представление картины мира, что является ведущей педагогической идеей системного образовательного процесса.

Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения школьников. Одним из принципов разработки стандартов нового поколения является принцип интеграции содержания образования для формирования целостной картины мира: единства мира и человека, живущего в нем и его познающего, единства земли и космоса, единства вселенной. Важна общегуманистическая основа этого процесса – постановка в центр современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Системообразующим фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире. Значит, интегрируя столь противоположные дисциплины, как: словесность и математика, мы активизируем деятельностный подход в освоении предметных задач обучающимися.

Подробнее хотелось бы остановиться на кейс-технологии, которая ранее традиционно применялась только в обучении менеджеров и юристов. Студентам предлагались конкретные ситуации, которые обсуждались на занятиях и служили моделью для практического применения в профессии.

Кейс-технология (или кейс-метод, как определяют его другие методисты) с одной стороны-противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-технологии– анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которых одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для важнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить свое мнение и выслушивать мнение другого человека.

Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета может составлять:

  • публицистическая литература;
  • художественная литература.

 Кейс может быть представлен и в виде одного предложения – цитаты из текста. Цитата в данном случае и будет являться кейсом. Учащиеся высказывают свое мнение и свои предложения. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парках, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе. И самым неожиданным образом может перерасти в изучение, на первый взгляд , совершенно далекого от литературы предмета, математики.
Именно применение кейс-технологий в обучении литературы позволяет создать благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией.Этот метод позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, а аргументирование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. И, конечно, стимулирует аналитический самостоятельный подход в подготовке к ЕГЭ.

Приведем фрагмент интегрированного урока в 11 классе

«В тех и в других война вдохнула… мрачный хмель разгула». (И.Э. Бабель «Конармия». Рассказ «Соль»)

Цели:

  • Показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории.
  • Формировать навык анализа текста, способность целостного восприятия мира, стремление к познанию разнородных предметов в единстве восприятия.
  • Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, интеллектуально развитую личность с целостным представлением картины мира .

 Оборудование:

  • Портрет писателя, презентация, тексты рассказа «Соль», таблица «Последствия Гражданской войны», условия задачи, карточки.

Летопись будничных злодеяний
 теснит меня неутомимо,
 как порок сердца.

 И.Э. Бабель

Учитель литературы: Прослушайте стихотворение М.Волошина. Как оно перекликается с эпиграфом к уроку?

Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров.
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других - лишенных всех корней-
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский-
Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле…
В других весь цвет, вся гниль империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А в след героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам:
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнив.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
« Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

(Ответ: Жестокость разрушительна. Она разрушает не только города и судьбы, но и сердца, и души людей.)

Учитель литературы: В конармейском дневнике И.Бабеля находим такие строки: «Почему у меня не проходящая тоска? Потому что далек от дома, потому что разрушаем. Идем, ка вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде».

Панихида - это церковная служба по умершему, траурные речи. Кого, что оплакивает Бабель? Сегодня нам предстоит в этом разобраться. На основе своего конармейского дневника Бабель написал сборник новелл «Конармия». Мы будем говорить об одном рассказе «Соль» из «Конармии».

Беседа по рассказу (предварительная работа по реализации кейс-метода):

1. Что составляет основу сюжета данного рассказа? (Ответ: Письмо малограмотного конармейца Балмашева об истории женщины- спекулянтки)

2. Перескажите кратко сюжет.

3. Какие действующие лица показаны в рассказе? (Ответ: Конармеец Балмашев, женщина-мешочница, бойцы, поруганные девицы,).

4. Попробуем посмотреть на мир Гражданской войны не глазами современного человека, а чужими глазами участника событий (кейс-метод).

Делим класс на группы.

  • 1 группа представляет взгляд конармейца Балмашева.
  • 2 группа показывает восприятие событий женщинами-мешочницами.
  • 3 группа взгляд на вещи бойцами Красной Армии.
  • 4 группа видение событий пострадавшими девицами.
  • 5 группа позиция автора.

Каждая группа представляет свой взгляд на события Гражданской войны. Общую истину всех оценок выражает авторская позиция, которая совпадает с позицией современного человека. Война-это зло, война обнаруживает в человеке самые низкие и жестокие черты.

Культура и мораль, этические законы делают человека Человеком, война убивает духовные ценности.

Учитель литературы: Какие же проблемы поднимает И.Э.Бабель в маленькой новелле?

  • проблему необузданной жестокости;
  • проблему нарушения моральных и этических ценностей;
  • проблему обесценивания человеческой жизни;
  • проблему бесчеловечности братоубийственной войны;
  • проблему гуманизма.

Выводы.

Учитель литературы: Рассказ так натуралистически написан, что не оставляет читателя равнодушным, вызывает у него сочувствие к слабым, обиженным и неприятие жестокости конармейцев. Не случайно Бабель сказал: «Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца».

Учитель литературы: Именно летопись соединяет число и слово единым смыслом. Помните, как у Н. Гумилева « …все оттенки смысла умное число передает».

Учитель математики: Посмотрите на последствия Гражданской войны в цифрах:

8-13 млн. человек погибло от голода, холода, болезней, террора.

Из них 1 млн. бойцов Красной Армии.

Сколько погибло «белых», крестьян-повстанцев – никто не считал. Промышленное производство упало до 20% от уровня 1913 года.

Сельское хозяйство сократилось вдвое.

Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд. золотых рублей.

Учитель математики: Попробуйте с математической точки зрения проанализировать данные таблицы. Если вы решите логарифмическое уравнение, то вы более точно узнаете количество погибших от голода, холода, болезней, террора в годы Гражданской войны. Ответ дайте в млн. Работаем в тех же группах.

log2(x-5)+1=log2x

(Ответ: x=10млн.)

Проверьте и сравните полученный результат по группам.(Ответ: Ответ получился одинаковый.)
Скажите, почему на уроке литературы у вас были разные ответы, а при решении уравнения по группам-одинаковые? (Ответ:Математика -точная наука).

Учитель математики: Решите следующую задачу:

Число промышленных рабочих в Москве в 1917 году снизилось с 3,5млн. человек до 1,4млн.. человек.На сколько процентов снизилось число промышленных рабочих? (Ответ: на 60%)

Заключение.

Учитель литературы:Таким образом, подведем итог. Напишем маленькое сочинение-рассуждение, опираясь на аргументы из канвы урока. Предлагаем вам продолжить строку: Гражданская война принесла России….. (Ответ: голод, разруху, террор и, самое главное, разрушила вечные ценности, хранившиеся в человеческом сознании веками, непререкаемые заповеди-одна из которых: Не убий!)

Домашнее задание.

По литературе:

  • раздается опорный текст Л.Андреева «Я сидел в ванне с горячей водой». Сочинение-рассуждение по плану с аргументацией из прочитанного рассказа.

По математике:

  • карточки с задачами на тему Гражданской войны.