Двоичное кодирование числовой информации в компьютере. 8-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: Познакомить учащихся с представлением числовой информации в памяти компьютера.

Задачи  урока:

  • образовательные: научить представлять целые числа в памяти компьютера, используя знания пройденного материала по информатике и математике, научить решать примеры по представлению целых чисел и выполнению операций над ними, используя ячейку памяти 1 байт, заполнить схему с алгоритмами действий над целыми числами;
  • развивающие: развить познавательный интерес к предмету через сравнение выполнения операций над целыми числами человеком и компьютером;
  • воспитательные: воспитать у учащихся информационную культуру для знания принципов работы электронных устройств, положительное отношение к учению, организованность при решении поставленной задачи.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Решение задач.
  5. Подведение итогов. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1 этап – организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут …, и сегодня мы с вами будем работать вместе. (Положительный настрой)

2 этап – актуализация знаний

Продолжите, пожалуйста, фразы: (Слайд 1)

1. Основное устройство в кабинете информатики – это…

(Компьютер)

2. Для кодирования числовой информации в компьютере используется …

 (Двоичный код, двоичная система счисления)

Опираясь на понятия: двоичный код, числовая информация, компьютер, попробуйте сформулировать тему. (Слайд 2)

(Формулируют тему)

Тема урока: Двоичное кодирование числовой информации в памяти компьютера

Запишем тему в тетрадь.

Исходя из темы урока, скажите, чем мы будем заниматься? (Слайд 3)

(Кодировать числовую информацию)

Цель урока: Познакомиться с двоичным кодирование числовой информации в памяти компьютера.

Задачи урока: (Слайд 4)

  1. Познакомиться с форматами представления чисел в компьютере.
  2. Научиться представлять целые числа в памяти компьютера.
  3. Научиться выполнять сложение двоичных кодов целых чисел.
  4. Закрепить алгоритмы представления целых чисел в памяти компьютера.

3 этап – объяснение нового материала

По какому принципу можно разделить следующие числа на две группы: -15;   127,5;  89; -27,4; -120;  34,7? (Слайд 5)

(Целые, дробные)

В информатике это целые числа и вещественные числа. С представлением целых чисел в памяти компьютера мы сегодня и познакомимся. Для этого мы возьмём ячейку 1 байт.

У вас на партах есть схема. (Слайд 6) (Приложение 1) В течение урока мы будем её заполнять, для того, чтобы было удобно и понятно выполнять задания.

По какому принципу можно разделить целые числа на две группы: 18,  -32,  47,  -65,  -72,  89? (Слайд 7)

(Положительные и отрицательные)

Впишите это в схему. (Слайд 8)

А как происходит представление целых чисел со знаком в ячейке памяти 1 байт? А 1 байт это сколько бит? (8)

Обратите внимание на слайд (Слайд 9): левый крайний разряд ячейки отводится под знак, остальные 7 разрядов – под число.
А какое количество чисел можно представить с помощью 7 разрядов? (N = 27 = 128)

Тогда положительные числа 0..127 – 7 разрядов + 0 в знаковом разряде, обозначающий знак +.

А отрицательные числа -1..-128 – 7 разрядов + 1 в знаковом разряде, обозначающий -.

Запишем в схему числовые промежутки. (Слайд 10)

Посмотрите, пожалуйста, на пример. (Слайд 11)

Как представлено число 35 в ячейке памяти 1 байт? Что для этого надо сделать? (Перевести в 2 с/с и добавить незначащие нули до 8 разрядов.)

Запишем алгоритм представления целого положительного числа в памяти компьютера в схему. (Слайд 12)

А теперь выполните задание 1 самостоятельно. (Слайд 13)

(Вызвать учащегося к доске)

Разберём представление отрицательных целых чисел в памяти компьютера. (Слайд 14)

Посмотрите, пожалуйста, на пример. Как представлено число -35 в ячейке памяти 1 байт?

Для этого нужно последовательно получить прямой, обратный и дополнительный код.

Запишем алгоритм (Слайд 15) представления целого отрицательного числа в памяти компьютера в схему. (Слайд 16)

А теперь выполните задание 2 самостоятельно. (Слайд 17)

(Вызвать учащегося к доске)

Давайте сверим содержание схемы, которую вы получили и перейдём к выполнению действий. (Слайд 18)

4 этап – решение задач (закрепление)

Задание 3 (Слайд 19)

Найти сумму двоичных кодов и выполнить проверку в десятичной системе счисления. 2210+1710

(Вызвать к доске)

Задание 4 (Слайд 20)

Найти разность двоичных кодов и выполнить проверку в десятичной системе счисления. 2210-1710

(Вызвать к доске)

5 этап – подведение итогов, рефлексия (Слайд 21)

Вывод: Человек может складывать, вычитать, умножать, делить, возводить в степень, а компьютер – только складывать, используя дополнительный код, что увеличивает скорость работы компьютера. Причём так работает вся бытовая техника.

Рефлексия

Что узнали нового на уроке?

  1. Каким образом представляются положительные и отрицательные числа в памяти компьютера.
  2. Рассмотрели операцию сложения.)

На партах есть стикер. Нарисуйте на нём:

  • 11, если всё понятно
  • 01, если есть вопросы
  • 00, если затрудняетесь ответить.

6 этап – домашнее задание (Слайд 22)

П. 4.1.4, № 4.11. По желанию попробуйте вычислить -22-17, решить примеры с карточек заданий.

Если остаётся время, раздать карточки с заданиями. (Приложение 2)