Дополнительные образовательные программы комплексного объединения Студии "Искусница", кружка "Веселая радуга" и кружка "Кукольный мир" для детей 7–12 лет

Разделы: Технология, Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Дополнительное образование


В комплекте представлены дополнительные образовательные программы комплексного объединения Студии «Искусница», кружка «Весёлая радуга» и кружка «Кукольный мир», разработанные для детей в возрасте 7-12 лет.

1) Студия «Искусница» (авторы Широбакина Е.О. и Лихачёва Л.Е.) – интегрированный курс дизайнерского образования обучающихся. Такое образование позволяет формировать у обучающихся надёжную социально-психологическую ориентацию в современной предметной среде, что обеспечивает профессиональную подготовку в современном понимании.

К образованию для детей младшего школьного возраста, на которых нацелена данная программа, предъявляются особые требования. Дизайнерское образование включает в себя формирование круга знаний из области технической эстетики и сопутствующих им практических умений и навыков по обработке материалов или специальных знаний.

  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративное творчество» – Приложение 1.
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Дизайн» – Приложение 2.
  • Образовательная программа «Изобразительное искусство» – Приложение 3.

2) Образовательная программа кружка «Веселая радуга» (автор Широбакина Е.О.) имеет художественно-эстетическую направленность. Приложение 4

По целевому назначению программа является – развивающей, направлена на развитие творческого мышления детей, дает возможность юным талантам попробовать свои возможности в разных направлениях изобразительного искусства – рисунок, живопись, декоративная композиция.

3) Образовательная программа кружка «Кукольный мир» (автор Лихачёва Л.Е.) имеет художественно-эстетическую направленность. Приложение 5

По целевой направленности программа является социально-адаптивной – дает основные знания, умения, навыки по обработке текстильных материалов, изготовлению функциональных и декоративно-прикладных изделий, формирует ценностные ориентиры на основе богатой традициями народной культуры и творческой – развивает творческие способности ребенка, повышает мотивацию к занятиям декоративно-прикладным искусством, расширяет кругозор.

Образовательная программа cтудии декоративного творчества «Искусница»

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной свободной мыслящей возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет выполняет общеразвивающую и культурологическую функции.

Студия «Искусница» – интегрированный курс дизайнерского образования обучающихся. Такое образование позволяет формировать у обучающихся надёжную социально-психологическую ориентацию в современной предметной среде, что обеспечивает профессиональную подготовку в современном понимании.

К образованию для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), на которых нацелена данная программа, предъявляются особые требования. Дизайнерское образование включает в себя формирование круга знаний из области технической эстетики и сопутствующих им практических умений и навыков по обработке материалов или специальных знаний.

Декоративное творчество издавна используется во многих прогрессивных системах образования в качестве эффективного средства для развития интеллекта и психики учеников. Основанием для этого является уникальная психолого-педагогическая платформа практических уроков декоративного творчества – предметно-практическая деятельность. Хорошо известно, что она позволяет человеку «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. На базе предметно-практической деятельности наиболее эффективно развивается познавательная сфера ребёнка и формируются такие процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, память, мышление, речь и т.д.

Образовательная программа студии декоративного творчества «Искусница» разработана в соответствии ФОГОС, а именно: Глава 2. Система образования. Статья 12. Образовательные программы. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ. Глава 10. Дополнительное образование. Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых.

В свете современных требований к образованию практические умения и владение технологиями могут выступать в качестве средства обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Практические занятия по декоративному творчеству и дизайну являются прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребёнка. Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:

  • конструктивность;
  • целесообразность;
  • вариативность, гибкость;
  • чувство стиля и стилевой гармонии.

Помимо них, большое значение имеет общая мировоззренческая канва, т.е. понимание взаимосвязи природа – человек – предметная среда. Формирование обобщённого дизайнерского мышления в цельном виде и на соответствующем уровне может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности. При таком подходе, она также становится мощным стимулом экологического воспитания обучающихся, поскольку даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среде в природе.

Студия «Искусница» создана на основе опыта школы домашних ремёсел «Искусница». Мотивация творческой деятельности детей, стратегия дизайнерского образования, послужили материалом для создания методической системы задач и заданий, помогающих каждому ребенку развить в себе природный потенциал и талант.

Концепция студии декоративного творчества «Искусница»:

развитие личностных качеств обучающихся посредством занятий дизайн-проектированием.

Образовательный процесс в студии «Искусница» осуществляется в свободное от занятий в общеобразовательном учреждении время.

Разнообразие видов деятельности, технологий и техник исполнения учебно-творческих заданий, предлагаемое студией «Искусница», вызвано тем, что основной состав студийцев – это дети от 7 до 11 лет, которые хотят познавать, узнавать, экспериментировать и искать.

К числу ведущих потребностей детей и их родителей относятся:

  • Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.
  • Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объёма знаний.
  • Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.
  • Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.
  • Необходимость обладать элементарной грамотой «конструктивных искусств» (дизайн, архитектура), которые специфичны по своей природе и объединяют в себе образно-художественное и утилитарно-функциональное начала.

Учебный план студии декоративного творчества «Искусница»

Студия декоративного творчества

Нагрузка на 1 группу (часов в неделю)

Тематическая направленность курсов

Образовательный компонент

1 год обучения

2 год обучения

Срок реализации программы

Художественно-эстетическая

Изобразительное искусство

3

3

2

Дизайн

3

3

2

Декоративное творчество

3

3

2

Пояснительная записка к учебному плану Студии декоративного творчества «Искусница» 

Реализация индивидуальных образовательных потребностей учащихся в студии «Искусница» даёт возможность осуществить социально значимые цели развития личности ребенка.

Дети зачисляются в студию «Искусница» по интересам без предварительного отбора и экзамена. Учащиеся могут включаться в образовательный процесс на любом этапе обучения.

Студийная форма работы рассчитана на двухлетний период обучения. Занятия проводятся по курсам «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Декоративное творчество». Длительность каждого занятия – три академических часа по каждому курсу 1 раз в неделю. Всего: с группой 1-го года обучения – 9 часов в неделю, с группой 2-го года обучения – 9 часов в неделю.

Учебные группы объединяют по 15 обучающихся (1 год обучения) и 12 обучающихся (2 год обучения) разных возрастов. Это возможно благодаря тому, что в темы и задания программы заложена возможность индивидуального взаимодействия с каждым ребенком на доступном ему уровне. Свобода в выборе способа решения проблемы, средств выражения, особенности индивидуального темперамента и почерка каждого маленького творца выливаются в то, что на выполнение каждого задания требуется не строго отведенное время, а ровно столько, сколько нужно ребенку.

Цель студии декоративного творчества является эстетическое образование, включающее в себя воспитание художественно и конструктивно мыслящих людей, соединяющее декоративное творчество прикладных ремесел с изобразительным искусством, дающим новую базу предметно-практической деятельности, помогающую новому поколению трансформировать окружающую среду.

Задачи:

  • формирование у обучающихся дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из ее компонентов.
  • содержание образовательных курсов выстраивать в контексте взаимосвязи всех видов искусств;
  • воспитывать личность средствами искусства по законам красоты и природы, познающей мир и себя.
  • навыков самостоятельной художественной деятельности и восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
  • овладение умениями интегрировать и синтезировать полученную информацию для преобразования ее в оригинальный художественный образ.

По целевой направленности программы дополнительного образования детей по курсам «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Декоративное творчество» являются развивающими художественную одаренность, то есть раскрывают творческую индивидуальность ребенка, помогают построить ему целостную картину мировосприятия с помощью средств изобразительного и декоративного искусства; и прикладными, то есть обучение формирует знания, чувства и активные действия в форме собственной деятельности по применению и внесению в жизнь традиций и мотивов народного декоративного искусства.

Методические основы программы. В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность обучающихся; основные аспекты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность обучающихся на занятиях, безусловно, будет иметь место, но лишь в той мере и до тех пор, пока она не обеспечит овладение приёмами работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, но по мере их усвоения обучающийся должен получить возможность самостоятельного и обоснованного выбора материалов и способов действий.

Методической основой организации деятельности детей на занятии является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). Проектирование изделий с учётом их функционирования в определённой обстановке включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что, в свою очередь, обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание – основа проектирования, это не просто анализ готовой конструкции, но прежде всего установление определённых зависимостей между любой конструкцией и спецификой её функционирования. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней. При всей сложности описываемая деятельность может быть содержательно представлена так, что будет вполне по силам даже первоклассникам.

На первом году обучения на основе образовательных программ курсов «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Декоративное творчество» формируются базовые знания, приобретаются первичные сведения, из которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические и конструктивные навыки ребенка.

На втором году обучения по образовательным программам курсов «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Декоративное творчество» учащиеся овладевают языком различных видов искусств, что создаёт предпосылки для собственной творческой и проектной деятельности.

Основой образовательного процесса студии «Искусница» являются обучение проектной деятельности, образовательные технологии, реализуемые через курсы «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Декоративное творчество» в образовательных программах дополнительного образования детей.

Своеобразие образовательных программ, реализуемых в студии «Искусница», состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программ, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в творческих работах различной степени сложности.

Одной из педагогических задач студии «Искусница» является создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях искусства. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных этапов обучения.

Специфика образовательного процесса студии «Искусница» состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебно-творческих занятий и активном включении всего детского коллектива в практическую деятельность с показом достижений студийцев (проведения конкурсов, выставок, творческих вечеров, защита проекта).

В воспитательной работе обеспечивается тесная связь между педагогом, детьми и их родителями, соблюдаются основные педагогические принципы:

  • сотворчество обучающихся и педагога (модель отношений «мастер – ученик»);
  • воспитание личностных качеств ребенка в ходе постижения традиций и уклада изостудии;
  • возвышение духовных потребностей обучающихся с помощью дизайна, изобразительного и декоративного искусства;
  • самореализация личности средствами искусства;
  • возрождение национальных и культурных традиций в современном прочтении через личное творчество;
  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей.

Основой образовательного процесса студии «Искусница» являются образовательные технологии, реализуемые через курсы «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Декоративного творчества» в образовательных программах.

  • личностно-ориентированная технология заключается в ориентации на свойства личности ребенка, её формирование, развитие в соответствии с природными способностями;
  • педагогика сотрудничества – совместная развивающая деятельность мастера-педагога и учащихся, скреплена взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности. Два субъекта одного процесса действуют вместе, являются сотоварищами и партнёрами, составляют союз более опытного и менее опытного.
  • проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций педагогом и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных и творческих способностей.
  • технология индивидуализации обучения – индивидуальный подход является приоритетным. В условиях студии декоративного творчества дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность в полноценной организации свободного времени. Если ребёнок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.
  • проектная технология. Обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Предполагается проживание участником проекта конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

Структура и содержание программы. Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от первого года обучения ко второму и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Продвижение обучающихся происходит последовательно от одного раздела к другому. Освоение разделов программы, в силу их глубины и разносторонности, строится по концентрическому принципу, и обучающиеся с разной степенью проникновения касаются их на разных ступенях единого курса.

Графически структуру программы можно отразить следующим образом.

Год обучения

Компоненты обучения

Социально-историческое и нравственно-эстетическое содержание предметов студии

I

Умелые руки: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие форм и цвета в окружающей действительности; радость познания и созидания («учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными»).

В природе, в жизни и в мастерской: основные идеи взаимосвязи человека, вещи, природы и пути их познания. 4 основы декоративно-художественного отражения мира («учусь наблюдать, размышлять и действовать»).

II

Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей): природа как источник инженерных и художественных идей; основные принципы дизайна («осваиваю основные правила создания красивой вещи и мира вещей»).

Секреты Мастеров: мир вещей как источник историко-культурной информации; традиции и их роль в жизни и искусстве; традиционные ремёсла и приёмы работы как возможность приобщения к человеческой культуре («постигаю мастерство как способ выражения духовной культуры»).

Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отражённый в материальной культуре.

Методика организации образовательного процесса студии «Искусница» включает в себя:

  • по курсу «Изобразительное искусство»

Изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решать, используя знания по основам цветоведения, рисунка, живописи, композиции. Деловая имитационная игра на обобщающих или вводных занятиях используется для более легкого усвоения или закрепления материала.

  • по курсу «Дизайн»

При работе над содержанием творческих композиций материал представляется в форме конфликтно-проблемных вопросов; обучающиеся находят оптимальное решение, способное обогатить каждого участника проекта знаниями, навыками, опытом деятельности и общения. Разработка проектов.

  • по курсу «Декоративное творчество»

Ознакомление с различными видами декоративного творчества (традиционными и современными); создание индивидуальных и коллективных творческих работ; организация занятий в комбинированной форме, «мастер-класс», «творческая мастерская», разработка проекта.

Занятия в студии «Искусница» включают следующие организационные формы:

  • для расширения кругозора, раскрытия содержательной стороны:
    • разработка проекта;
    • просмотр наглядных пособий;
    • знакомство с литературой;
    • прослушивание поэзии и музыки; просмотр фото и видеоматериалов;
    • творческие встречи;
    • посещение музеев;
    • участие в творческих мероприятиях для детей (выставки, конкурсы, фестивали и пр.).
  • для самостоятельного освоения новых знаний и выполнения творческих заданий:
    • практикум;
    • творческая лаборатория;
    • комплексные, интегрированные занятия;
    • проект.
  • для развития образного и аналитического мышления используются:
    • лекции;
    • эксперимент;
    • выставки и конкурсы.

По характеру познавательной деятельности в дополнительном образовательном процессе студии декоративного творчества «Искусница» используются следующие методы обучения:объяснительно-иллюстративный (фото-, видеоматериалы, иллюстрации, картины, образцы творческих работ, наглядные предметы искусства и быта);

  • репродуктивный (пробное выполнение заданий, способствующее формированию навыка, работа по образцу);
  • метод наблюдения (анализ, классификация, выделение главного, логические заключения по тематическим заданиям);
  • метод исследования (ознакомление с культурным наследием России, историей изобразительного искусства и декоративного творчества;
  • проектирование (целенаправленная последовательная разработка творческой идеи до получения конечного результата);
  • метод показа способов изображения и способов действия;
  • метод проблемного обучения (постановка дидактических задач в процессе обучения).

Для реализации программ дополнительного образования детей студии «Искусница» создан учебно-методический комплекс.

Учебное оборудование включает в себя: мольберты, стулья, табуреты, столы ученические, столы для натурных постановок, натурного фонда, доска.

Библиотека систематизирована следующим образом: литература по профилю (альбомы по искусству, книги по декоративно-прикладному искусству, дизайну, учебная литература по живописи, рисунку, композиции, литература по техникам и технологиям изобразительного искусства и декоративного творчества); периодические издания (журнал «Юный художник», «Художественная галерея», «Ручная работа» и др.); методическая литература (книги по возрастной психологии, книги по методике преподавания изобразительного искусства, дизайна, декоративного творчества).

Фонд учебно-наглядных пособий включает: репродукции картин, схемы по декоративной композиции, таблицы, макеты, тематические папки, натурный фонд, фонд творческих работ обучающихся и педагогов.

Материалы и инструменты для занятий изобразительным искусством (акварель, гуашь, карандаши, кисти) и для занятий дизайном и декоративно-прикладным творчеством (бумага, картон, бросовый и природный материал, различные текстильные материалы, фурнитура, и инструменты для работы с ними).

Материально-техническая база: кабинет, оснащенный необходимым оборудованием для занятий изобразительным искусством, дизайном, декоративным творчеством. 

Литература:

  1. Вершиловский С.Г. Дополнительное образование детей. – М. , Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
  2. Закон об образовании Российской Федерации.
  3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., РПД, 1997.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
  5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М. – П П, 2000.