Внеклассное мероприятие "Михаил Ломоносов - великий сын России"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 10, 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели:

  • Образовательная: дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
  • Развивающая: вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации; мобилизовать творческие способности учащихся;
  • Воспитательная: на примере гениальной и талантливой личности М.В. Ломоносова и его вклада в становление русской науки и государства показать необходимость учения, самосовершенствования, культа образования как неотъемлемой части понятия “гражданственность”.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

Оформление мероприятия:

  • портрет М.В. Ломоносова;
  • высказывания, написанные на доске и на отдельных плакатах:

... может собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
М.В. Ломоносов

Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии.
М.В. Ломоносов

Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник.
А.С. Пушкин

Ломоносов был великий человек. Между тем он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом
А.С. Пушкин

“На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”.
В.Г. Белинский

Предварительная подготовка: из учащихся 8-9 классов организуются команды (5-6 участников), которым дается задание познакомиться с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова. Дается список литературы и интернет-ресурсов.

Вступительное слово учителя:

Богата  славными именами земля русская... Много славных имен оставил наш народ  мировой науке. С глубоким уважением произносятся они всем прогрессивным человечеством. Золотыми буквами в историю  науки вписано имя М.В.Ломоносова. Образ его вызывает у нас  чувство особой гордости и   восхищения, прежде всего по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний, поэтому в истории великих людей он представляет особое, исключительное явление.

19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова, первого русского академика Петербургской АН, почётного члена Стокгольмской и Болонской академий наук, основателя Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова. Учитывая выдающийся вклад великого русского ученого М.В. Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки, Указом президента Российской Федерации В.В. Путина от 20 сентября 2006 года N 1022 “О ПРАЗДНОВАНИИ 300-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА” – 2011 год объявлен годом Ломоносова в России. Наше мероприятие мы посвящаем этому великому человеку.

1-й ведущий:

“На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”.
В.Г. Белинский

2-й ведущий: Гений - достояние не только отдельной нации, но и всего человечества. Имя великого Ломоносова знает каждый. Пушкин сказал о нем замечательно: "Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом"

1-й ведущий: И характеристику личности Ломоносова тоже дал именно Александр Сергеевич Пушкин: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

2-й ведущий: Это очень яркие слова, и что ещё важно - сам учёный признавал то, что "ни высочайшие щедроты", ни "бедность крайняя" - ничто "от любления и усердия к наукам его отвратить не может".

И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим
Во имя правды и науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему...
Ф.И. Тютчев. Ломоносов

1-й ведущий: Крестьянский сын Ломоносов стал знаменитым ученым, намного опередившим западную науку, и посвятил всю свою жизнь непримиримой борьбе со всем реакционным и отсталым, что задерживало развитие передовой науки и культуры.

Деятельность Ломоносова составила целую эпоху.

С его именем связаны:

  • Атомистическая теория,
  • Физическая и химическая наука,
  • Химическая технология и приборостроение,
  • Техника горного дела,
  • Стекольное и керамическое дело,
  • Оптика и астрология,
  • Геология и минералогия,
  • География и исследования Севера,
  • Учение о русском языке,
  • История и экономика.

С необыкновенной силой и увлечением он охватил все области знания, все отрасли просвещения, открыв новые пути для их развития в нашей стране.

2-й ведущий:

Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучал и цвет.
Он создал Университет.
Своей, рискуя головой,
Разряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И как сказал о нем поэт:
“Он сам был – университет!”

1-й ведущий:

Труды М.В. Ломоносова по физике и астрономии

  • Разработка атомистической теории строения вещества,
  • Разработка учения о теплоте,
  • Исследование природы электрических явлений,
  • Учение о свете и цвете,
  • Исследование комет,
  • Астрономическое открытие атмосферы Венеры.

2-й ведущий:

Основные работы М.В. Ломоносова по химии-

  • Ломоносов первым в истории дал достаточное, полное и верное определение химии как науки,
  • Он вводит понятие неделимого элемента – в современном понимании “атома”,
  • Корпускулы, состоящие из элементов, – это “молекулы”.

В химической лаборатории Ломоносов провёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол (прозрачных и “глухих” — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.

  • Расширение ассортимента исходных материалов,
  • Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей — посредством химической обработки природных и искусственных соединений,
  • Изучение действия красителей на стекло.

1-й ведущий:

Знаменитые мозаики М.В. Ломоносова

  • Мозаика Полтавская битва. Академия наук в Санкт-Петербурге,
  • Мозаичный портрет Петра I. Эрмитаж.

2-й ведущий:

Отражение научной деятельности М.В. Ломоносова в его стихах

Ломоносов занимался изучением труднейших проблем физики. В созданной им теории дано объяснение многих физических явлений. Ломоносов показал природу твердых тел, теплоты и холода, разработал теорию изменения агрегатного состояния вещества и упругости газов. Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый: "великое северное сияние", "пользу стекла", "превосходство новоизобретенной артиллерии пред старою" и т.п.

М.В.Ломоносов глубоко любил свою Родину, глубоко верил в таланты и творчество народов нашей страны. Чувством высокого патриотизма была проникнута его деятельность и как поэта, и как ученого, и как государственного деятеля.

“Честь Российского народа, - писал Ломоносов, - требует, чтоб показать способность и остроту его в науках, и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости, но и в других высших делах, но и в рассуждении высоких знаний”.

Ломоносов призывает:

Встань и иди, встань и иди, Россия!
Отряхни свои сомненья и страхи!
И радости, и надежды исполнена,
Красуйся, ликуй, возвышайся!

Конкурс-викторина

1-й ведущий объясняет этапы и условия конкурса. Команды по очереди выбирают номинацию для выбора вопроса. Отвечают на выбранный вопрос. На обдумывание каждого ответа даётся по 30 сек. За верный ответ – 10,20,30,40,50 баллов, в зависимости от стоимости ответа. За дополнение – 50% от стоимости балла. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ломоносов - гражданин 10 20 30 40 50
Учеба и наука 10 20 30 40 50
Литературное творчество 10 20 30 40 50
Ломоносов - физик 10 20 30 40 50
Ломоносов - химик 10 20 30 40 50
Ломоносов - художник 10 20 30 40 50

I. Ломоносов-гражданин:

1. Назовите полностью имя, отчество родителей Ломоносова, девичью фамилию матери (Ответ: Василий Дорофеевич, Елена Ивановна Сивкова).

2.Первоначальное название города Ломоносова Ленинградской области. (Ответ: Ораниенбаум)

3.Духовное звание некоторых преподавателей Ломоносова. (Монах)

4. Имя, которое использовал Ломоносов, подписывая письма и работы. (Ответ: Михайло)

5. Кто сказал о Ломоносове:

Скоро сам узнаешь в школе,
как архангельский мужик
по своей и божьей воле
стал разумен и велик. (Ответ: Н.А. Некрасов. Стихотворение "Школьник")

II. Учеба и наука:

1. Назовите учебные заведения, в которых учился Ломоносов. Где они находились? (Ответ: Славяно-греко-латинская академия в Москве, Киево-Могилянская академия в Киеве, петербургская академия наук, университет в городе Марбурге, в Германии, лаборатория Генкеля во Фрайберге).

2. "...о происхождении света". (Начало названия научного труда Ломоносова) ( Ответ: Слово)

3. Ломоносов писал: "Российское могущество прирастать будет ... и Северным океаном". Какое слово пропущено?(Ответ: Сибирью)

4."Он... сам был первым нашим университетом" (Ответ: А.С. Пушкин)

5. Кто сказал о Ломоносове?

Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему... (Ответ: Ф.И. Тютчев)

III. Литературное творчество:

1. Какие произведения, кроме научных, прославили Ломоносова? (Ответ: Стихи)

2. Автор трагедии "Тамира и Селим" (Ответ: Ломоносов)

3.Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни, ему посвящены его стихи, неоконченная поэма, картины. Кто он?(Ответ: Петр 1).

4. Из какого произведения Ломоносова знаменитые строки: "...может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать?"(Ответ: "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года")

5. Творчество М.В.Ломоносова относится к ... (Ответ: классицизму. Основное свойство – обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.)

IV.Ломоносов - физик:

1. В 1742 году Ломоносов был зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (стажёром). По какой науке? (Ответ: по физике).

2. Как назывался знаменитый прибор для ночного видения, изобретённый Ломоносовым? (Ответ: Ночезрительная труба)

3. Одна из наук, в которой Ломоносов сделал несколько открытий. (Физика)

4. Назовите фамилию учёного, который вместе с Ломоносовым проводил опыты по электричеству во время грозы и погиб от сильного удара молнии?

(Ответ: Рихман)

5. Назовите явление, которое описывает ломоносов в этих строках:

С полночных стран встаёт заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
(Ответ: северное сиянье)

V. Ломоносов - химик:

1.В 1745 году Ломоносов получил звание профессора Петербургской академии наук какой науки? (Ответ: Химии)

2. Как называется цветное непрозрачное стекло, производимое Ломоносовым? (Ответ: смальта)

3.Название какой науки впервые ввёл Ломоносов?(Ответ: физическая химия)

4. В каком году была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. (Ответ: в 1748 г.)

5. Продолжите название “Диссертация о действии ......(Ответ: химических растворителей на растворяемые тела”

VI.Ломоносов - художник:

1. Разновидность живописи, использованная Ломоносовым. (Ответ: Мозаика)

2. Как называется самая знаменитая картина, созданная Ломоносовым? В чём её особенность? (Ответ: "Полтавская баталия". Сделана из стеклянной мозаики).

3. Как называлась первая мозаичная картина Ломоносова?

(Ответ:"Мадонна". сделана с картины римского живописца Солимены).

4. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, керамической плитки, смальт, наносимых на какую-либо поверхность.(Ответ: Живопись. )

5. В каких учреждениях культуры хранятся работы Ломоносова?  (Ответ: Картины Ломоносова хранятся в художественных музеях, например, в Эрмитаже и Русском музее в С-Пб, в Третьяковской галерее в Москве.)

Подведение общих итогов.

Награждение победителей конкурса, активных участников.

2-й ведущий:

Профессор В.И.Левашов сказал:

“Образ Михаила Васильевича вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения прежде всего потому, что по многогранности своего таланта он превосходит Леонардо-да-Винчи, по мужеству ученого не уступает Николаю Копернику и вскрыл законы сложнейших законов природы глубже, чем Исаак Ньютон. Поэтому в истории великих людей он представляет собой исключительное явление”.

Звучит музыка.

Используемая литература и источники информации.

  1. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1987.
  2. Михаил Васильевич Ломносов,1711-1765,ЛЕНИЗДАТ,1952 г.

Интернет.

  1. http://www.narfu.ru/lomonosov/
  2. http://iling.spb.ru/lomonosov/Biography.htm
  3. http://www.nsportal.ru/shkola/khimiya/library/vecher-posvyashchennyy-dnyu-rozhdeniya-mvlomonosova
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%
    BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%
    85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%
    B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
  5. http://kollegi.kz/publ/21-1-0-472
  6. http://www.openclass.ru/news/169892
  7. https://my.1sept.ru/festival/9/