Рейтинг@Mail.ru

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них

Разделы: Русский язык, Мастер-класс


Цель урока: развитие навыка постановки знаков препинания между однородными членами, соединёнными сочинительными союзами.

Задачи урока:

  1. Развивать интерес к русскому языку на примере высокого образца художественного произведения – повести Н.В. Гоголя «Шинель»; учить поисковой работе с текстом;  
  2. Научиться правильно ставить знаки препинания между однородными членами, соединёнными союзами, повторить группы сочинительных союзов по значению (соединительные, противительные, разделительные), по составу (простые, повторяющиеся, двойные);
  3. Воспитывать личностные качества: умение работать в паре, группе.

Подготовка учащихся к уроку: составление карточки «Предложения с однородными членами» (на материале повести «Шинель»), чтение повести «Шинель».

Оборудование: учебник, портрет Гоголя Н.В., наглядность для «Конструктора», карточки с предложениями, тексты.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Технология: проблемное обучение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: мотивация обучающихся к учебной деятельности

У нас сегодня необычный гость. На протяжении всего урока он будет в центре внимания. Но кто же он? А давайте определим сами.
На доске записаны предложения, которые содержат информацию о его жизни и творчестве. Зачитывает текст, просит проанализировать высказывание, найти однородные члена: «…с детства испытывал глубокий интерес к истории, театру. Он хорошо знал не только русскую, украинскую, но и всемирную литературу. Автор сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести»
- Кто же он? (Н.В.Гоголь)
- Да, действительно, кредо самого автора было «угадать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого…»
- Какие произведения Гоголя вы прочитали?
- Обратите внимание на эти предложения. Чем они осложнены? Что можно сделать с этими предложениями? Сформулируйте задание:
1. списать, расставить знаки препинания.
- Какими должны владеть знаниями, чтобы верно расставить знаки препинания?( при однородных членах предложения)
2. Подчеркнуть однородные члены предложения, построить к ним схемы.
Проверка: один ученик у доски.

Вспоминают биографию Гоголя, называют название раздела «Однородные члены предложения»
Определяют  и подчёркивают однородные члены, обосновывают постановку знаков, дают характеристику данного предложения.

Сообщение темы урока

- Ребята, как вы считаете, какова тема нашего урока

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Проверка домашнего задания

- какие члены предложения называются однородными?
- как они могут соединяться в предложении?
- приведите примеры интонационной связи из домашнего упражнения.
- приведите примеры сочинительной связи из домашнего упражнения.

Зачитывают предложения

Актуализация знаний

Конструктор

Задание: выберите нужное, распределите союзы по группам:

  • изъяснительные, дополнительные, соединительные,
  • обстоятельственные,
  • противительные,
  • определительные,
  • разделительные

Распределяют по группам союзы у доски

 

«Проверь себя!»

Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, выделить союз, определить группу по значению, подчеркнуть однородные члены.

1 ряд - с соединительными союзами

2 ряд - с противительными

3 ряд - с разделительными.

Выборочное письмо.
1.Вицмундир у него был не зелёный а рыжевато-мучного цвета.
2.Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью или предлогами или наречиями.
3.Он садился тот же час за стол хлебал наскоро щи да ел кусок говядины с луком.
4. Ты посмотри однако заплаточку положи.
5. Люди портного называли то просто Григорием то уважительно Петровичем.
6. Солнце светило ласково да нежно да согревало своим теплом город.

Физминутка

Под музыку выполняем движения.

 

 

Проверка у доски схем.

1 ряд-
2 ряд-
3 ряд-

Создание проблемной ситуации

Цель: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений в решении проблемы
Изучение нового материала

- почему в этих предложениях не нужны знаки препинания?

«Прими к сведению»

  1. Запятая никогда не разделяет фразеологические обороты с повторяющимися союзами и-и, ни-ни.
  2. Запятая никогда не разделяет рядом стоящие глаголы, они образуют единое смысловое целое, являются сказуемым
  3. Запятая никогда не разделяет глаголы в одинаковой форме (движение +цель)

Запись в тетради.
Ученик у доски со своими примерами
И холод и голод, и смех и горе, ни свет ни заря.

Мать ждёт не дождётся сына домой.

Зайду проведаю. Пойдём поиграть.

Углубление причинно-следственных связей и раскрытие новых сторон изучаемого

Цель: закрепление, применение знаний в новой учебной ситуации

3 задание - «Найди запятую» (работа в парах)

Задание: на распечатанных листочках исправляют ошибки, расставляют знаки препинания.

Самопроверка, в тетрадь записывают те предложения, в которых были допущены ошибки.

Проверка по распечатанному образцу.
1.Петрович... (а,о)хотно пош..л посмотреть на ш..нель.2. Матушка ещ.. л..жала на кроват.. ни жива ни м..ртва. И день и ночь (не) шли думы из г..ловы.3. Стало сильно проп..кать как в спину так и в плеч.. 4.Башмачкин сел переписывать бумаги.

 

4 задание - «Стилистическая правка»

Задание: исправьте ошибки в сочетаниях однородных членов

- Какой можно сделать вывод?

Как правильно употреблять однородные предложения в речи?

  1. Должен быть один и тот же член предложения.
  2. Должен быть единый смысловой ряд.

1. Акакию Акакиевичу требуется новая шинель и смелость. (шляпа). Слова разного смыслового ряда
2. Переписчику нужны канцелярские принадлежности и ручка. (бумага и ручка) Общее значение
3. Он пил чай с лимоном и удовольствием. Разные члены предложения

Обобщение

Наш урок подошёл к концу.
- По какой теме мы работали? Какие знания вы сегодня приобрели?
- Мы сегодня весь урок работали над предложениями Н.В.Гоголя. Что вы можете сказать о синтаксической конструкции его предложений? Для чего автор использует такое количество однородных членов в предложениях?

 

Рефлесия

Цель: формирование навыка самооценки, самоанализа

 - Оцените уровень усвоения темы. (поставьте баллы от 1 до 5)
1 - не понял
5 - тема ясна

Рефлексируют, выполняют итоговое задание

Домашнее задание

П. 43, упр 259 или составьте рассказ об увлечениях Н.В.Гоголя, используя однородные члены предложения.

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания

Приложение

1.«Проверь себя!»

Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, выделить союз, определить группу по значению, подчеркнуть однородные члены.

1 ряд - с соединительными союзами

2 ряд - с противительными союзами

3 ряд - с разделительными союзами

1 .Вицмундир у него был не зелёный а рыжевато-мучного цвета.

2. Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью или предлогами или наречиями.

3. Он садился тот же час за стол хлебал наскоро щи да ел кусок говядины с луком.

4. Ты посмотри однако заплаточку положи.

5. Люди портного называли то просто Григорием то уважительно Петровичем.

6. Солнце светило ласково да нежно да согревало своим теплом город.

2. «Стилистическая правка»

1. Акакию Акакиевичу требуется новая шинель и смелость.

2. Переписчику нужны канцелярские принадлежности и ручка.

3. Он пил чай с лимоном и удовольствием.

«Найди запятую»

Задание: на распечатанных листочках расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть однородные члены, построить схемы.

1. Петрович... (а,о)хотно пош..л посмотреть на ш..нель.

2. Матушка ещ.. л..жала на кроват.. ни жива ни м..ртва.

3. И день и ночь (не) шли думы из г..ловы.

4. Стало сильно проп..кать как в спину так и в плеч..

5. Башмач..кин сел переписывать бумаги.

Приложение 1.