Методическая разработка "Пешеходная экскурсия «Замоскворечье»"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение

Классы: 6, 7, 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


МАРШРУТ: церковь черниговских чудотворцев - церковь Иоанна Предтечи, что над Бором - доходный дом № 4 - особняк семьи Ржевских  (городская усадьба XVIII—XIX веков с палатами XVII века, д.9/13) - ул. Большая Ордынка - Кадашевский переулок: церковь Воскресения в Кадашах (2-й Кадашевский пер. д. 7/2) - Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (ул. Б.Ордынка), Большой Толмачевский переулок: церковь Николы в Толмачах – Государственная Третьяковская галерея - дом горнозаводчика Демидова - ул. Большая Ордынка: Марфо-Мариинская обитель.

Маршрут нашего путешествия проляжет по старинному району Москвы – Замоскворечью. Замоскворечье – это южная часть Москвы.< /p>

Планировка района сложилась ещё в древности, застройки же менялись на протяжение столетий. Это - музей под открытым небом, заповедная зона Москвы, охраняемая государством.

Начнем мы знакомство с Замоскворечьем с Черниговского переулка. Московские реставраторы возвращают строениям, которые мы видим, былую красоту.

В начале переулка расположены две старинные церкви.

Одна из них – церковь черниговских чудотворцев. По ней переулок и получил название. А посвящена она двум мученикам - черниговскому князю Михаилу и его боярину Фёдору.

Жили они тогда, когда над Русью тяготело татаро-монгольское иго. Русские княжества платили тяжелую дань Золотой Орде, а сами князья должны были ездить к татарским ханам в Орду, кланяться им и просить у них грамоты на княжение. Однажды татарский хан Батый приказал явиться в Орду черниговскому князю Михаилу. С тяжелым сердцем стал собираться русский  князь в опасную дорогу. Вместе с ним отправился и верный его боярин Фёдор. Приехали черниговские гости к татарам, а прежде чем войти в Батыев шатер, они должны были пройти между костров, попить кумыса и поклониться татарским идолам, то есть совершить татарский обряд.

У русских людей уже была христианская вера, а татары были язычниками. Как узнал Михаил, что ему надо поклониться татарским богам, наотрез отказался. Не захотел князь отступать от православной веры.

Услыхал об этом Батый, разгневался и велел сказать князю, что если он не послушается, то будет убит.

Но Михаил твердо ответил: «Пусть будет так!» И боярин Фёдор заявил, что погибнет вместе с князем.

Тогда бросились на них татары, стали жестоко бить и терзать. Оба были убиты, скорее всего, Фёдор был убит варварским способом: его завернули в ковер и перебили палками позвоночник. Наконец, им отрубили головы, а тела бросили на съедение собакам.
За эту мученическую смерть Михаил и Фёдор причислены к лику святых. Их имена стали символом свободолюбия, национальной гордости.
Церковь была здесь поставлена в 17 веке ордынцами. Так называли людей, выкупленных из Орды  и вернувшихся на Родину.
Купол церкви Черниговских чудотворцев сделан из осинового лемеха. Осина - самое подходящее дерево. Осиновая древесина хорошо выдерживает дождь и снег, а с годами ещё и приобретает красивый серебристый оттенок.

Напротив стоит ещё одна церковь Усекновения головы Иоанна Предтечи, что над Бором. Название свидетельствует о древнем  происхождении храма. Первая деревянная церковь была поставлена здесь в ту пору, когда Москва только «зачиналась»,  и на Кремлевском холме ещё рос сосновый бор, с XII века. Участок, где находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, известен с XIV века – там находился Ивановский монастырь, перенесенный при великом князе Василии III на нынешнюю Ивановскую горку.
Церковь была перестроена в камне в 1461 году. Обрушилась при пожаре в 1493 году, отстроена заново Алевизом Новым в 1508 году. Нынешняя колокольня возведена в 1753 году, сама же церковь построена почти на 80 лет раньше.

А теперь повернитесь к дому № 4. Такие дома москвичи строили 100 лет назад. Это - бывший доходный дом И.Ф. Нейштадта, выполненный в неоклассическом стиле архитектором К.А. Дулиным в 1913–1916 годах. Хозяин был известным купцом, потомком переселенцев из Познани. Он занимался пошивом одежды и создал товарищество «Дом И.Ф. Нейштадт и Ко» в посёлке Белоомут Луховицкого района Московской области. Парадный фасад дома украшен так, будто выходит он не в двухсотметровый переулок, а на Тверскую улицу. Фасад дома богато украшен колоннами, скульптурами, вазами, гирляндами.

Дом № 9/13 – Самое эффектное здание в Черниговском переулке- двухэтажный дом на высоком подклете. Средняя часть его значительно выдается вперед, к красной линии переулка, а декор - белые барочные наличники на красном фоне - смотрится необычайно нарядно. Пространственная структура четко указывает - это был главный дом солидной усадьбы - обновленный нарядный дворец с лепными барельефами и стройными дорическими портиками. До революции здесь была известная гимназия Косицына, а когда-то городская усадьба конца 18 - начала 19 века. В состав усадьбы входили и соседние палаты, возведенные в 17 веке. Первым известным нам хозяином участка стал офицер Преображенского полка, капитан В.Т. Ржевский. Именно он в 1710 году выстроил палаты, лежащие в основе главного корпуса здания. Как выглядел тогда дом, можно понять, взглянув на дворовый фасад, где раскрыты декоративные детали XVIII столетия.

Позже здесь жили разные купцы. При каждом таком доме раньше обязательно были сад, огород, всевозможные хозяйственные постройки. А если хозяева были особенно богаты, то устраивали ещё пруды, фонтаны, беседки в парке и разные затеи.

В любом богатом московском хозяйстве были лошади, коровы, куры и прочая домашняя живность.

В середине – второй половине 19 века здесь разместилась частная мужская гимназия педагога-энтузиаста В.Д. Косицына, преподавателя математики и глубоко верующего человека.

Теперь дом занимает Международный Фонд славянской письменности и культуры.

По Черниговскому переулку выйдем на Большую Ордынку. Она начинается за Малым Москворецким мостом. Когда-то здесь проходила дорога в Золотую Орду, отсюда и название улицы.

В начале Большой Ордынки, справа, вдоль Кадашевской набережной, вьются переулки древней Кадашевской слободы. Она была основана в 15 веке. Здесь жили бондари, изготовлявшие кадки для великокняжеского двора. Позднее, слобода «сменила профессию»: в середине 16 века её заселили государевы ткачи - хамовники, поставлявшие государеву двору холст и полотно. На средства жителей слободы в 17 веке было построено мастером Турчаниновым выдающееся произведение русской архитектуры – церковь Воскресения в Кадашах (2-й Кадашевский пер. д. 7/2).

Высокое здание на подклете с нарядной галереей господствует над окружающей местностью. Краснокирпичные стены украшены белокаменными наличниками окон, порталами и колоколами. Вместо традиционных кокошников, установлены два яруса декоративных гребней, которым нет равным в русском зодчестве. Тонкая каменная резьба одевает не только стены, но и главы церкви. Стройностью и красотой отделки отличается также колокольня. Церковь построена в стиле московского барокко.

Дело в том, что в каждой ремесленной слободе строили свой особый слободской храм. А слобод таких в Замоскворечье было много: Кадашевская, Кузнечная, Овчинная, Монетная, Казачья, стрелецкие слободы полковников Пыжова и Вишнякова и другие. До сих пор об этом напоминают названия переулков.

А ещё многие церкви строили на деньги богатых купцов, которые считали строительство храмов богоугодным делом. Чем богаче был купец, тем торжественнее и наряднее была церковь.

Есть такой храм и на Ордынке. Это - церковь Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости - одно из совершеннейших произведений московского классицизма. Названа церковь в честь особо почитавшейся иконы, которая по поверию, приносит радость и утешение всем скорбящим. Её трапезную и колокольню в 1780-е годы по заказу купца Долгова возвел Баженов, пристроив их к храму 17 века. Позже внес свою лепту и архитектор Бове (1828-1833). Оба архитектора прославились строительством великолепных дворцов и особняков.

А теперь свернем в Большой Толмачевский переулок. Здесь сохранилась церковь Николы в Толмачах (толмач - переводчик).
...В 1697 году на месте деревянного был возведён храм каменный на средства прихожанина церкви Воскресения в Кадашах, богатого гостя Лонгина Добрынина. Главный престол храма был освящён в честь праздника Сошествия Святого Духа, а Никольский — перенесён в трапезную. В 1997 году, к 300-летнему юбилею, храм был полностью восстановлен. Заново была возведена колокольня, воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, восстановлены фрески.

Храм считается первым в России домовым храмом-музеем, является неотъемлемой частью знаменитой Третьяковской галереи, хранителем заступницы Руси — чудотворной Владимирской иконы Богоматери.

Рядом находится здание Государственной Третьяковской галереи – всемирно известный центральный музей русского изобразительного искусства.

Свое название «Третьяковская» галерея получила по имени основателя - П.М.Третьякова. Её здание с резными карнизами, фигурными кровлями в виде кокошников, колонками и «дыньками» наличников построено в начале 20 века по рисункам художника Васнецова в древнерусском стиле.

Павел Михайлович Третьяков начал создавать свою коллекцию в 1856 году, а в 1892 году подарил ее Москве, чтобы «содействовать процветанию искусства в России». К моменту передачи галереи городу, она имела 2 тысячи произведений, а в 1918 году - свыше 4 тысяч. Сейчас здесь собрано более 50 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры.

Здесь было построено несколько новых корпусов, также галерее передаются соседние старинные особняки и церковь Николы в Толмачах, в которой разместились произведения древнерусского искусства. В результате количество залов увеличилось с 44 до 150.

Покидая Большой Толмачевский переулок, давайте полюбуемся великолепной чугунной решеткой у бывшего дома богатого горнозаводчика Демидова (дом № 3) - эта решетка была отлита более 200 лет назад на одном из заводов хозяина. В Москве она - одна из самых красивых.

Дом построен в конце 18-начале 19 века. Главный дом восстановлен после пожара 1812 года, фасад его украшен портиком коринфского ордена и барельефами. Дом был построен в 1780 году.

Возвращаемся на Большую Ордынку.

Нельзя не залюбоваться комплексом древнерусских строений (№ 34) на правой стороне Ордынки с колоритной церковью, домом на берегу небольшого прудика, с красивой оградой с узорными воротами. Это - ансамбль Марфо-Мариинской общины, построенный в 1908-1912 годах, по проекту Щусева.

Эта обитель открылась 10 февраля (по старому стилю) 1909 года. Основательницей обители была великая княгиня Елизавета Фёдоровна, вдова убитого Иваном Каляевым московского генерал-губернатора Сергея Романова, родная сестра последней русской императрицы. Обитель открылась через 7 лет после гибели мужа. В ней было 6 сестер. Через два года - 97. На территории обители была открыта больница на 22 кровати. Бедным людям лекарства выдавались бесплатно. Была также воскресная школа и библиотека в 2 тысячи томов.
Сестер знала вся Москва. Они ходили по домам городских окраин, дежурили на Хитровом рынке, ухаживая за больными.

Настоятельнице храма не удалось обрести вечный покой в храме. Весной 1918 года Елизавета Фёдоровна была арестована и сослана в Пермь, а в ночь на 18 июня вместе с другими членами царской семьи сброшена в старую шахту под Алапаевском.

Москва-река для жителей Замоскворечья - особый мир. Весной и летом она отделяла эту местность от основной части города. Каждую весну, забыв о делах, жители Замоскворечья ходили смотреть, как идет лед на реке, как крушатся и ломаются льдины. Зимой, когда река замерзала, по ней проходил санный путь, располагался на льду торг и, неподалеку от него, прямо на замерзшей реке, нередко устраивались кулачные бои – одно из старинных русских народных развлечений.

Постепенно слободской уклад жизни Замоскворечья исчезает, сменяется купеческим (18 век).

С Замоскворечьем связаны имена известных литераторов: Островского Александра Николаевича, Чехова, Фета, Есенина, Цветаевой…

На этом наше путешествие по Замоскворечью подошло к концу.