Хитрости для запоминания правил и исключений

Разделы: Иностранные языки


Наверняка многие из вас знают это и давно пользуются. Возможно, я изобретаю велосипед там, где он давно изобретен. А, может, мои идеи вам понравятся и вы будете ими пользоваться? В таком случае – я буду очень рада.

Итак, начинаем.

Хитрость 1. Запоминание participle passé и особых форм future simple

Готовятся карточки прямоугольной формы. На одной стороне пишем глагол в инфинитиве , на другой – форму participle passé. Заучивание идет в несколько этапов . Сначала дети повторяют  хором после  учителя (показываю, называю инфинитив, дети повторяют; переворачиваю, показываю, называю participle passé, дети повторяют).

Когда с этой частью справляются легко, провожу игру.  Все встают. Показываю по очереди карточку со стороны неопределенной формы. Ребенок должен назвать особую форму. После его версии – переворачиваю карточку, показываю правильный вариант.  Названо правильно – остается стоять. Ошибся – садится. (Если карточки заканчиваются, я их перемешиваю и игра продолжается). Побеждает тот, кто остался стоять до конца.

Не знаю почему, но эта  незамысловатая игра очень нравится детям.

То же самое проделываю с будущим временем.

Примечание.

Карточки делаю разного размера. Для будущего времени – чуть большего. Так детям проще запомнить,  где participle passé, а где future simple. Ведь фютюр – это будущее, значит и карточки подлиннее.

Хитрость 2. Глаголы avoir и etre

Спряжения этих глаголов всегда висят у меня в классе. Однако, украшала я их с тайным смыслом. У avoir – нарисованы человечки с шариком/ами (они их имеют), у être – человечки в домике (он/они там находятся.)

Кроме этого у être нарисованы бабочки с буквами e, es, s. Когда проходим согласование participle passé с être они видят, что только там бабочки приносят эти буковки.

Конечно, я чуть лукавлю. Ведь и у avoir бывает согласование.  Но, это уже не такой часто встречающийся случай.

Хитрость 3. Артикли

Алгоритм работы.

Итак, первое что выясняем про существительное – оно исчисляемое или неисчисляемое.

Тогда смотрим какие у этих слов могут быть артикли

  • После отрицания – только de (кроме определенных артиклей и глаголы etre )
  • После количества - только de

Хитрость 4. Инверсия

У моих детей всегда вызывает сложность с написанием сложной инверсии. Составила им алгоритм работы.

  • Находим подлежащее и сказуемое.
  • Выясняем чем выражено подлежащее. Если местоимением – делаем простую инверсию. Если существительным – сложную.

Простая инверсия.

Просто меняем подлежащее и сказуемое местами. (здесь еще ключевое слово – просто. Простая инверсия - просто).

Сложная инверсия

Примечание. Не забываем поставить –t - после глагола в 3 л ед ч , если он не заканчивается на t (d).

Хитрость 5. Пассив

Алгоритм работы

  • Дополнение становится подлежащим.
  • Глагол будет состоять из двух частей – вспомогательного être (в том времени, что и глагол в активе) и participle passé
  • Подлежащее встает на место дополнения (чаще всего через предлог par)

Если ребенок пишет все четко по схеме, то ни вспомогательный глагол, ни предлог он не забудет.

Хитрость 6. Глаголы, спрягающиеся с être

Учим их попарно (глаголы противоположного значения) с обязательным движением руки. Принцип - куда рука пришла, оттуда начинается движение следующего глагола

  • Aller (движение руки от себя вперед – идти пешком) – venir  (движение к себе - приходить)
  • Arriver (повторяем акцент на себя - приезжать) – partir (движение от себя - уезжать)
  • Sortir (при вытянутой руке кистью делаем движение - выходить)  – entrer (делаем приглашающий жест - входить)
  • Tomber (после движения «входи» рука как бы падает на стол - падать) - rester (локоть на столе, рука смотрит вверх – оставаться «стоять»)
  • Monter (отрываем локоть от стола, рука вверх - подниматься) – descendre (рука убирается вниз  - спускаться)
  • Mourir (рука продолжает движение вниз под стол - умирать) – naître (рука поднимается из-под стола - рождаться) + все возвратные глаголы

Хитрость 7. Ну и напоследок. Сложные времена

Говоря «passé composé» обязательно показываю два пальца. Два пальца – два глагола (чтоб ребята не забывали про вспомогательный).

То же с plus-que-parfait. Правда проговариваю – plusque – parfait.

Future proche.  Как запомнить, что там aller? Да просто! Aller – идти. Движение вперед в будущее.

А вот passé proche  –  venir+de. Почему venir? Как вы догодались – venir – приходить, идти откуда-то  назад.

Спасибо.