Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Класс: 3.

Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

Предметные УУД.

Метапредметные УУД.

Личностные УУД

- формулируют определения морфем;
- находят в словах морфемы: окончание, корень, приставку, суффикс;
- наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, приставок, участвуют в устном общении на уроке.

Познавательные: понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить; осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: принимают учебную задачу урока,учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование,оценивают деятельность на уроке.

Коммуникативные: развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места,  умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.

– проявляют интерес к познанию русского языка;
– вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка.

Ход мастер-класса

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация опорных знаний

Работа в парах.
Предлагает составить кластеры из разрезного материала по темам «Суффикс», «Приставка».

Выполняют задание работая в парах. Составляют кластеры.
Обучающиеся, работающие у доски, прикрепляют составленные кластеры на доску.

Одна пара обучающихся работают с магнитными карточками у доски (В центре доски прикрепляется карточка с ключевым словом, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется). Называют основные признаки приставки: значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Называют основные признаки суффикса: значимая часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.

Рефлексия.

Оценим  свою  работу в оценочных  листах «Знаю правило».

Оценивают  свою  работу  в  оценочных  листах «Знаю правило».
Организация
познавательной деятельности

 

Фронтальная работа.

1. На экране картинка с лесом. (Презентация. Слайд)
- Вот скажите мне, это маленький лес или большой? (нельзя точно сказать)
- Если рядом поставить маленький дом, то лес стал большим, а если большой дом, то лес стал маленьким.
- Можно ли без сравнения понять маленький кто-то или большой? (нет)
- А вот тут я с вами поспорю.
Лес-лесок (Слайд) Нам на помощь пришел суффикс.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Индивидуальная работа.

Суффиксы могут творить чудеса.
- Представьте себе, что у вас есть двусторонняя  лупа (одна сторона ее увеличивает слова, а другая уменьшает) и теперь  вы  с  одной стороны видите:  не  дом, а домище. - А с другой   стороны….домик. (слайд +лупа);

 

 

Знакомятся с заданием, предлагают формы работы.

Запишите  новые  слова (слова записаны на доске). У доски работает 1 ученик. 
Хвост (хвостище, хвостик),
нос (носище, носик),
кот (котище, котик, коток, котенок),

- Выделите  суффиксы. Какое значение они имеют? (увеличительное). А с другой стороны….

Выполняют задание письменно. Образовывают с помощью суффиксов новые слова.

Один ученик работает у доски, по окончании работы представляет ее классу.

Выделяют суффиксы, определяют значения суффиксов. Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия. Давайте  оценим  свою  работу  в  оценочных  листах. Оценивают  свою  работу  в  оценочных  листах.

Фронтальная работа.
На доске модель паровоза с морфемами «корень», «окончание» в  вагонах.

- Что помогло нам образовать новые слова? (суффикс)(ученик прикрепляет к паровозу вагончик с морфемой «суффикс»)

 

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Собирают из вагончиков-морфем паровоз.

2. Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками Учитель вызывает 3 учащихся и предлагает им выполнить по одному действию:

  • Разрезать лист бумаги;
  • Надрезать;
  • Вырезать треугольник;
  • Срезать угол.

(На доске записаны глаголы: разрезать, надрезать, вырезать, срезать).

 

Три представителя каждого ряда у доски выполняют действия с бумагой.

 

Ученики каждого ряда записывают только тот глагол, который указывает на действие представителя их группы.

Задание: обучающиеся каждого ряда записывают только то слово, обозначающее действие, которое выполняет их сосед по ряду.
- Что общего у этих слов?
- Выделите в них корень. Чем отличаются эти слова? Что их отличает?
- Выделите и назовите приставки.
- Какая часть слов помогла нам определить лексическое значение? (приставка)
(ученик прикрепляет к паровозу вагончик с морфемой «приставка»)

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. 
- Слова относятся к одной части речи. Это глаголы. Все они имеют одинаковый корень -рез-. Это однокоренные слова.
- В них разные приставки. Эти слова отличаются по смыслу.

3. Физминутка «Приставки»

- Настало время отдохнуть. Но мы наш отдых проведём с пользой. Посмотрите на следующий слайд. Я буду читать стихотворение, а вы должны добавить приставки, чтобы получились слова, обозначающие действия. И эти действия выполнить. Давайте попробуем, как это у нас получится.
(Слайд)

Милым детям нужно  -(в)стать
Руки медленно  -(под)нять.
Пальцы  -(с)жать, потом -(раз)жать,
Так секунду  -(по)стоять.
Руки плавно  -(о)пустить
Всё ещё раз повторить.

- Ну а теперь давайте всё это повторим вместе.

 

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

4. Работают с дифференцированными заданиями (задания на разноцветных карточках)

Предлагает выбрать наиболее понравившееся задание на одной из трех карточек.
1) Образуйте  новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк.

Трава, береза, корова, тополь, мед, хозяйка.

- Какое  значение придали  словам суффиксы? (уменьшительно- ласкательное)

2) Соотнесите слова с их моделями.

 

Знакомятся с заданиями, определяют формы работы. Выполняют упражнения.

БЕРЁЗКА, ПРИДОРОЖНОЕ,
ГОЛОВА, ФЛАГ, ВЫХОД.

(Проверка у экрана с помощью документ-камеры)

Проводят проверку. От каждой группы выходит один ученик  и представляет свою работу одноклассникам.

Рефлексия.

Давайте оценим свою  работу  в оценочных листах (Подсчитаем количество полученных баллов в оценочных листах)

- Лист самоконтроля достижений ученика вы можете вложить в свое портфолио после урока.

Дают оценку своей деятельности

 

Закрепление
(если останется время)

Что ж, теперь должны 
Отгадать всё слово мы.
Суффикс в нём из слова горка,
Корень, как в слове посадить,
И поможет поговорка
Нам приставку получить.
Что за слово, отгадайте,
Окончание в нём “а”.
Всё быстрей соединяйте,
Получилось что, друзья?

На доске выписываются названные слова, в которых выделяются соответствующие орфограммы.
Посадка.