Интегрированное занятие познавательного цикла "Весенний разведчик"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Предметы: Окружающий мир, Музыка, Трудовое обучение

Цель:  учить видеть и понимать красоту окружающего мира, создавать прекрасное  вокруг себя.

Задачи:

  • закреплять представления о весне и весенних признаках;
  • уточнить и расширить представления детей о первом весеннем цветке  подснежнике;
  • расширять словарный запас детей;
  • ознакомить детей со способами создания поделки из цветного картона и ватных дисков;
  • развивать познавательную активность, внимание, мелкую моторику рук;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе;
  • воспитывать благодарное отношение к маме;
  • изготовление поздравительной открытки для мамы.

Опережающее задание: прочитать с детьми сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев», сделать заготовки для открыток (стебельки и листочки).

Материалы и оборудование: аудиозаписи музыкальных произведений:  

  • Антонио Вивальди «Времена года» («Весна» часть 1) (Приложение3);
  • Фредерика Шопена  «Весенний вальс» (Приложение10)
  • П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» (Приложение12);
  • «Песенка – капель»  (Слова Марии Филатовой, музыка Виталия Алексеева) (Приложение13);
  • магнитофон;  
  • цветной картон,
  • ватные диски,
  • ножницы,
  • клей,
  • фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Дорогие ребята, рада вас приветствовать на нашем занятии. Сегодня мы окунёмся в волшебный мир природы. Помните, что  мы недавно прочитали сказку  «Двенадцать месяцев»? В ней у волшебного костра в лесу собрались вместе все двенадцать месяцев. Такое возможно только в сказках. Но сегодня у нас тоже случится маленькое чудо, мы соберем все 12 месяцев вместе. Согласны? Для этого давайте сыграем в игру.

2. Дидактическая игра «Времена года»

 Воспитатель: Перечислите времена года, начиная с зимы. Сложите части разрезанных картинок. Дети получают разрезанные на три части картинки, которые после складывания указывают на времена года  (Приложение1).

Воспитатель: Что у вас получилось? Назовите все месяцы по порядку.  Давайте рассадим 12 месяцев у костра, так, как они сидели в волшебном лесу в сказке.

Дети называют все месяца по порядку, воспитатель прикрепляет названия  месяцев на плакат. (Приложение2).

Воспитатель: Ребята, вы знаете,  какое время года сейчас? (Дети отвечают). Как вы догадались, что наступила весна?  (Тает снег. Чаще светит солнце. Становится светлее и теплее. Оживают насекомые. Появляются первые весенние цветы.)

Воспитатель: К нам сегодня пришли весенние месяцы в гости. Что это за месяцы? (Дети отвечают).

Воспитатель: В сказке «Двенадцать месяцев» произошло чудо. И сегодня у нас тоже случится маленькая чудесная история. Мы увидим то, что не видим в обычной жизни.

Воспитатель: Весну можно не только увидеть, но и услышать. Послушайте, как композитор Антонио Вивальди выразил весну в своем музыкальном произведении «Времена года. Весна». (Приложение3).

Воспитатель: Какими словами можно описать весну? (Дети отвечают: шумная, веселая, игривая, быстрая, радостная, озорная, звонкая и т.д).

3. Дидактическая игра «Разгадай слово»

Воспитатель: Чтобы узнать,  о чем у нас с вами пойдет речь, мы сыграем в игру.

Дидактическая игра «Разгадай слово»

Перед каждым ребенком  лежит лист для ответов (Приложение4).

Воспитатель: Ребята, отгадайте первую загадку.

В упаковке новой, ярок
В комнате стоит…(Подарок) (Приложение5).

Воспитатель: Молодцы! Разгадали. Посмотрите на это слово. Воспитатель показывает карточку со словом «ПОДАРОК». (Приложение6).

Назовите мне первые три буквы. (Дети называют). Воспитатель показывает карточку со словом и загибает лишние буквы. Впишите в строчку первые три буквы отгаданного слова «подарок». Вписывают «ПОД».

Вторая загадка.

С неба падают пушинки,
Распушив лучи – ворсинки.
Это кружат балеринки,
Белоснежные ...  (Снежинки) (Приложение7).

Воспитатель: Молодцы! Разгадали. Посмотрите на это слово. Воспитатель показывает карточку со словом «СНЕЖИНКА». (Приложение8).

Назовите мне первые четыре буквы. (Дети называют). Воспитатель показывает карточку со словом и загибает лишние буквы. Впишите в строчку первые четыре буквы отгаданного слова «снежинка». Вписывают «СНЕЖ».

Третья загадка.

Я не книга, не тетрадка,
Нужен я для распорядка,
Расписание храню,
Все оценки покажу! (Дневник)

Воспитатель: Молодцы! Разгадали. Посмотрите на это слово. Воспитатель показывает карточку со словом «ДНЕВНИК». (Приложение9). Назовите мне последние три буквы. (Дети называют). Воспитатель показывает карточку со словом и загибает лишние буквы. Впишите в строчку последние три буквы отгаданного слова «дневник». Вписывают «НИК».

Теперь прочитайте, что у вас получилось.

Дети читают слово «ПОДСНЕЖНИК».

Воспитатель: Мы с вами разгадали спрятанное  слово «Подснежник».

Подснежник

Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придёт!

Воспитатель: Маленьким разведчиком назван именно подснежник. Что делает разведчик? (Дети отвечают). Правильно, он приходит первым. О нём и пойдет сегодня наш разговор. Наши весенние месяцы покажут и расскажут нам то, что мы не видели. О том, как появляются подснежники.

4. Пальчиковая игра «Подснежник»

 «Я родился! Я родился! (ладони перед грудью сомкнуты вместе)
Снег пробил (сомкнутые ладони поднимаем вверх над головой)
И распустился (разводим руки в разные стороны).
Ух, какой ты, снег, колючий (грозят пальцем левой, затем правой руки)
О морозах зря мечтаешь (хлопают себя по плечам, рукам, будто мерзнут)
Скоро ты совсем растаешь (ладонями машут от себя)
Уплывёшь потоком в речку (волнообразные движения кистями)
И не скажешь ни словечка!» (указательный палец левой, а затем правой руки подносим к губам)

5. Рассказ о подснежниках, легенда

 Звучит музыка Фредерика Шопена «Весенний вальс» (Приложение10).

Воспитатель: Попробуем разобраться, почему подснежник получил такое имя. Вслушайтесь - «подснежник». Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? Потому что он растет из- под снега - «под-снеж-ник». Это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.

Подснежники появляются, когда еще лежит снег. Подснежник зацветает первым. Иногда уже в февральские оттепели появляются первые чудесные нежные цветки, а отцветают они с последним снегом в апреле. Спасаясь от мороза в холодную ночь, подснежник обладает свойством сгибать цветонос и прятать цветок под пушистый снег.

Легенда о подснежнике.

Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Название цветка - «галантус», что значит молочная капля. Как вы думаете, почему этот цветок сравнили с молочной каплей? Лепестки похожи на капли, а цвет белый, как у молока. С наступлением темноты цветок подснежника закрывается и становится очень – очень похож на каплю молока.

В разных странах подснежники называют по-разному.  В России - подснежником, в Англии - снежная сережка, в Германии –  снежным колокольчиком. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют задира.
Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания её достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем.

6. Логоритмическое упражнение  «Подснежники»

К нам весна лишь заглянула (выглядывают из-за ладошек, прикрывающих лицо).
В снег ладошки окунула  (опускают руки вниз перед собой, покачивая ими)
И расцвёл там нежный (соединить ладошки в форме бутона).
Маленький подснежник (дуют в ладони, согревая «бутон»).

7. Строение цветка

Как выглядит подснежник? (Приложение 11)

Цветок галантуса состоит из шести лепестков околоцветника. Три из них наружные, и три — внутренние. Наружные лепестки удлиненно овальные, белоснежные. Внутренние — короче, с зелеными пятнами, собраны в «корону».

Этот красивый и нежный цветок вырастает из маленькой луковицы.

Растения, которые растут из луковиц, называют «луковичные растения».

Наземная часть подснежника  отмирает после созревания семян, а луковицы зимуют до следующего года. Хотя они выглядят хрупкими, подснежники умеют защитить себя хорошо. Их луковицы ядовиты, так что ни один грызун не смеет их трогать. Луковицы подснежника содержит вещества, которые представляют опасность и для человека.

Вы знаете, что подснежник - лесной цветок. А знаете ли вы, что он занесен в Красную Книгу? Какие растения заносят в Красную Книгу? Зачем растения заносят в Красную Книгу? Подснежники расцветают первыми, вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто на продажу. И в настоящее время подснежники находятся под защитой государства. Подснежники нельзя срывать. Ими можно только любоваться.

8. Весенние цветы

Воспитатель:  Подснежник появляется самым первым. Но это не единственный весенний цветок, что радует нас весной. Есть и другие цветы. Это ветреницы (лепестки опадают от ветра), пролески (те же подснежники, только с синими цветами), перелески, нарциссы, тюльпаны, мать-и-мачеха, крокусы, и ландыши.

9. Логоритмическое упражнение «Мамин день»

Вот подснежник на полянке, (округленные ладони соединяют в виде полураспустившегося цветка)
Я его нашел. (приседают и прижимают руки к груди)
Отнесу подснежник маме, (встают и протягивают руки вперед)
Хоть и не расцвел. (округленные ладони соединяют в виде полураспустившегося цветка)
И меня с цветком так нежно  (прижимают руки к себе)
Мама обняла, (обнимают себя)
Что раскрылся мой подснежник (медленно раскрывают руки)
От ее тепла. (обнимают себя)

10. Изготовление открытки «Подснежники для мамы»

Воспитатель: Ребята, а почему в этом стихотворение мальчик несет маме подснежник.

Что это за «мамин день»? Какой праздник бывает в начале марта? Кого мы поздравляем? (Дети отвечают).

Воспитатель: Конечно, 8 Марта мы поздравляем наших любимых мамочек. Но мы можем поздравить мам не только с 8 мартом, а с началом Весны. Можем просто порадовать мам цветами и хорошими, ласковыми  словами. Вы хотите подарить маме этот нежный, безупречный, трогательный цветок? Но вы же знаете, что подснежник занесен в Красную книгу.

Ежегодно множество цветов срывают на букеты, и подснежники постепенно исчезают, а во многих местах уже исчезли полностью.
Давайте беречь нашу природу  —  она прекрасна, богата и очень разнообразна, но не бесконечна!

Поэтому мы не будем срывать живые цветы. А сделаем мамам открытки с этими нежными цветами своими руками. Согласны? (Дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые открытки мы будем сегодня делать.

Но сначала повторим правила безопасной работы с ножницами:

  • Ножницы — это не игрушка. Ножницы — это инструмент. Они острые и опасные. Если неправильно ими пользоваться, можно пораниться.
  • Ножницами нельзя: играть, махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить с ними, а тем более бегать.
  • Нельзя  оставлять ножницы раскрытыми.
  • Не подходить  к товарищу во  время работы.
  • С ножницами нужно работать, сидя за столом.
  • Класть  ножницы кольцами к себе.
  • Следить за движением лезвий во время резания.
  • Передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.

Воспитатель показывает образец открытки, которую будут делать ребята. Дети выполняют работу под музыку Чайковского «Вальс цветов» (Приложение12).

Воспитатель: Для работы нам понадобится: цветной картон, ножницы, ватные диски. Теперь приступим к работе, следуя моим указаниям:

  • Ребята, вспомните, какую музыку мы слушали, какое настроение создала она у вас. Выберите цвет фона для открытки, который,  как  вы считаете,  подходит для вашего настроения  (Детям на выбор предлагаются цветные листы картона).
  • На картон приклеиваем листочки и стебельки цветка.
  • Вырезаем  из ватного диска три лепестка.
  • Приклеиваем  лепестки цветка  на цветной картон.
  • Разрезаем  два ватных диска пополам.
  • Приклеиваем половинки дисков, чтобы получился снег внизу цветка.

Воспитатель: Прикрепите свою открытку на доску. (Дети прикрепляют) После занятия, вы возьмете открытки домой, чтобы подарить мамам.

11. Заключительная песня

ПЕСЕНКА-КАПЕЛЬ (Приложение13)

(Слова Марии Филатовой, музыка Виталия Алексеева)

Лучик солнышка играет 
Огоньками быстрыми.
И под ним сосульки тают 
Капельками-искрами

ПРИПЕВ:
В этот чудный день весенний,
Самый лучший день 
Дарим маме песенку -
Песенку-капель.

Птички весело летают 
Над лесной проталинкой, 
И приветливо кивает 
Им цветочек маленький.

ПРИПЕВ

Звонкой песней провожаем 
Снег и стужу зимнюю. 
И с весною поздравляем 
Мамочку любимую.

ПРИПЕВ

12. Итог занятия (рефлексия)

Воспитатель:

  • Что нового вы узнали сегодня? (Дети отвечают)
  • Чему вы  научились?
  • Ребята, вам понравилось наше занятие? Пусть каждый возьмет маленький цветок на свой выбор (дети берут цветы, приготовленные воспитателем). Те, кому занятие понравилось, кто научился делать открытки, узнал новое о цветах,  пусть поставит цветок  в общую корзинку (дети вставляют цветы в корзинку, приготовленную воспитателем). А если вам не понравилось занятие, то оставьте цветок себе. Пусть он радует только вас.

  • Посмотрите, какая корзинка с цветами у нас получилась. Такая же красивая, как и в сказке «Двенадцать месяцев».

  • Давайте поблагодарим весенние месяцы за то, что они приоткрыли нам тайну появления цветов.  Будем помнить о том, что цветы живые и их нужно беречь!
  • В следующий раз к нам придут в гости другие месяцы, которые расскажут нам свои сказочные истории и приоткроют тайны природы.

До новых встреч!