Занятие кружка «Разговор о правильном питание, 4-й класс. Внеурочное занятие "Кулинарное путешествие по России"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4


Цель: формирование представлений у учащихся о кулинарных традициях как части культуры народа, а также о традициях и обычаях, сложившихся в Центральных регионах нашей страны.

Тип урока: Урок-путешествие с использованием ТРКМЧП.

Задачи: 

  • усиление патриотических качеств личности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение интереса к истории Отечества;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • привитие чувства любви к своей Родине;
  • воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
  • Развивать классный коллектив.
  • Совершенствовать знания по истории России

Планируемые результаты: Формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это стиль жизни общества и человека, который способствует сохранению и укреплению здоровья.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные:

  • понимание выделенных учителем ориентиров действия при ознакомлении с текстом;
  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
  • умение понимать выделенные учителем ориентиры для ответов на вопросы;
  • понимание выделенных учителем ориентиров действия для выполнения задания;
  • понимание и сохранение учебной задачи;
  • понимание выделенных учителем ориентиров действия в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную, т.е. выяснение, чем богата та или иная область и какие блюда популярны.

Коммуникативные:

  • умение использовать речевые средства для озвучивания ответа на вопрос;
  • умение строить монологическое высказывание;
  • строить монологическое высказывание;
  • использовать речевые средства для озвучивания ответов на вопросы учителя.

Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель: – Проверим готовность к нашему занятию!

Долгожданный дан звонок –
Начинается занятие.

Учащиеся:

Я, ты, он, она
Наша дружная семья.
Если хочешь говорить, то поднимаешь руку.
Если говорит товарищ, то слушаем.
Уважаем друг друга!

II. Установка познавательной задачи

Учитель: мы продолжаем говорить о правильном питание.

– Ребята, как вы думаете, от чего зависит пища разных народов?

Учащиеся: От географического положения и климатических условий; от природных ресурсов; от национальных традиций)

III. Создание проблемной ситуации

Учитель: Когда говорят о какой-нибудь стране, то вспо­минают не только ее место на карте мира, численность населе­ния и площадь этой страны. Прежде всего, вспоминают имена великих людей, прославивших имя государства, потом - традиции народов, живущих в них, а еще – обязательно вспоминают о кухне, оказывается, у каждого народа есть свои кулинарные традиции.

- А что такое традиции? (смотрят лексическое значение)

Учащиеся: - То, что пришло от одного поколения к другому; обычаи, установившийся порядок.

Учитель: – Ребята, а одинаковые ли кулинарные традиции на всей территории России?

Учащиеся: - Нет.

Учитель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам проанализировать кухню разных регионов нашей необъятной страны.

Расшифруйте анаграммы и ребусы, Работая в группах

1 группа: наркуноели

2 группа: виеешесспуте

3 группа:

Учитель: Какая тема нашего занятия?

Учащиеся: Тема нашего занятия «Кулинарное путешествие по России».

Учитель: Что узнаем на занятие?

Учащиеся Узнаем о кулинарных традициях и обычаях - нашей страны.

Учитель: Давайте назовём синонимы к слову «Россия».

Учащиеся Русь, страна, Российская Федерация, матушка - Русь.

III. Открытие новых знаний

Учитель: Я предлагаю вам Гастрономический тур по России. Это путешествие, включающее в свою программу подробный рассказ о кулинарной культуре того или иного народа или местности.

Учащиеся А какие районы мы посетим?

Учитель: Вы побываете в разных частях нашей Родины, и подробно о них вы узнаете во время нашего путешествия.

Учитель: Что как вы думаете, что нам будет помогать?

Учащиеся: Географическая карта (слайд 1)

Учитель: Начнем кулинарное путешествие на север нашей Родины. Итак, нас встречает Архангельская область (слайд 2)

Архангельская область – область на севере Европейской части России.

Учащиеся: У нас на севере в лесах растет много ягод и грибов. Одну из них – морошку - даже называют царской, так как раньше ее специально собирали для царской семьи. В Белом море у нас водится очень вкусная рыба – треска. Из нее у нас готовят очень много разных блюд, недаром в старину жителей Архангельска даже называли «трескоедами». Мое самое любимое блюдо - пироги с треской и чудесные булочки- шанежки, которая печет моя бабушка.

Учитель Ну и нельзя не сказать о северных пряниках – козулях, которые пекут только у нас в Архангельской области. Козули – это особый вид пряников, которые выпекаем мы к Новому году. Они могут храниться до года и даже дольше, оставаясь при этом такими же хрустящими и вкусными.

– Впереди нас ждёт Центральный район России, Московская область, Тульская и Калужская области (слайд 3)

– Старомосковская или московская кухня стала развиваться в XVII веке. Ведущая отрасль в этом регионе — животноводство (молочное и молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство). В растениеводстве главное место занимает производство кормов. Также развито картофелеводство, овощеводство хозяйство, зерновое.

Учащиеся: А моя бабушка сама выращивает огурцы и помидоры. Мы их свежими едим, и консервируем. А вы знаете, что в одном из городов Московской области даже памятник огурцу стоит. Мое любимое блюдо - это каша, которую варит моя мама.

А вы пробовали настоящий тульский пряник? Считается, что выпекать их стали 300 лет назад. Настоящие тульские пряники были разной формой, украшались узорами и надписями. Они очень красивые и вкусные.

У нас дома в Калужской области тоже часто варят кашу. Это традиционное русское блюдо очень вкусное и полезное. А еще русская кухня славится хлебом и пирогами. Недаром говорят «Каша и хлеб на стол, так и стол престол».

Учитель: Скажите что общего между произведениями Н.Носова «Мишкина каша», братья Гримм «Горшочек каши», русской народной сказкой «Каша из топора», песенкой «Сорока, сорока, кашу варила, деток кормила»(слушают аудизапись отрывков).

Учащиеся: В этих произведениях говорится о каше.

Учитель: Молодцы! Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Именно поэтому человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки – это спрессованный свет Солнца. В них сосредоточено все то, что нужно нашему организму для полноценной жизнедеятельности. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне. У каши есть свой народный праздник – так и называется, Мирская каша. Отмечается он в день Акулины-гречишницы, 26 июня.

Оздоровительная минутка: “Этюд души”.

- Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.

Учащиеся:

А) Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите: “Я приветствую тебя, Земля”.

В) Вытяните руки перед собой ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Вода”.

С) Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: “Я приветствую тебя, Воздух”.

Д) Поднимите руки вверх ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Солнышко!”

Учитель: Сейчас вы кулинары и будете варить кашу, работая в группах.

(Каждая группа должна перебрать крупы, и назвать какие, каши можно сварить их них. Для приготовления нужно еще выбрать посуду и средства приготовления)

Молодцы.

У всех вас получилась самая вкусная, душистая и рассыпчатая каша.

Давайте вспомним пословицы, где встречается слово «каша».

Учащиеся: «Щи и каша пища наша» и т.д.

Учитель: Я тоже вспомнила пословицу « В крепкой семье и каша гуще». Так вот в старину было принято вкушать кушу всей семьей.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которая включает распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение. (слайд 4)

V. Рефлексивно-оценочный

Учитель: Вот и подошло наше занятие к концу.

Подумайте, для чего существуют кулинарные традиции?

Учащиеся Максимальное использование ресурсов края. Сохранение здоровья.

Учитель: Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой области есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.

Сегодня мы совершили кулинарное путешествие по России. В дальнейшем мы побываем и в других областях.

Что понравились на занятии больше всего? Напишите письмо родителям.

Учащиеся: «Дорогие родители! Мы сегодня совершили кулинарное путешествие по нашей стране. Узнали, что в Архангельской области, в Центральных районах всегда на столе была каша - семейные традиции».

Учитель: Скоро вы вернетесь домой, отведаете любимое свое блюдо и обязательно вспомните о богатстве русской кухни. И поделитесь с нами любимыми блюдами вашей семьи.

Приятного аппетита!