Урок русского языка на тему «Способы словообразования. Сложение основ как способ словообразования»

Разделы: Начальная школа


Учебник: Нечаева Н.В.«Русский язык», 3 класс.

Урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить с новым способом словообразования.

Задачи:

  • Обучать самостоятельной постановке учебных задач и поиску их решений.
  • Дать представление об образовании сложных слов.
  • Развитие речи и мыслительной деятельности учащихся.

1. Орг. Момент

Учитель. Сегодня на уроке я снова приглашаю вас открывать тайны русского языка.

На доске слова: зима, весна, лето, осень.

Учитель. Отгадайте загадку: назовите любимое время А.С.Пушкина, в этом слове все согласные мягкие.

Дети. Это слово «Осень».

Учитель. Предлагаю вам совершить путешествие в мир природы.

Смотрим видеофрагмент «Осень».

Учитель. Кто-нибудь хочет поделиться своими впечатлениями от увиденного.

Дети.

Мне понравился разноцветный наряд деревьев.

Было очень красиво, когда листья плыли по реке, как кораблики.

Музыка очень красивая, плавная, она похожа на листопад.

Мы как будто попали в сказку!

Меня удивила река и разноцветный остров в середине реки.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Среди данных словосочетаний выберите те, которые подходят к нашему видеофрагменту. Подчеркните их.

Карточка

Яркая позолота
Золотые листочки
Пёстрая раскраска
Тонкая осинка
Пурпурные резные листики
Осенний дождик
Лесная речушка
Разноцветная подстилка
Осенний рассвет
Лесная сказка
Лес, как золотой островок
Ледяная корочка
Белоствольные берёзки
Лёгкий морозец
Путеводная звезда
Чудесный лесопарк
Золотой листопад
Осенний звездопад

Проверка.

Учитель. Прочитайте, какие словосочетания вы выбрали.

Дети зачитывают словосочетания, дополняют ответы друг друга.

Дети. Яркая позолота. Золотые листочки. Пёстрая раскраска. Тонкая осинка. Пурпурные резные листики. Лесная речушка. Разноцветная подстилка. Лесная сказка. Лес, как золотой островок. Белоствольные берёзки. Чудесный лесопарк. Золотой листопад. Осенний звездопад.

Учитель. Я предлагаю вам выполнить следующую работу в парах. В данных словосочетаниях найдите существительные и распределите их в группы по способу образования слов.

Самостоятельная работа детей.

Позолота

 листочки

 раскраска

 

 Осинка

 подстилка

 

 Листики

 

 

 Речушка

 

 

 Сказка

 

 

 островок

 

 

 берёзки

 

Проверка.

Учитель. При выполнении этой работы у вас возникли ко мне вопросы?

Дети. Остались слова лесопарк, листопад, звездопад.

Учитель. А какие группы по способу образования слов у вас получились?

Дети. Слова, которые образованы суффиксальным способом, приставочно-суффиксальным способом и приставочным способом.
(на доске названия: суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный)

Учитель. Какие слова вы отнесли к первой группе, ко второй группе, к третьей группе?

Дети называют слова, дополняют ответы товарищей.

Учитель. Почему же слова лесопарк, листопад, звездопад не попали ни в какую из групп?

Дети. Наверно у них другой способ образования.

Учитель. Предположите, какая тема нашего урока?

Дети. Новый способ образования слов.

3. Открытие новых знаний.

Учитель. Я предлагаю вам стать исследователями русского языка.

Работа в группах.

Исследуйте слова лесопарк, листопад и звездопад. Попробуйте определить в группах способ образования этих слов. При необходимости воспользуйтесь инструкцией (планом исследования)

Инструкция.

  1. Запишите слова, от которых образовалось новое слово
  2. Выделите во всех словах основу и окончание.
  3. Сделай вывод о новом способе образования слов.
  4. Понаблюдай, при помощи чего соединяются две основы
  5. Подумайте, как называются такие слова.

Проверка. Выступление групп.

В ходе исследования все группы пришли к выводу, что данные слова образовались соединением двух слов при помощи суффикса О.

Учитель. Скажите, а что такое суффикс?

Дети. Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Учитель. А где стоит буква О?

Ученик. Между двух корней. Значит это не может быть суффиксом.

Учитель. А что же это? Как можно проверить правильность нашего вывода и где получить новые сведения?

Дети. Посмотреть в учебнике.

Работа с правилом. Дети самостоятельно читают правило.

Учитель. Подтвердилось ваше предположение?

Учитель. Какой новый способ образования слов мы открыли?

Дети. Образование слов с помощью соединения двух основ.

Учитель. При помощи чего соединяются две основы?

Дети. При помощи гласной О.

Учитель. При помощи какой гласной ещё могут соединяться две основы?

Дети. При помощи гласной Е.

Учитель. Какое слово наталкивает на мысль, что не всегда в сложных словах бывает соединительная гласная?

Дети. Слово часто.

Учитель. Попробуем в этом убедиться.

4. Закрепление новых знаний.

Учитель. Я предлагаю вам записать одним словом.

Дети записывают в тетради через строчку, один ученик работает у доски.

  • человек со светлыми волосами? (светловолосый)
  • ферма, на которой разводят птиц (птицеферма)
  • газета, которая вывешивается на стене (стенгазета)

Учитель. Как называются слова, которые вы записали?

Дети. Сложные.

Учитель. Докажем, что эти слова сложные. Рядом запишем слова, от которых образовались новые слова. Выделяйте окончание и основу.

Ученики по очереди работают у доски.

Стенгазета – стена, газета

Светловолосый – светлый, волос.

Птицеферма – птица, ферма.

Учитель. Какие слова образованы без соединительной гласной?

Дети. Стенгазета.

Учитель. Выберите схему к сложным словам.

Дети прикрепляют нужную схему около слова.

Учитель. Из упражнения 144 выпишите сложные слова, составьте с ними предложения. (лесостепь, синеглазый)

Проверка.

Учитель. Какие предложения вы записали. Докажите, что это сложные слова.

Дети обосновывают свой выбор.

Разбор сложных слов по составу. Разберём предложение по членам предложения.

Учитель. Теперь мы знаем все способы словообразования: перечислите их. Приведите примеры.

Дети называют слово и способ словообразования.

Учитель. Предлагаю вернуться к нашим карточкам. Среди слов в этих словосочетаниях найдите ещё сложные слова и докажите, что они сложные. (дети работают устно)

Учитель. Какой фразеологизм вам встретился? (путеводная звезда)

Учитель. Объясните, как вы его понимаете. Если дети не ответят прочитать из энциклопедии.

5. Творческая работа

Учитель. Вначале урока мы попали в удивительный мир природы. Какая тема была у видеофрагмента? (Осень) Какими средствами автор передал тему видеосюжета? (Созданием художественных образов при помощи картин, красок, музыки)

Учитель. Я предлагаю вам озвучить эти удивительные картины осени.

6. Самостоятельная работа детей.

Проверка.

Просмотр видеофрагмента. Во время просмотра дети зачитывают свои предложения.

7. Рефлексия.

  • Какое настроение у вас в конце урока?
  • Что было самым интересным на уроке?
  • Что вы расскажете дома, о сегодняшнем уроке русского языка?

8. Домашнее задание.

Я предлагаю вам домашнее задание по желанию:

Выполнить упр. 145 или совершить экскурсию по своей квартире и найти сложные слова у себя дома.