Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Математические задания»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создать условия для формирования познавательных действий.

Образовательные:

  • дать воспитанникам элементарные представления о текучести времени;
  • совершенствовать навыки счета в прямом и обратном порядке; навыки счета «на слух»;
  • упражнять в умении видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками; обозначать их цифрой;
  • закрепить умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на вычитание;
  • упражнять детей ориентироваться на ограниченной территории (на карточке).

Развивающие:

  • подводить детей к развитию «чувства времени»;
  • закрепить навыки моделирования геометрических фигур (круг и квадрат) из четырех отрезков.

Воспитательные: способствовать формированию готовности детей к совместной деятельности, развитию умения договариваться.

Предполагаемый результат: воспитанники смоделируют квадрат и круг; составят рыбу из геометрических фигур, сосчитают количество треугольников в ней, сопоставят цифру с количеством услышанных звуков; нарисуют рисунок по образцу с учетом количества клеток, составят и решат задачу.

Индивидуальная работа: используя словесные указания, затрудняющимся детям, помочь сделать сачок и составить рыбу из геометрических фигур.

Словарная работа: угол, стороны, условие, вопрос, решение, ответ, рында - (устоявшееся в русском языке название судового колокола), цунами, сачок.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, детали из геометрических фигур для изготовления рыбок, подносы на каждого ребёнка, конструктор: 4 палочки и 4 детали крепления - на каждого ребёнка, 4 корзинки для деталей этого конструктора, карточки с цифрами, колокол крупный, карточки с нарисованными клетками, фломастеры по количеству воспитанников, шарики для Су - Джок терапии, песочные часы на 1 минуту, карточки с изображением морских обитателей, карточка с числовыми фигурами, указка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

В. Я слышала, что вы очень творческие, способные дети.

II. Основная часть.

В. Есть приборы, которые измеряют время. Как они называются?

В. Какие часы вы знаете?...

Можете посмотреть на экран и дополнить свои ответы.

В. Каждый час состоит из 60 минут.

В. Я принесла вам песочные часы, которые отсчитывают и измеряют 1 минуту.

Посмотрите, как быстро течет время.

В. народе говорят: «Делу время, а потехе час».

В. Мы сегодня будем выполнять задания, а вы постарайтесь уложиться в установленное время.

В. Как называется геометрическая фигура с одинаковыми сторонами и 4 углами?

В. Как называется геометрическая фигура без углов, легко катится?

В. У вас в группе стоят корзинки с блоками. Возьмите 4 трубочки и 4 крепления.

Сделайте сачки для ловли рыбы там, где вам удобно. Можно на ковре.

В. Посмотрите: я перевернула песочные часы на 1 минуту.

Приступайте.

В. Очень хорошо ты справился с заданием, умница, быстро и правильно выполнил задание, за одну минуту. Но ее не все успели сделать, а минута уже прошла, я ее раз переворачиваю часы. Помоги своему соседу.

- Сколько углов у квадрата?

- Одинаковые ли стороны у него?

- Почему круг легко катится? (нет углов)

- Молодцы, вы правильно выполнили задание и уложились во времени.

В. Мы сачками поймаем рыб. Положите сачки на ковёр, около подноса, внизу.

В. Соберите внутри сачка рыбку из геометрических фигур по схеме.

Я ещё раз переверну часы на 1 минуту.

Попробуйте выполнить и это задание за установленное время.

Приступайте.

В. Мне не зря говорили, что в этом детском саду самые смекалистые и умелые ребята!

В. Где нужно собрать рыбу? (внутри сачка)

В. Сосчитайте все треугольники, которые пошли на изготовление рыбки.

Синдә ничә өчпочмак?

Ничә? Сана (бер, ике,өч...)

(Проверить правильность выполнения). Время истекло.

В. Ребята, вы проверьте друг у друга, соответствует ли рыба схеме.

В. Найдите карточку с цифрой, обозначающей это число.

В. И во времени уложились, и задание выполнили.

Мы рыб не убираем, ваши воспитатели увидят, какие вы внимательные, умеете работать по схеме.

В. Мы поплывём на корабле. Подойдите ко мне, считая в прямом порядке до 10 на татарском языке. (бер…)

(Появляется корабль на слайде).

В. Вы знаете, на кораблях бывает колокол.

Он называется рында.

У меня есть похожий.

В. Подойди ко мне Азамат, ты будешь моим помощником.

Ударишь в колокол столько раз, сколько фигур увидишь на карточке.

В. За стол сядут те дети, у которых на изготовление рыбки пошло столько же треугольников, сколько ударов колокола услышите. Отвернитесь и считайте про себя.

В. Сколько раз ударил колокол? (4)

В. Садитесь. Возьмите массажные шарики, сделайте массаж рук.

В. Покажите карточку с этой цифрой. (7)

В. Покажите карточку с этой цифрой.

В. Садитесь. Возьмите массажные шарики, сделайте массаж рук.

В. Покажите карточку с этой цифрой.(5)

В. Покажите карточку с этой цифрой.

Садитесь.

Физминутка.

В. Сейчас у нас будут задания ещё сложнее.

Поэтому зажмурьте глаза, поморгайте глазами, помассируйте мочки ушей, потрите ладошки.

В. Посмотрите, на море поднялись волны. Гигантские волны на море называются цунами.

В. Какие волны у вас на карточке? (высокие и низкие)

В. Сколько клеток высотой высокая волна? (2)

В. А сколько клеток высотой низкая волна? (1)

В. Сколько клеток шириной низкая волна?

А высокая?

В. Возьмите фломастеры. Нарисуйте волны в воздухе: низкие и высокие.

Сядьте правильно. Можно повторить за мной.

Я правильно сижу,
Спинку прямо я держу,
Между партой кулачок,
Фломастер смотрит в плечо.
Мои ноги крепко стоят.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

В. Подвиньте к себе карточки.

Карточку положите наискосок, левой рукой придерживайте его.

Продолжите узор. Не пропуская клеток и не отрывая руки. Начинайте выполнять.

В. Я время не устанавливаю. Главное - выполнить правильно, точно по образцу. Ведь не зря в народной пословице говорится «Поспешишь - людей насмешишь».

Кто закончил рисовать волны, возьмите шарики и делайте массаж.

В. Хорошо справились.

Правильно вы выполнили или нет, проверят ваши родители, и помогут сделать правильно, если вы чуть – чуть ошиблись. Я дарю вам эти карточки.

В. Положите на край стола ваши карточки и фломастеры.

В. Посмотрите на экран.

Волны вынесли на берег морских черепах.
Сколько всего черепах, а сколько убежало?

Получилась задача.

В условии говорится, сколько черепашек было на берегу, и сколько убежало. А вопрос: сколько черепах осталось на берегу?

Решите задачу.

Можете ответить на вопрос задачи? Как? (5-1=4)

Мы решили задачу.

Ответьте, сколько черепах осталось на берегу? (на берегу осталось 4 черепахи)

В. У вас на столах есть карточки.

В. Дома вместе с родителями заштрихуйте изображения морских животных, составьте и решите задачи.

В. Посчитаем в обратном порядке от 10 и вернёмся в детский сад.

В. О чём вы расскажете дома родителям?

В. Что оказалось сложнее: сложить рыбку или сосчитать из скольких треугольников составлена рыбка?

Одинаковы ли были стороны четырёхугольника?

Как называется судовой колокол?

Как называются гигантские волны на море?

В. Время, отведенное для занятий, истекло.

В. Вы справились со всеми заданиями. Мне очень понравилось сегодня с вами путешествовать по математическим заданиям. Сейчас можете поиграть. Как в пословице говорится? «Делу время, а потехе час».