Открытый урок по русскому языку "Роль местоимений в речи". 4-й класс, УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;
  • Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.
  • Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.
  • Здоровьесберегающая: Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о местоимении, как части речи;
  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.

Виды контроля на уроке:

- ученик- ученик (при работе в парах)
- самоконтроль
- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)

Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).

1. Мотивационный этап.

- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

Я, ты, он, она
Наша дружная семья.
Если хочешь говорить, то поднимаешь руку.
Если говорит товарищ, то слушаем.

Уважаем друг друга!.

2. Актуализация знаний.

а) Оформление тетрадей.
- Откройте тетради, запишите дату.

б) Словарная работа.
- Я показываю картинки, слова запишите в тетрадь.
- Ребята, какие слова вы записали?
- Как называются эти слова? (словарные )
- Почему эти слова называются словарные.
- В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить.

– Взаимопроверка. На основе записи на карточках проверьте друг у друга  правильность выполнения работы.

Оцените работу.

  • Оценка «5» - без ошибок,
  • «4» - 1 ошибка,
  • «3» - 2 ошибки,
  • больше 2 ошибок - нужно будет повторить словарные слова.

3. Мотивация познавательной деятельности.

а) Какой части речи эти слова?

- Эти слова - им. существительное.

- Что мы знаем об этой части речи?

- По алгоритму выполним кластер.

Название

Им сущ-ное

Что обозначает

Предмет

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

Одуш/неодуш
Нариц/собст
Род, скл, Падеж, число

Роль в предложение

Подлежащее, дополнение, обстоятельство

б) Работая в парах.

- 1 задание: Составьте со словом «корова» простое распространённое предложение и запишите его. Подчеркните грамматическую основу.

- Корова паслась на лугу

- 2 задание: Замените слово «корова» - им. Существительное, другой частью речи так, что бы смысл предложения не изменился. Подчеркните грамматическую основу.

- Она паслась на лугу.

- Какой частью речи является это слово? Каким членом предложения является?

- Это слово – местоимение, подлежащее.

- Как вы думаете, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь?

- О части речи - местоимении

- О происхождении этого слова расскажет Пушкин Алексей.

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.

– Какое открытие для себя сделали?

- Местоимение – часть речи, которая заменяет имена. (слайд 1)

Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена!

в) Работа с учебником.

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Местоимение

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока.

- Роль местоимений в речи (открывается тема на доске).

- Сформулируем цели урока:

- Познакомиться с личными местоимениями, уметь  отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.

- Молодцы!

г) Работа в карточках №1.

- Прочитайте стих про себя. Выполните задание.

- Прочитайте вслух

- Я, ты, мы, вы, он, она, они
Очень дружная семья.

- Какие слова подчеркнули? (слайд 2)

- Местоимения – «Я, ты, мы, вы, он, она, они»

- Проверьте и оцените себя:

  • «!» - выполнили все правильно,
  • «+»- допустили 1 ошибку,
  • «-» - допустили более 1 ошибки, нужна помощь учителя.

4. Организация познавательной деятельности.

а) Работа с правилом.

- Посмотрите внимательно на эти слова, на алгоритм и попробуйте сформулировать правило.

- Местоимение – часть речи, обозначает предмет, но не называет его. Отвечает на вопросы Кто? Что? Изменяется по числам.

- Молодцы.  Проверим ответы, прочитав правило, которое приготовила нам в учебнике Сова на с 52.

Название

Местоимение

Что обозначает

Указывает на предмет, но не называет его

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

Число, ?

Роль в предложение

Подлежащее, ?

б) Работа в парах.

- Прочитайте правило друг другу и расскажите его.

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

- Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то.

Название

Местоимение

Что обозначает

Указывает на предмет, но не называет его

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

Число, лицо

Роль в предложение

Подлежащее, ?

в) Работа в группах.(задания на партах).

- Прочитайте местоимения.

- Какие это местоимения?

- Личные

Задания для 1 группы:

Выписать  личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы)

Задания для 2 группы:

Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы)

Задания для 3 группы:

Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они)

г) Обобщение сведений о личных местоимениях.

Самостоятельная работа в  карточках №2.

- Заполните таблицу.

- Давайте проверим (слайд 3)
д) Проблемная ситуация. (слайд 4)

- Одно из слов в каждой группе лишнее. Найдите его и объясните своё решение.

- в 1 ряду лишнее местоимение «Я» - 1 лицо ед.ч, во 2 ряду - «они» - 3 лицо, мн.ч, в 3 ряду - «но» - часть речи «предлог», в 4 ряду «ты», так как все остальные предлоги, в 5 ряду –«мне», так как все остальные слова – глагол.

5. Физминутка для глаз.

6. Продолжение организации познавательной деятельности.

а) Создание проблемной ситуации. (слайд 5)

- Прочитайте текст.

- Вам он понравился?

- А что в нём не так?

- Повторяется часто слово дятел

- Какой частью речи является слово дятел?

- Имя существительное

- Как это исправить?

- Заменить местоимениями

- Давайте прочитаем, что у нас получилось.

- Для чего существуют местоимения в речи?

- Местоимения заменяют существительные

- Какой вывод можно сделать?

Вывод. Они создают нам речевое удобство. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

б) Работа по вариантам - карточка № 3.

- задание для первого варианта:

Настя выбежала на улицу. Там лил дождь. Настя забыла зонтик дома. Настя (она) побежала домой за зонтиком. Настин зонтик был очень красивый. Насте (ей) нравился этот зонт.

- задание для второго варианта:

Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка (она)любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Муркин хвост очень пушистый и длинный. Мурка (она) закрывает мордочку хвостом, когда спит.

- задание для третьего варианта:

У нас в доме был ежик. Ежик (он) был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик (он) прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика.

- Прочитайте текст про себя.

- Что вы заметили, какая ошибка допущена?

- Очень часто повторяются одни и те же слова

- Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями.

- Прочитайте, пожалуйста, текст, который у вас получился. Запишите каждый свой текст в тетрадь.

Дополнительно: подчеркнуть грамматическую основу в последнем предложении.

- Каким членом предложения является местоимение.

Название

Местоимение

Что обозначает

Указывает на предмет, но не называет его

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

Число, лицо

Роль в предложение

Подлежащее, дополнение

 

- Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания, и употреблять местоимения в речи.

в) Работа в парах карточка № 4 «Интересная загадка! Какие местоимения употребить»

Задание:

1) Прочитайте текст.

2) Подумайте какие местоимения надо употребить?

3) Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.
 
Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету.

«Проверка»  (Слайд 6)

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно  просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он  всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а сама летает около человека и ловит их на лету.

г) Самостоятельная работа

- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.

- Игра «Открой секрет».  (Слайд 7)

- Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.

- В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

- Проверка

7. Диагностика достижения планируемых результатов.

а) Тест.

- Выполняем самостоятельно.

1. Местоимение:
а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных
б) глаголов
в) нельзя задать вопрос

3. Местоимение:
а) обозначает предмет
б) признак предмета
в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:
а) ель
б) ем
в) ты

5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы
б) она, он
в) в, о

6. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

- Взаимопроверка. Оцените работу своего товарища.

  • Оценка «5» - без ошибок,
  • «4» - 1-2 ошибки,
  • «3»- 3 ошибки,
  • если больше трех ошибок - нужна помощь: (Слайд 8)

1. б)
2. а)
3. в)
4. в)
5. в)
6. б)

8 Информация о домашнем задании.
Правило стр.52

  • красная карточка: упр     , списать, подчеркнуть местоимения и определить число, лицо. В четвёртом предложение – указать части речи.
  • розова карточка: упр     , подчеркнуть местоимения. В пятом предложение – подчеркнуть грамматическую основу.
  • желтая карточка: упр     , списать, подчеркнуть местоимения.

9. Рефлексия.

- Как называется часть речи, с которой мы познакомились?

- Местоимение

- Почему так называется эта часть речи?

- Заменяет имена

- Как отличить местоимение от других частей речи?

- Указывает  на предмет, но не называет его

- Какова роль местоимения в нашей речи?

- Местоимение заменяет повторяющие слова и делает нашу речь разнообразной, помогает избежать повторы.

- Заполняют таблицу:

а) Самоанализ работы (достижения за урок)

Утверждения

Поставь знак
«+» или «-»

1) Тема урока мне понятна

 

2) Я достиг цели урока

 

3) Я умею верно использовать местоимения в речи

 

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным

 

4) Мне необходимо поработать над темой