Умение вдохновлять, или Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Павел Петрович Чистяков, русский живописец и педагог говорил: «Овладение знаниями – вечное занятие, дельное, полезное и приятное человеку».

И вдвойне приятное, на мой взгляд, когда испытываешь чувство гордости от того, что добился успеха в своем деле.

Во многих словарях слово «успех» определяется, как «удача», «положительный результат», «признание», «одобрение» со стороны.

Деятельность детей в школе во многом зависит от учителя, его умения создать необходимые условия для обучения. Эти условия могут быть обеспечены рядом действий, осуществляемых в психологически комфортной атмосфере. Доброжелательность, положительные эмоции, частые похвалы и одобрение со стороны учителя создают благоприятную атмосферу, которая помогает ребенку справиться со стоящей перед ним задачей.

На уроках изобразительного искусства у детей формируется опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия видимых образов и произведений искусства, развивается опыт в овладении средствами, материалами и инструментами художественного изображения. В результате формируется художественная культура учащихся, развивается художественное мышление, способность к творческой деятельности, а также воспитывается уважение к истории культуры своего Отечества.

Мой урок начинается с приветственной улыбки и доброжелательного «Здравствуйте, я рада вновь видеть вас!». Далее, не повышая голоса, используя слова одобрения "У вас обязательно все получится", "Я даже не сомневаюсь в успешном результате" авансирую успешный результат. Для снятия страха перед контрольным заданием, говорю: «Мы все учимся на собственных ошибках и только так можем найти правильное решение», «Контрольная работа довольно легкая вы всё знаете, мы об этом говорили» и т.д. Чтобы ученик был уверен в своей самостоятельности незаметно даю инструктирование: «Может быть лучше всего начать с …», «Выполняя работу, не забудьте о…»

Иногда ребёнка приходится дополнительно мотивировать, ссылаясь на беспомощность одноклассников «Посмотри, без твоей помощи они не справятся…». Слова «Нам уже не терпится начать работу…» или «Нам не терпится поскорее увидеть…»  побуждают к выполнению конкретных действий,  мобилизируют активность.

В общеобразовательной школе все дети разные и обязательно необходимо заострить внимание на персональной исключительности каждого. Я добиваюсь этого с помощью нескольких фраз, означающих важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности: "Только ты и мог бы....", "Только тебе я и могу доверить...", "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...". И, конечно, высокая оценка детали заставляет ученика поверить в свои силы: "Тебе особенно удалось…", "Больше всего мне в твоей работе понравилось...", "Высокой похвалы заслуживает эта часть твоей работы…"

Чем больше активности и самостоятельности проявляет ученик, тем интереснее и «приятнее» ему учиться. С учетом этого педагог не преподносит все знания готовенькими, а втягивает обучаемых в совместный поиск под лозунгом: «Давайте подумаем и сделаем вместе!»
Результатами моей деятельности  как учителя изобразительного искусства являются достижения моих учеников:

Более 500 человек приняли участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях и проектах. Дети участвовали в таких конкурсах, как:

  • Конкурс детского рисунка. Областной. «Чебурашка и друзья». 2011 г.
  • Конкурсы детского рисунка. Школьный. «За активное участие в конкурсах детского рисунка». 2011 г.
  • Конкурс детского рисунка. Международный. «Кинематограф в детском рисунке». 2011г.
  • Фотоконкурс. Муниципальный. «Мой бесценный край» в номинации «Городской пейзаж». 2012 г.
  • Конкурс. Муниципальный. «Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина». 2012 г.
  • Выставка творческих работ. Муниципальный. «Рождественская звезда» в номинации «Новогодние открытки, фотографии, коллажи и рисунки». 2012 г.
  • Конкурс детского изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества. Региональный этап XIV Международного фестиваля «Детство без границ», посвященного 90-летию Пионерии  в номинации «Сказочный мир детства».  2012 г
  • Конкурс-выставка детских творческих работ. Муниципальный. «Время новогодних чудес» в номинации «Новогодние открытки, фотографии, коллажи и рисунки». 2013 г.
  • Конкурс детского изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества «Наш мир - детский». XV Международный фестиваль «Детство без границ». 2013 год
  • Конкурс детского изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества. Региональный  этап XV Международного фестиваля «Детство без границ». Номинация «Наш мир - детский».  2013 г.
  • Фестиваль Российско-Белорусской дружбы в рамках Фестиваля «Мир дружбы». Международный. «Россия и Белоруссия – дружба навек!». Номинация «Рисунок». 2014 г.
  • Конкурс рисунка. Областной. «Мой мир», посвященный Году охраны окружающей среды. Рисунок «Церковь». 2014 г.
  • Выставка-конкурс изобразительного творчества. Муниципальный. «Красочная палитра»
  • XVII международный фестиваль «Детство без границ». Посвященный 70-летию Великой Победы. Муниципальный этап. Номинация «Мечты детства». 2015 г.
  • Фотоконкурс «Фотография. Мгновение. Жизнь». Муниципальный. 2015 г.
  • XVII международный фестиваль «Детство без границ». Посвященный 70-летию Великой Победы. Муниципальный этап. Номинация «Мечты детства». 2015 г.
  • Фотоконкурс «Фотография. Мгновение. Жизнь». Муниципальный. 2015 г.
  • Международный творческий конкурс «Мечталкин», номинация «Православные храмы», работа «Деревянное зодчество», 2016 г.
  • Международный творческий конкурс «Мечталкин», номинация «Моя семья», работа «Портрет», 2016 г.
  • Муниципальная выставка-конкурс «История государства Российского», посвященная 250-летию со дня рождения Карамзина Н.М. в рамках областного фестиваля «Юные таланты Московии», номинация «Русь белокаменная» 2016 г.
  • Областной фестиваль детского и юношеского, художественного и технического творчества «Юные таланты Московии». Выставка-конкурс «История государства Российского» 2016 г.
  • Муниципальная выставка-конкурс «Дизайн: вчера, сегодня, завтра», в рамках областного фестиваля детского и юношеского, художественного и технического творчества «Юные таланты Московии», номинация «Эскиз коллекции одежды» 2016 г.
  • Областной фестиваль детского и юношеского, художественного и технического творчества «Юные таланты Московии». Выставка-конкурс «Дизайн: вчера сегодня, завтра» 2016 г.
  • XVIII международный фестиваль «Детство без границ». Муниципальный этап. Номинация «Космос: вчера, сегодня, завтра». 2016 г.
  • Международный творческий конкурс  «Мечталкин». Номинация «Православные храмы». Работа «Деревянное зодчество»13.12.2016
  • Международный творческий конкурс  «Мечталкин». Номинация «Моя семья». Работа «Портрет» 13.12.2016
  • Муниципальный конкурс рисунков на тему «Великой победе посвящается» в номинации «На линии огня» 2017 г.
  • Муниципальный конкурс детского рисунка «Я рисую город свой» посвященный 840-летию Коломны, работа «Портрет Лажечникова» в номинации «Мои земляки» 2017 г.
  • Международный творческий конкурс «Мечталкин», номинация «Рисунок», работа «Енот», 2017 г.
  • Областной конкурс литературных произведений, рисунков и фотографий представителей различных национальностей, проживающих в Московской области «Мое родное Подмосковье» в номинации «Лучший рисунок», 2017 г.
  • XIX международный фестиваль «Детство без границ». Муниципальный этап. Номинация «Экологический марафон». 2017  г.
  • Муниципальный конкурс «Ой, ты, зимушка-зима!» посвященный Году экологии в РФ, номинация «Рисунок», 2018 г

Более 100 человек стали победителями конкурсов, заняв 1-е, 2-е, 3-и  места.

Хочется закончить словами политического деятеля Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».