Технологическая карта сюжетно-игровой образовательной деятельности "Приключение Буратино или Золотой ключик"

Разделы: Логопедия


Образовательная область

Речевое развитие
Познавательное развитие

Тип ООД

Комплексно-игровой. Логопедический досуг

Группа

Подготовительная

Тема

Формирование фонематических представлений

Цель

Активизация высших психических функций, повышение мотивации к  обучению, развитие познавательных интересов, профилактика дисграфии и дислексии

Задачи

Коррекционно-образовательные
Обогащать и систематизировать знания о звуках, буквах, слогах, словах, закреплять навык интонационного выделения звуков, учить называть первый звук в словах, выделяя его голосом, запоминать последовательность звуков, соотносить звуки с буквами
Совершенствовать навык составления и чтения слов
Коррекционно-развивающие
Развивать фонематические представления, навыки звуко- слогового анализа и синтеза слов, графомоторные умения, слухомоторную координацию, умение работать по инструкции, восприятие, воображение, память, межполушарное взаимодействие
Развивать общие речевые навыки (просодические элементы речи);
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать позитивное отношение, эмоциональную отзывчивость к учебной деятельности, речевым играм;
воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, произвольное поведение,
навыки инициативности, сотрудничества.

Методы обучения

Речевые игры и упражнения, показ способа действия, мнемотехника, пояснение,  речевой образец,  поощрение речевой активности.

Формы обучения
(этапы НОД)

Деятельность (речь) логопеда

Деятельность (речь) детей

Оборудование

А. Этап Организационный

 

Логопед: – Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
– У нас еще один гость, догадайтесь кто это.

У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..

Дети: Буратино
Под музыку вбегает Буратино (ребенок).

Буратино:
В школе я хочу учиться.
Что мне в жизни пригодится?
Слушать, думать, говорить,
Звуки в слове находить,
Буквой звук обозначать,
Чтоб скорей начать читать.

Одежда для Буратино

Б. Этап Основной

 

«Какие бывают звуки речи»

«Составь схему слова»

– Буратино хочет учиться в школе со своими друзьями, но злой Карабас Барабас заколдовал золотой ключик и он рассыпался на части.
Чтобы попасть в школу, Буратино надо собрать все части ключика. А для этого ему надо выполнить задания, но сам он пока не сможет справиться, поможем ему?

Первой нас встречает черепаха Тортила. Посмотрите, какие красивые бусы у черепахи. Какого цвета бусины? На что они похожи?

Буратино не знает что такое схема слова, давайте  объясним ему, но сначала расскажем всё, что мы знаем о звуках.

Теперь, Буратино, ты знаешь, что такое схема слова и как её составить.

Дети: бусы похожи на схему слова

Дети собирают из бусин схему слова  «бусы» за столами, при этом дают характеристику звукам.

Игрушка Черепаха, бусы-схема на верёвочке; синие и красные бусины  для составления схемы слова «бусы» на каждого ребёнка

«Отгадай загадку»

Черепаха Тортила решила вам загадать загадки, чтобы вы вспомнили других героев сказки «Приключения Буратино».

Тортила загадывает загадки:

Папа Карло удивлён:
Стукнул по полену он –
И сучок стал носом длинным…
Так родился… (Буратино)

Вы девочку эту узнаете сами,
Она с голубыми всегда волосами,
Учила читать и писать Буратино
Хорошая, добрая кукла… (Мальвина)

У Мальвины — верный друг.
Если кто обидит вдруг,
Защитит подругу он,
Храбрый пудель … (Артемон)

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?... (Карабас)

Кто пиявки добывал,
Всем леченье предлагал?
Сам был болен он и стар –
Друг злодея … (Дуремар)

Хулиганили в округе
Кот Базилио с подругой…
Притворялась доброй лиской
Хитрая лиса … (Алиса)

Логопед: – Молодцы, справились с заданием и нашли первую часть ключика. (части ключика отдаю Буратино, он кладет в сумочку)

Дети отгадывают загадки

Картинки-отгадки логопед сразу отдаёт детям, одну на стол.

Картинки отгадки, часть ключика

«Прошагай по слогам»

– Тортила живет на болоте и теперь нам это болото надо перейти. Помогут нам его перейти картинки-отгадки. Надо узнать сколько слогов в слове и выбрать нужную дорожку.

– Вы перешли болото и нашли еще одну часть ключика.

Дети выходят парами, называют свою картинку-отгадку, делят на слоги хлопками и, взявшись за руки, шагают по кочкам. Затем садятся на место.

часть ключика «кочки»-дорожки

«Скороговорки»

– Болото вы перешли и вас встречают веселые лягушата. Целый день они галдят на болоте и веселятся, проговаривая скороговорки. Мы с вами тоже знаем скороговорки. А помогут вам их вспомнить картинки, которые нарисовала Мальвина.
Логопед предъявляет мнемотаблицы, дети вспоминают и  произносят скороговорку
– Вы хорошо проговорили скороговорки и лягушата дают вам еще часть ключика.

Дети проговаривают скороговорки:

У ежа ежата, у ужа ужата.
(несколько детей проговаривают по одному, затем все вместе медленно. чуть быстрее и быстро).
Этот дом для белочек, этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.
(сначала медленно все вместе, затем только девочки, только мальчики; далее мальчики – первую строчку, девочки – вторую)
Деревянный Буратино
Карабаса победил,
Дверь в каморку под картиной
Золотым ключом открыл.
(произносят все вместе с ручками кулак-ладошка)

Мнемотаблицы
часть ключика

Физминутка
на развитие координации движений

Лягушата предлагают нам немного поиграть.
Физминутка «Лягушата»

Выполняют движения

Запись «Лягушата»

Упражнение на развитие речевого выдоха

– На этом берегу болота большая  поляна, а на ней растут красивые цветы.
(на столах у каждого цветок).
Давайте полюбуемся цветами и немного отдохнем.

Вдох носом, на выдохе произносят фразу (стоя)

Дети: На поляне растут цветы.
На поляне растут красивые цветы.
На поляне растут красивые, душистые цветы.
На солнечной поляне растут красивые, душистые цветы.
На лесной, солнечной поляне растут красивые, душистые цветы.

Цветы на каждого ребенка

Отгадай слово по первым звукам названий картинок

– На поляне нас встречает Мальвина. Она очень любит книги и просит вас отгадать, какие картинки есть в ее книге.
– Вы справились и с этим заданием. Вот еще часть ключика.

Дети отгадывают слово по первым звукам названий картинок

мак (малина, арбуз, кошка)
жук (жёлудь, улитка, кофта)
дом (дуб, облако, машина)
кот (книга, овощи, тыква)
сом (самолет, окна, мышка)

Картинки для составления слов,
часть ключика

«Дорисуй буквы»

– Сейчас мы слушали звуки. А мы знаем, что звуки обозначаются… буквами.
– На поляне прошел дождь, и часть букв смыло. Давайте починим буквы.
– Вы правильно выполнили задание и нашли еще одну часть ключика.

Дети дорисовывают недостающий элемент букв

Карточки, на которых изображены буквы с недостающими элементами, карандаши
часть ключика

«Узнай слово по буквам» (живое слово)

– А теперь поиграем с буквами. Ко мне выходи буква М, А, К
Молодцы, и вы нашли еще часть ключика.

Дети под музыку танцуют, когда музыка заканчивается, логопед показывает картинку, а дети составляют слово
сом                 кот
жук                 мак
дом

Запись музыки, магнитофон, картинки, карточки с буквами,
часть ключика

В. Заключительный этап

 

Рефлексия.
Анализ деятельности гостями

Логопед: – Буратино, ребята помогли тебе найти все части ключика. Собирай его скорей. 
– А ты можешь прочитать слово, которое написано на ключике? 
– Какой ты молодец! Ты научился читать! Ребята, а вы молодцы, потому что помогли Буратино собрать части ключика!
Дружите друг с другом, и тогда вы сможете преодолеть все трудности!!!
– Вам понравилось наше приключение?
– Если вы хотите рассказать о наших приключениях родителям, похлопайте в ладоши, если нет – потопайте. Вы бы хотели еще попутешествовать? Тогда похлопайте, если нет – потопайте.
– Гости, вам понравилось у нас в гостях? Тогда похлопайте, а если нет – потопайте.

Буратино из частей собирает ключик, на каждой части написана буква, читает слово «дружба»
Дети оценивают деятельность
(хлопают или топают)

Место, где герой собирает ключ

Реализация здоровьесберегающих технологий

Смена видов деятельности.
Позитивный психологический климат.
Наличие эмоциональных разрядок.
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии.
Соблюдение мер по предупреждению травматизма.