"Моя самооценка, или Как полюбить себя" — проблемный диалог-игра. Классный час

Разделы: Классное руководство


Цель: побуждение школьников к осмыслению своих возможностей, качеств и места среди людей.

Задачи:

  • Уяснение сущности понятия «самооценка».
  • Выявление школьниками собственных противоречий и проблем на пути к обретению адекватной самооценки.
  • Моделирование действий по осуществлению реальной самооценки.

Форма проведения: проблемный диалог-игра.

Используемые методы:

  • словесный: выступления ведущего-учителя, учащихся;
  • наглядный: использование ИКТ - компьютерной презентации (слайд-шоу),
  • практический: тесты, игровые задания, ролевая игра.

Оснащение: компьютерные презентация (слайд-шоу) на тему: «Моя самооценка, или как полюбить себя», компьютер, проектор, тренинговые задания, карточки с тестами, ролевая игра.

Цитата на доске: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает». (Л.Н.Толстой)

Ход проведения классного часа

Классный руководитель: Ребята! Сегодня мы с вами проведём классный час, связанный с проблемами самооценки. Все конечно согласятся с тем, что оценивать себя реально - очень важное умение, помогающее человеку избежать разочарований, реализовать свой потенциал, не быть в конфликте с самим собой. Сегодня разговор мы проведём в форме диалога. Диалог означает право всех вас высказывать своё мнение, не соглашаться, разумеется, приводя аргументы. Но при этом вы не должны не перебивать собеседника, не выкрикивать с места, одним словом уважать мнение других. Предлагаю принять правила нашего общения. Я озвучу некоторые из них, вы можете добавить другие.

Правила общения:

  1. «Мнение каждого должно быть услышано»,
  2. «Не перебивай!»,
  3. «Не будь агрессивным»,
  4. «Укладывайся в минуту»,
  5. «Критикуешь - предлагай»,
  6. «Не спеши с выводами».

1 этап. Диагностика

Классный руководитель: теперь я надеюсь, что мы с вами будем помнить эти правила и правильно применять. Для того, чтобы лучше узнать себя я для начала предлагаю вам небольшой тест «Довольны ли вы собой?» Время на работу с тестом 3-5 мин. (раздаётся тест с вопросами, «ключ» для самооценки результата в презентации.)

Тест «Довольны ли вы собой?» (С.Степанов)

  • Есть ли у вас желание, родится заново и начать всё сначала? (да - 4, нет - 16)
  • Есть ли у вас хобби? (да - 18, нет - 5).
  • Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»? (да- 6, нет – 12).
  • Радуетесь ли вы узнав, что кто-то вам завидует? (да - 16, нет – 2).
  • Страдаете ли вы, если кто-то отзовётся о вас как о скучном, неинтересном, несимпатичном человеке? (да - 3, нет - 12).
  • Находите ли вы какое- либо утешение, узнав, что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (да - 18, нет - 5).
  • Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идёт гораздо лучше без вашего участия? (да - 2, нет - 16).
  • Часто ли вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею? (да - 6, нет - 20).
  • Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаёте, что вашим друзьям приобрели какою-либо дорогую вещь? (да - 1, нет - 12).
  • Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей? (да - 16, нет - 3).

Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.

  • Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Однако вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке. Попытайтесь разобраться и оценить это обстоятельство с помощью близких и друзей.
  • От 60 до 120 баллов. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюблённости.
  • Менее 60 баллов. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы просто себя недооцениваете.

Классный руководитель: Полученный каждым из вас результат – это результат того, как вы себя знаете. Теперь вы можете поработать над собой и достичь положительного результата. Но сегодня мы также должны обсудить следующие вопросы:

  • Как и из чего складывается уверенность человека в себе?
  • Почему есть люди, уверенные в себе, и не очень или совсем неуверенные?
  • Как это может отразиться на жизненном успехе?

2 этап. Определение понятий

Классный руководитель: Для того, чтобы осмыслить любое понятие, его следует попытаться определить. Попробуем это сделать вместе в режиме «открытого микрофона».

Возможные варианты суждений: (предлагают дети или учитель предлагает свои варианты для обсуждения). …. Итак…

Самооценка

  • «Это мнение о самом себе»,
  • «Это заниженное или завышенное ощущение своей значимости»,
  • «Это – палочка- выручалочка в трудных ситуациях»,
  • «Это способ защиты от мнений окружающих»,
  • «Это трамплин для успеха».

Так вот изо всего названного мы должны понять: нужно ли нам делать самооценку, умея себя оценивать, поможет это в жизни, как вы думаете?

Классный руководитель: Спасибо, ваши суждения и объяснения очень интересные. А вот в психологическом словаре самооценка трактуется как совокупность трёх компонентов. (Слайд)

Самооценка – это мнение человеке о:

  • Самом себе;
  • Месте среди людей;
  • Своих возможностях и качествах.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Низкая самооценка – это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой самооценкой – «Ну что я мог поделать?» «Я же говорил, что не смогу!» такие люди слишком скромны и застенчивы, стараются быть неприметными, занижают свои способности, сразу настраивают себя на неудачу, очень часто не верят в свои силы.

Но и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Такие люди слишком переоценивают свои возможности, часто страдают «звёздной болезнью», они не прикладывают большого труда для развития свих способностей, считают они уже достаточно талантливы. Они слишком горды, заносчивы, любят командовать, не считаются с мнением других, навязывают своё, стремятся к лидерству. Но, падая с «пьедестала», возведённого самому себе, они очень сильно разочаровываются и обижаются на весь мир.

3. Ролевая игра

Предлагаю вам ситуативную игру. Вы объединяетесь: в первой группе 2 человека, а во второй - 3 человека и через 3 минуты представляете короткий сюжет (в виде сценки, монолога или диалога) на предложенную мною тему или выберите её сами.

Например:

  1. ученик получил «2» по предмету и беседует с родителями;
  2. разбил стекло и вызван к директору;
  3. подрался с одноклассником и объясняется с завучем и другие.

Вам нужно постараться представить, какие признаки в поведении, внешнем облике выдают человека с той или иной самооценкой (для каждой группы - один вариант: с заниженной, завышенной или реально соответствующей ситуации). Представление сюжетов сопровождается обменом мнений.

Комментарий классного руководителя: Как мы видим, людей с заниженной самооценкой обычно выдаёт беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, свалить вину на кого-то другого, неуверенность, растерянность, а то и паника при любых неожиданностях. С таким людьми трудно, они ненадёжны, их обычно недолюбливают в коллективе.

«Непризнанные гении» (с завышенной самооценкой) тоже утомляют, так как они всегда недовольны и ищут причины неудач в других, часто ссорятся с окружающими по любому поводу, отстаивают только свою точку зрения. А теперь давайте вместе сформулируем реальное, правильное поведение для каждой ситуации. (уч-ся высказывают своё мнение, классный руководитель его корректирует).

4. Выявление проблем

Классный руководитель: А теперь обратимся к обсуждению вопроса о том, насколько ваша самооценка совпадает с мнением окружающих. Предлагаю вам игровое задание, которое называется «Портрет», работаем парами. Суть задания заключается в следующем. Вам предстоит в течение 2 минут написать на листке бумаги словесный портрет своего соседа по парте. Можно использовать только прилагательные. Портрет должен представить читающему ответ на вопрос «Кто он?» и «Какой он?». Постарайтесь быть объективными, учитывайте и (+) и (-).

Возможный вариант представления результата:

  • «Способный, но ленивый;
  • скорее оптимист, чем пессимист;
  • большой фантазер и мечтатель;
  • не всегда держит слово;
  • обидчив, но не мстителен;
  • увлекается многим, но быстро «остывает»;
  • не трус, но не может себя защитить».

Классный руководитель: А теперь я прошу сидящих рядом обменяться текстами словесных портретов и сопоставить свое представление о себе с мнением товарища. Поскольку времени на это немного, размышление можно продолжить дома. При этом помните, что не всегда мнение окружающих является абсолютной истиной. Часто то, что люди считают нашими недостатками, является лишь выражением нашей индивидуальности. Иногда реальная самооценка является одновременно и освобождением от мнения других. Если вы это пойме те, то у вас пропадет желание постоянно сравнивать себя с другими.

Ученик: Мы часто не задумываемся о том, что мы говорим друг другу. А ведь слово может окрылить, либо сильно ранить. Готовясь к классному часу, мы нашли интересное мнение психологов (В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман), которые предлагают набор слов-обращений, которые могут повысить самооценку тех, кому они адресованы. Вот они, подумайте, часто ли вы их употребляете (раздает небольшие листки с текстом на каждый стол):

  • Молодец! Прекрасное начало! Ты - просто чудо!
  • Хорошо! Удивительно! Ты на верном пути.
  • Гораздо лучше, чем я ожидал.
  • Здорово! Лучше, чем все, кого я знаю.
  • Ты в этом разобрался. Великолепно!
  • Ты ловко это делаешь. Прекрасно!
  • Это как раз то, что нужно. Грандиозно!
  • Ух!!! Незабываемо! Поздравляю.
  • Сказано здорово - просто и ясно. Я тобой горжусь.

Классный руководитель: А теперь попытаемся выяснить причины низкой самооценки, что очень типично для взрослеющих подростков. Снова объединяемся парами и поработаем с таблицей (раздает на каждый стол карточки с таблицами, в них заполнена только левая графа, в приведенной таблице - один из вариантов заполнения правой графы учащимися). Вам предстоит заполнить правую графу таблицы. (Время регламентируется в зависимости от возраста и возможностей аудитории ребят).

Типичные причины низкой самооценки, выявленные психологами

 Что следует сделать для повышения самооценки

Отсутствие позитивного мышления (мир жесток, я никому не нужен, завтра будет ещё хуже, нет выхода, всё плохо и др.)

Надо думать о хорошем, верить в него, заводить новых друзей, увлекаться тем делом, которое получается лучше всего

Отрицательные мысли о себе (я недостаточно хорош, я ничего не достигну в жизни, я неспособный, я некрасивый, меня никто не любит и др.)

Верить в свои способности, доказывать, что они есть хоть в чём-то. Не обращать внимание на оценки недоброжелательных людей

Отсутствие любви к себе
(постоянное неодобрение своих поступков, желание подстроится под кого- то.)

Любить себя надо обязательно. Если ты не любишь себя, как тебя могут полюбить другие?

Непризнание своих талантов. Пассивность нежелание их проявить (человек знает о своих способностях к какому- то делу, но что-то мешает ему их продемонстрировать людям)

Искать в себе то, что может выделить из толпы, во что бы то ни стало заинтересовать окружающих

Классный руководитель: Обобщая ваши суждения, хочу подчеркнуть, что наши мысли и слова, в которые мы их облекаем, создают наше будущее и всё то, что мы испытываем в жизни. Вспомните таких замечательных актеров Б.Стрейзанд, В.Басов, И.Чурикова, К.Райкин и др. Они некрасивы, но они поверили в свой талант, и их полюбил весь мир. Нытьё, вечное брюзжание могут погубить любую мечту и потенциальный талант. Я прошу вас подумать на досуге, что следует изменить в себе, чтобы поверить в себя, повысить свою самооценку.

5 этап. Самооценка и перспектива на жизнь

Классный руководитель: А сейчас я попрошу каждого из вас обратиться к самому себе. Вам предстоит подумать и представить свой жизненный девиз, который, по вашему мнению, приведёт вас к успеху к исполнению вашей мечты. Как и любой девиз, это должна быть короткая, но ёмкая фраза, в которой заключён ваш рецепт раскрытия собственной индивидуальности, рецепт на основе реальной самооценки, время на работу 1-2 мин.

Классный руководитель: Итак, мы поняли, что реальная самооценка - это очень важно. Каждый из вас уникален и прекрасен. Вы пришли в этот мир, чтобы украсить его и выразить себя. Чаще думайте о том, что может сделать вас счастливыми, верьте в свои силы и следуйте принятому в жизни девизу!

А сейчас для закрепления.

Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г.Филиппова)

Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера):

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, не решительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Составьте два столбца по 10-20 слов в каждом. В первый столбец - назовем его «Мой идеал» - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй - назовем его «Антиидеал» - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

Из первого и второго рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов и вывод

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критично себя воспринимаете.

Таким же образом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал».

Результат близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке. К единице - о заниженной, к 0,5 - нормальной.

6. Итог

Классный руководитель: Итак, еще раз реальная самооценка - это очень важно. Но не забывайте об окружающих вас людях. Относитесь к ним с добром, и они будут платить вам тем же. Ваши друзья, близкие и просто чужие люди помогут вам найти и реализовать себя. Удачи вам, ребята! Я в вас верю!