Чтение как оптимальное средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Разделы: Начальная школа


Коммуникативные универсальные учебные действия - это способы решения языковых и речевых задач, результатом которых является сформированность смыслового чтения, диалогической и монологической речи, ориентировка в разных видах текста.

Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, если мы читаем с целью получить необходимую информацию из текста. В зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными.

Цель учителя - научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной задачи, поставленной на уроке.

Коммуникативные универсальные действия можно разделить на три группы, характеризующие:

  • Смысловое чтение;
  • Диалогическую речь и участие в учебном диалоге;
  • Монологическую речь и конструирование устных и письменных текстов.

В настоящее время термин «смысловое чтение» активно используется всеми, кто имеет отношение к обучению в начальной школе. Смысловое чтение – это процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающий решение учебно-познавательных задач.

На уроках учащиеся принимают установку на слушание или чтение текста. Самое главное в данной операции, чтобы дети удержали эту установку до конца занятия. Это можно сделать, например, так: «Читая текст, обрати внимание на…». На этапе удержания учебной задачи очень важен контроль и самоконтроль.

При контроле учитель сам проверяет, не упускают ли школьники поставленную цель, задает уточняющие вопросы, например, помнят ли слушатели, как называется текст, какова тема, все ли понятно и т.д. При самоконтроле младший школьник соотносит выполненную деятельность с поставленной целью. Если учитель увидел, что задание вызывает трудность, необходимо выдвинуть мотив для повторного обращения к тексту: «Прочитаем еще раз и обратим внимание на…».

Очень важно также на уроке решить следующие учебные задачи:

  • определение назначения текста;
  • характеристика особенностей данного вида текста;
  • ответы на вопросы по содержанию текста;
  • определение и формулирование темы и главной мысли текста;
  • сравнение разных текстов в соответствии с учебной задачей, оставленной на уроке.

Ученики должны уметь высказывать свое мнение (предположение) о содержании текста по заголовку, теме, иллюстрации; определять последовательность событий в тексте; анализировать текст и формулировать главную мысль; высказывать свое отношение к произведению; доказывать свое мнение примерами из текста.

Важное место в начальных классах для формирования коммуникативных универсальных действий отводится работе над восстановлением деформированного текста:

  • восстановление нарушенной логики изложения;
  • нахождение, исправление ошибок, дополнение текста.

Также при обучении нахождению в тексте информации для решения разных учебных задач можно давать задания на определение вида текста, на умение найти и выделить в тексте одного типа информацию, которую можно поместить в текст другого вида. Например, выбрать из художественного текста информацию, которую логично поместить в научный текст. Вот такой вид работы ценен тем, что позволяет применять познавательные универсальные действия – анализ, сопоставление, обобщение, группировка.

При чтении «про себя» предлагаются задания, которые стимулируют понимание общего смысла. Например, «читая текст, обрати внимание на алгоритм действия», «читая текст, обрати внимание, о чем хотел предупредить автор», «сравни животных» и т.д. При выполнении заданий такого типа ученик проводят анализ и классификацию информации – выделяет ту, признаком которой является принадлежность к данному виду текста.

Таким образом, в настоящее время обучение в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативно-речевую направленность. Наша задача состоит в том, чтобы ребенок учился излагать свои мысли, чтобы он учился мыслить в речевой форме. В результате идет одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим фактором освоения коммуникативной функции языка.