Урок литературного чтения по теме "Как сказы сказываются" (Павел Бажов «Серебряное Копытце»). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Цели:

  • формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
  • развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

II. Развитие умений

Работа со сказом П.Бажова «Серебряное Копытце».
1.  Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Есть ли что-то сказочное на иллюстрации?
– Сравните название текста и иллюстрацию. Как вы думаете, главный ли герой изображён на рисунке?
– Кто же им может быть, судя по названию?
– Прочитайте фамилию автора. Знаком ли он вам?

 

1. Вступительного слово учителя о П.Бажове.

Павел  Бажов родился 140 лет назад на Урале. Очень он любил этот край, хорошо знал, как живут мастеровые, любил слушать уральские сказы.
Давным-давно на месте Уральских гор разливались моря, прямо из воды вставали леса гигантских деревьев. Со временем на месте этих морей и лесов появились Уральские горы, а в горах несметные богатства спрятались, видимо-невидимо. Это и каменный уголь, медные и железные руды, минералы и драгоценные камни. Даже название красивых переливающихся камней «самоцветы» родилось именно на Урале.
Со временем земли Урала стали заселять люди, которые, обнаружив в горах богатые руды, драгоценные камни, начали рыть шахты, строить металлургические заводы и фабрики по обработке камней. Рудокопы, шахтёры, камнерезы, металлурги жили в небольших посёлках около завода – в заводах, так говорили на Урале.

Тяжкая жизнь рождала у людей желание изменить её. Вот и придумывал народ разных таинственных и волшебных помощников: Хозяйку Медной горы, Голубую Змейку, бабку Синюшку, Огневушку-Поскакушку, Серебряное Копытце, а потом рассказывал своим детям о них.
Предания старины сохранились и в семье мастера металлургического завода, где родился Паша Бажов. Даже фамилия «Бажов» происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. В ней чудится что-то таинственное и волшебное. Да и прозвище уличное мальчишечье было у Паши – Колдунков. Всё детство он провёл в заводском посёлке, что расположен под Екатеринбургом, внимательно слушал вместе с другими мальчишками чудесные сказы дедушки Василия Алексеевича Хмелинина, которого ребята звали просто дедушкой Слышко. Все разговоры дед начинал с этого слова: «Слышь-ко, ребята …»

Так и погибли бы эти талантливые сказы деда, если бы не было среди его слушателей памятливого подростка Паши Бажова, который через много-много лет, уже бородатым стариком, бережно перескажет своими словами всё то, что он услышал тогда. Ведь начал писать свои сказы Павел Петрович Бажов, когда было ему почти 60 лет! Всё, что услышал, запомнил за много лет, бородатый волшебник не просто записал и обработал, он создал своеобразные, необычные, не похожие ни на какие другие сказочные произведения. Как вы думаете, ребята, почему я назвала Бажова «волшебником»?(ответы детей)

– Сегодня мы прочитаем один из сказов Бажова – «Серебряное Копытце».
Сам автор определил жанр своего произведения – сказ. На какое слово похоже? (похож на сказку)
Но есть отличия, их мы позже обсудим. Читаются сказы Бажова плавно, напевно, с ударением на «о»: так говорили на Урале – «окали».)

2. Учитель читает текст.

После чтения:
– Понравился ли вам сказ? А чем?
– На что обратили внимание, слушая текст?
– Захотелось ли самим прочитать сказ?

Читают ученики.

Чтение 1-й части.

Вопросы после чтения:
– Почему Кокованя решил взять к себе в дети сиротку?
– Почему девчонка «на шестом году» никому была не нужна? (Маленькая, не умела ничего делать, не могла работать на барина.)
– Какую картину вы представили себе после чтения этого отрывка?
– Как понимаете слова: «Это у вас Григорева-то подарёнка»? (Подарил жизнь девочке Григорий, отец.)
– Что мы о ней узнали?
– Чем занимается Кокованя летом? зимой?
– Чем заинтересовал старик девочку?
– Почему девочка пошла жить к Коковане?
– Как он отнёсся к кошке?
– Очень интересна речь Коковани. В ней много слов, присущих уральцам, устаревших слов, образных сравнений. Найдите их. (Знавал, по родителям пойдёт, подарёнушка, звонкая кошка, вместо балалайки)

Чтение 2-й части.

Вопросы после чтения:
– Как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка вместе?
– Что значит мастер сказки сказывать?
– Что узнали мы о Серебряном Копытце?

Чтение 3-й части.

После чтения 3-й части:
– Какую картину зимы вы представили?
– Почему Кокованя взял девочку с собой в лес?
– Объясните значения слов и выражений: лукаво (хитро), дивуются (удивляются), из ума выжился (с ума сошёл), балаган (лёгкая временная постройка для жилья).

Чтение 4-й части.

Вопросы после чтения:
– Как получилось, что Дарёнка осталась в лесу одна?
– Расскажите, что увидела девочка в первую ночь. О чём подумала?
– А что она услышала и увидела во вторую ночь?

Чтение 5-й части

Вопросы после чтения:
– Как понимаете затуманилась Дарёнка?
– Прочитайте
– Что увидела Дарёнка в третью ночь;
– Описание козлика на крыше балагана;
– Почему Дарёнка попросила деда не трогать камни? (Не жадная, радуется красоте)

ΙΙΙ. Итог

– Легко ли вам было читать сказ Бажова? Что затрудняло чтение?
– Павел Бажов учит всех нас мастерству слова, красивой, звучной русской речи, учит трудолюбию и скромности, уважению к природе и людям, любви к Уралу.

ΙV. Домашнее задание

Выразительное чтение эпизода по выбору из сказа П.Бажова «Серебряное копытце».