Конспект урока русского языка по теме "Слова-помощники". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Образовательные ресурсы:

Учебники:

  • Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник, — М.: Академкнига/ Учебник.
  • Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. — М.: Академкнига/ Учебник.
  • Электронный учебник.

Задачи урока:

  • формирование умения определять функцию слов-помощников (помощь неглавным словам-названиям предметов при уточнении высказывания), обозначение их соответствующими моделями русского языка, графически обозначать в предложении; составлять схемы предложений и придумывать и записывать предложения по схемам, состоящим из четырех слов;
  • закреплять умения правильного письма слов-помощников со словами - названиями предметов;
  • формирование культуры устного ответа; умения вежливого приветствия знакомых (поведение при встрече).

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся распознавать предлоги (слова-помощники) в предложении, составлять схемы предложений с предлогами, составлять и записывать предложения c предлогами, закрепят правило раздельного написания предлогов со словами.
  • Метапредметные (УУД):
    • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, участвуют в планировании этапов урока, подводят итог урока.
    • Познавательные: принимают и используют знаки, модели, символы, приведенные в тетради, учебнике, моделируют предложения. Составляют  схемы,  предложения, используя предлоги.
    • Коммуникативные: учатся общаться при работе в паре, учатся формулировать связное предложение при ответе.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Вводная часть урока

 

- Начинаем урок русского языка. Поприветствуем наших гостей улыбками, садимся на места.
(Другой вариант:
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им!
- Спасибо. Садитесь.
Записываем в тетради в линейку по образцу:
17 марта
Классная работа

Настрой на урок.

- Вспомните пожалуйста, куда отправились Маша и Миша?
- Что там произошло?
- Как мы уже им помогли?
- Продолжим им помогать?

- Дети отправились в Волшебный лес.
- Анишит Йокоп заколдовала животных, а мы решили им помочь.
- Мы вернули им названия, признаки и способность действовать.

- Откройте оглавление учебника. Какую главу мы изучаем?
- Как она обозначается? Что мы уже знаем о мире слов?
- Мы изучаем главу «Маша и Миша знакомятся с миром слов».
Она обозначается значком «бабочка»
- С какими словами мы уже познакомились? Какими моделями обозначаются эти слова? - Мы познакомились со словами-названиями предметов, словами-названиями действий и словами-названиями признаков. (Называют модели для обозначения слов).

- Мы продолжим работу по этой главе, или начнём новую?
- Найдите страницу, по которой мы будем сегодня работать.
- Мы познакомимся ещё с одной группой слов.

- Будет 4 урок по этой главе. (4 бабочки)
- Страница 18.

2. Актуализация знаний. (Интрига)

 

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.18.
- «Как вы думаете, где живут разные животные? – спросила Анишит Йокоп.
(Просим детей рассказать, где живет каждое из животных, изображенных на иллюстрации)
Белка живет(где?) в дупле.
Медведь живет (где?) в берлоге.
Сова живет (где?) на дереве.
Змея живет (где?) в камнях.
Щука живет (где?) в реке.

Волшебница Анишит Йокоп приготовила для вас первое задание. Из слов, записанных на доске составьте предложение.

Живёт    дереве     аист

Аист живёт дереве.
- Предложение не получается.
Не хватает слова-помощника.

3. Сообщение темы урока. Целеполагание. Составление плана урока.

1.  

2.  

3.

4.  

5. итог

Тема нашего урока – «Слова-помощники».
- Какие слова-помощники вы знаете?
- Всё ли мы знаем о словах-помощниках?
Какую цель поставим на урок?

- Давайте посмотрим, каким образом будем работать на уроке и составим план урока.

1. Выполним задание Волшебницы и составим схему предложения.

2. Поработаем по учебнику, выполняя задания будем рассуждать.

3. Поработаем в парах.и узнаем, каким словам помогают слова-помощники.

4. Поработаем в тетради и проверим себя.

5. Подведем итог.

 

Дети называют знакомые слова-помощники.

 

- Больше узнать о словах-помощниках.

Дети составляют план на доске. Используя значки.

4. Работа с предложением на доске

Выполним задание Анишит Йокоп. Чтобы получилось предложение, какое слово-помощник поставим?


- Составьте предложение.

- Составьте схему предложения, используя карточки.

Обратимся к плану урока.

Что выполнили? Как будем работать дальше?

Не хватает слова на
Аист живет на дереве.

 

 

Дети составляют схему предложения.

 

 

- Будем работать по учебнику.

6. Работа по учебнику

 

- Устно составьте по картинке в учебнике предложения, где живут разные животные.
- Какие слова необходимы в предложениях? Для чего?
- Слова-помощники нужны в этих предложениях, чтобы слова в предложении были связаны.

- Прочитайте предложение в упр. 7. Рассмотрите схему предложения. Назовите слово-помощник.

Прочитайте и сравните следующие предложения:
Белка живет в дупле.
Белка живет под дуплом.
Белка живет за дуплом.
Белка живет над дуплом.

- Слово-помощник в
- Какими словами они различаются? - Предложения различаются словами в, под, за, над.
- Какое предложение содержит верное высказывание? - Верное предложение Белка живёт в дупле.
- Какое слово помогло сделать высказывание верным? - Помогло слово-помощник в.
- Почему такие слова назвали словами-помощниками? - Эти слова помогают составить верное высказывание. Эти маленькие слова помогают неглавному слову-названию предмета уточнить место проживания животного.

- Какой моделью обозначается слово-помощник?
- Вернемся к плану урока. Что мы выполнили? Что будем делать дальше?

 
- Поработаем в паре.

7. Работа в парах

- Прочитайте задание в учебнике для работы в паре. - Не забудьте о правилах работы в паре.
- Используя слова-помощники из конверта, выполните задание.

Дети составляют предложения, используя слова-помощники.
Мама налила молока в миску.
Кот пьёт молоко из миски.
Шмель летает над миской.

8. Физминутка - Вы хорошо поработали, пора отдохнуть.
По дорожке, по дорожке
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
 
9. Работа по учебнику

 

Запишем последнее предложение и подчеркнем слова в нем.

Асырк и Торк предлагают вам подумать, работая в паре и сказать (прочитайте задание в учебнике с.19)

Ученик читает из учебника: Какому слову в этих трёх предложениях слова-помощники из, в, над помогли уточнить высказывания?
Дети обсуждают в парах. - Мы думаем, эти слова помогли слову миска.

- Слова-помощники помогают словам – названиям предметов или словам – названиям действий?

- Мы думаем, что слова-помощники помогают словам – названиям предметов.

- Слова-помощники помогают главным или неглавным словам-названиям предметов? - Мы думаем, что слова-помощники помогают неглавным словам – названиям предметов.
- Давайте прочитаем правило Летучей мыши и проверим свои предположения. Дети читают правило на с.19
1) Самостоятельная работа в рабочей тетради. Проверка. Обратимся к плану урока. Что выполнили? Что предстоит сделать? - Поработаем в тетради и проверим себя.
Оценка выполненной работы.

 

- Выполним упражнение 7 из учебника на с.20 в тетради и проверим, как научились составлять предложения, используя слова-помощники.
Письменная работа в тетради.
- Разберем первое предложение, а остальные выполните по группам 1 ряд – 2 и 3 предложения, 2 ряд – 4 и 5, 3 ряд - 6 и 7.
- Как написали слова-помощники? Самостоятельно работают в тетради.
Проверяют, зачитывая предложения с доски.
- Докажите, что они пишутся отдельно. Слова-помощники написали отдельно.

При затруднении можно воспользоваться подсказкой Маши на с. 20 учебника.

 

- Между словом-помощником и словом – названием предмета  можно поставить слово - название признака или вопрос.

2) Закрепление. Работа в тетради для сам. работ.
Проверка в парах.
Выполнение задания 1 и 2 на с.12. Самостоятельно. Выполняют задания в тетради. Обмениваются тетрадями и проверяют у соседа по парте.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обратимся к плану урока. Все запланированное выполнили? Что нового узнали на уроке? Все ли было понятно? Что вызвало затруднения?
В Волшебном лесу растет дерево Успеха. Давайте оценим свою работу на уроке и повесим на дерево яблоко.
Красное яблоко означает - я понял тему урока, могу помочь другим в усвоении новой темы.
Жёлтое яблоко означает - не все моменты урока мне были понятны,
зелёное яблоко - необходима дополнительное занятие с учителем или одноклассниками.
- Всем спасибо за урок.

Дети подводят итог урока.