Формирование нравственных ценностей у обучающихся в рамках предмета «Основы православной культуры»

Разделы: Начальная школа


Без Бога нация – толпа,
 Объединённая пороком,
 Или слепа, или глупа,
 Иль что ещё страшней – жестока.
 И пусть на трон взойдёт любой,
 Глаголющий высоким слогом.
 Толпа останется толпой,
 Пока не обратится к богу!

(Иеромонах Роман (Матюшин)

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством. В современном мире подрастающее поколение окружено разнообразием соблазнов, дискриминирующих нравственные устои и противоречащих православному воспитанию. Человек окружён большим количеством разнообразных вер, идеологий и пропагандой активнодействующих сект, общин. Наш предмет является первоначальной ступенью в воспитании у детей крепких нравственных устоев, в формировании их мировоззрения, которые воздействуют на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных взглядов и стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Православное воспитание ставит цель: изучение заповедей и потребности жить по этим заповедям, которые обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями и охватывают все направления воспитания детей и взаимоотношений людей в обществе. Ведь дети младшего школьного возраста обладают повышенной восприимчивостью, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость этических норм, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются главным залогом их обучаемости и воспитуемости. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовного воспитания. Изучение православной культуры в современной школе открывает ребёнку мир Православия – мир бесконечный, мудрый, добрый.

В статье хочу поделиться некоторыми элементами методики преподавания данного предмета, при которых ощущалось большое теплое взаимопонимание учителя и детей. В своей практике преподавания предмета «Основы православной культуры» пришла к выводу, что дети с большим интересом знакомятся с живописными произведениями на евангельские сюжеты, церковными датами и праздниками, архитектурой древних соборов и храмов, но особо нужно отметить интерес четвероклассников к теме сотворения мира из Ветхого завета. Бог создавал мир строго последовательно в течение шести дней и седьмой день отдыхал. Следовательно, по традиции воскресенье посвящается служению богу, посещению храма, книгоизучению, совершению добрых дел.

Великий русский педагог К.Д.Ушинского писал: "... Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие". Действительно, первоначальные представления о религиозных праздниках, как Рождество, Крещение, Троица, Пасха дети получают в семье. Таким образом, с интересом прошёл урок по теме «Пасха», дети знакомились с историей возникновения праздника, пасхальными обычаями, обрядами и использовали имеющиеся знания по данной теме. Также большой вклад в воспитание детей вносит урок «Заповеди». Урок проходил в форме беседы. Дети толковали смысл каждой заповеди и читали с учебника, обогащая знания об этических чувствах доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, знакомству с нормами религиозной морали, развивая понимание их значений в реальной жизни.

А начался урок с истории Моисея из Библии: «Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей иего народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не былообычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. Сорок дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал». Особо обратили внимание на некоторые заповеди, растолковывая более обширно, ближе к своей реальной жизни: например, «не убий». Обсудили жизнь всей живой природы, жизнью дарована богом «любая тварь» на земле. И маленький жучок создан богом, наступив на него, лишишь жизни и совершишь грех. Никто не имеет права отнимать жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других. Очень к месту пришлась беседа о современных соблазнах для детей по интернету «Синий кит» и вновь появившиеся «Собачий кайф», «Зелёная кошка», призывающие к суицидальным действиям.

Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто держит плохие мысли, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Сделали вывод о ценности любой жизни и людей, и животных, и растений. А заповедь «не прелюбодействуй» - понимается как любовь и нежность, преданность и верность и в семье и в дружбе. Предательство, неверность в отношениях разрушает драгоценные человеческие отношения - любовь и доверие друг к другу, причиняют душевную боль. Крепкая и верная любовь в семье укрепляет семью и делает её счастливой. В жизни нужно искать пути созидания, а не разрушения. А иначе в человеке укореняются злые привычки и дурной навык. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл.

Исполнение заповедей позволяет душе человека расти, раскрывать свою доброту для других людей, быть милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле и прекраснее будет мир. На уроках мы учим детей всегда связывать слово и дело, и доводить его до конца. «Начало полдела откачало, а конец всему делу венец». Каждый ребёнок должен руководствоваться истиной: сделал доброе дело, оно к тебе вернётся, но не сразу, а когда будет всего необходимей. Не делай и плохого дела, оно тоже к тебе вернётся, не сразу, но когда будет совсем не гоже.

На уроках легко воспринимают теоретический материал, с удовольствием выполняют практические работы в технике «батик», «графика», поделки из разного материала. Работы выполняются на интегрированных уроках, на занятиях внеурочной деятельности: рисование православного храма, пасхального яйца, рисунки по теме «Красота божьего мира».

Учащиеся четвертого класса с обзорной экскурсией посетили православный Храм в честь Святителя Спиридона г.Сусуман с целью: познакомить с понятием «православный храм» и его назначением; познакомить учащихся с внешним видом и устройством храма; формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей; развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию. Отец Владимир дал много информации о православии, об устройстве храма, об иконостасе и отдельных иконах. В итоге сделали вывод: в храме все расположено в строгом порядке с символическим смыслом, нет ничего лишнего и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от лишнего, ненужного, что мешает добрым помыслам и поступкам, умножая добро и любовь.

При проведении уроков православия для лучшего восприятия изучаемой темы учащимися учителю необходимо проводить большую словарную работу по знакомству с терминологией предмета. Из своей практики приведу примеры:

1) Подобрать однокоренные слова к слову «Родина»: род, родители, родиться, родной, родня, родственник, родич, родство, родоначальник, родненький, породниться, родимый, рождение, рождество, рождественский, зарождение, народ, народный, природа, родник, родниковый, родинка, родословная, зародыш.

- Как часто мы можем употреблять эти слова в своей речи, вдумываемся ли в значение слов?

2) При знакомстве с новыми терминами на уроке используется методическая словарная карта (алгоритм):

1) слово, над которым работают учащиеся;

2) отрывок из словарной статьи;

3) этимология слова;

4) синонимы и антонимы;

5) составление словосочетания или использование фраз с этим словом;

6) использование в контексте, составление предложений.

К примеру:

1. слово «пророк»;

2. пророк – в религии (по Ожегову: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории – прошедшее, настоящее и будущее;

3. этимология, происходит от ст.-сл. про + глагол реку́, др.-греч. «прорицатель», буквально «говорящий будущее»;

4. провидец, предсказатель, толкователь высшей воли;

5. Нет пророка в моём отечестве;

6. Восстань, пророк, и виждь,
Ии внемли, исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Г лаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин «Пророк»).

3) Сравни случаи употребления слова «спаситель». В каких случаях это слово пишется только с заглавной буквы? Почему?

«Иисуса Христа называют Спасителем мира. Моим спасителем стал дед Василий: услышав мой крик, он подбежал и быстро вытащил меня из проруби».

Заложить в сердца подрастающего поколения духовные начала – наша прямая обязанность. В школе одной из форм духовно-нравственного воспитания являются внеклассные мероприятия, в которые дети вкладывают весь свой талант, культуру, вдохновение, т.е. доброе духовное начало. С любовью и нежностью проходят: «День матери», «День Земли», «День России», «Отчизны верные сыны», «День семьи», «8 Марта», конкурсы «За здоровый образ жизни», «Пасхальное яйцо». Мероприятия поддерживаются родителями, ведь каждый из них заинтересован в том, чтобы их сын или дочь выросли добрыми, воспитанными, высококультурными, милосердными, духовно-нравственными людьми.

Закончить свой доклад я хочу притчей. Человек прошептал: "Господи, ответь мне" и запели луговые травы, но он их не слышал. Человек прокричал: "Господи, ответь мне!" и послушались раскаты грома и молнии, но человек не услышал и их. Человек обернулся по сторонам: "Господи, покажись мне" и засияли звезды, которых все же не увидел человек. Человек снова закричал: "Господь, пусть я увижу видение!" и весной появилась новая жизнь, которая прошла мимо глаз человека. И тогда человек заплакал: "Дотронься до меня, Господи, чтобы я понял, что ты здесь" и Господь спустился к человеку. А человек скинул бабочку со своего плеча и отправился в даль...

Эта притча нас приводит к мысли, что человек не должен быть глухим, а должен любить божий мир, верить и чувствовать влияние бога каждый миг своей жизни. Когда на сердце станет одиноко…, а близкий станет, как чужой… взгляни на небо и вдохни глубоко…запомни: - Бог с тобой!

Список литературы

  1. Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4 класс). М.: Просвещение, 2018 г. – 95 с.
  2. А.В.Кураев. Детская библия. Библейские рассказы в картинках. Институт перевода библии. 1983.
  3. Толковый словарь С.И.Ожегова.
  4. Интернет-ресурсы:
    http://rudocs.exdat.com/docs/index-288533.html?page=5 
  5. Заповеди gimnazy16.ru/ORKSE/Yrok_pravoslavie.doc